Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АЭРОФИНИШЁР

Авторы: К. В. Захаров

АЭРОФИНИШЁР, уст­рой­ст­во для тор­може­ния са­мо­лё­та при по­сад­ке на па­лу­бу авиа­не­су­ще­го ко­раб­ля. Осн. уз­ла­ми А. яв­ля­ют­ся рас­по­ло­жен­ный под по­лёт­ной па­лу­бой тор­моз­ной ме­ха­низм и тро­со­вая сис­те­ма, со­стоя­щая из 2 со­еди­нён­ных ме­ж­ду со­бой тро­сов – при­ём­но­го и тор­моз­но­го. Ос­но­вой тор­моз­но­го ме­ха­низ­ма обыч­но яв­ля­ет­ся гид­ро­ци­линдр, к плун­же­ру ко­то­ро­го кре­пит­ся под­виж­ная обой­ма бло­ков по­ли­спа­ста с крат­но­стью до 20. Гид­ро­ци­линдр соз­да­ёт тор­моз­ное уси­лие, ко­то­рое че­рез тор­моз­ной трос, оги­баю­щий бло­ки по­ли­спа­ста, пе­ре­да­ёт­ся со­вер­шаю­ще­му по­сад­ку са­молё­ту. Из­вест­ны А., в ко­то­рых тор­моз­ной трос на­ма­ты­ва­ет­ся на ба­ра­ба­ны, ос­на­щён­ные фрик­ци­он­ны­ми или гид­равлич. тор­мо­за­ми.

При по­сад­ке на па­лу­бу авиа­нос­ца са­мо­лёт в мо­мент ка­са­ния па­лу­бы спец. крю­ком (под хво­сто­вой ча­стью фю­зе­ля­жа) за­хва­ты­ва­ет при­ём­ный трос (на­тя­ну­тый на выс. 80–150 мм над па­лу­бой) и вы­тя­ги­ва­ет со­еди­нён­ный с ним осн. трос, пре­одо­ле­вая тор­моз­ное уси­лие гид­ро­ци­лин­д­ра, мно­го­крат­но уве­ли­чен­ное по­ли­спа­стом, вплоть до пол­ной ос­та­нов­ки са­мо­лё­та. А. спо­соб­ны ос­та­нав­ли­вать са­мо­лё­ты мас­сой до 30 т при по­са­доч­ной ско­ро­сти до 250 км/ч. Тор­моз­ной путь со­став­ля­ет ок. 100 м, вре­мя за­тор­ма­жи­ва­ния 2–2,5 с, макс. от­ри­цат. пе­ре­груз­ка при этом мо­жет дос­ти­гать 4,5$g$ ($g≈$ 9,8 м/с2). Тор­моз­ное уси­лие ав­то­ма­ти­че­ски ре­гу­ли­ру­ет­ся се­лек­то­ром мас­сы при­ни­мае­мо­го са­мо­лё­та, обес­пе­чи­ваю­щим не­за­ви­си­мость тор­моз­но­го пу­ти от мас­сы со­вер­шаю­ще­го по­сад­ку са­мо­лё­та. Управ­ле­ние А. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с рас­по­ло­жен­но­го на па­лу­бе пуль­та управ­ле­ния. В це­лях по­вы­ше­ния безо­пас­но­сти по­сад­ки на ко­раб­лях ус­та­нав­ли­ва­ют неск. А. (обыч­но 4) с рас­стоя­ни­ем ме­ж­ду при­ём­ны­ми тро­са­ми 10–12 м.

Вернуться к началу