Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АВИА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Шенкин

АВИА́ЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis – пти­ца), ши­ро­кое по­ня­тие, свя­зан­ное с по­лё­та­ми в ат­мо­сфе­ре ап­па­ра­тов тя­же­лее воз­ду­ха. А. вклю­ча­ет в се­бя тех­нич. сред­ст­ва и лич­ный со­став, функ­цио­ни­ру­ет в рам­ках сло­жив­ших­ся ор­га­ни­зац. струк­тур и опи­ра­ет­ся на спец. от­рас­ли зна­ний. К тех­нич. сред­ст­вам на­ря­ду с ЛА (летательные аппараты, в осн. са­мо­лё­ты и вер­то­лё­ты) от­но­сят­ся так­же на­зем­ные тех­нич. сред­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щие под­го­тов­ку ЛА к по­лё­ту и вы­пол­не­ние по­лёт­но­го за­да­ния. Соз­да­ние авиац. тех­ни­ки воз­ло­же­но на авиац. пром-сть, а так­же на от­рас­ли ин­ду­ст­рии со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля (из­го­то­в­ля­ю­щие ави­ац. ма­те­ри­а­лы, топ­ли­во, ра­дио- и све­то­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние и др.). Лич­ный со­став А. объ­е­ди­ня­ет лёт­ный со­став и спе­циа­ли­стов, свя­зан­ных с тех­нич. об­слу­жи­ва­ни­ем авиац. тех­ни­ки. Экс­плуа­та­цию ЛА обес­пе­чи­ва­ют се­ти аэро­пор­тов (аэро­дро­мов), цен­тров и пунк­тов управ­ле­ния воз­душ­ным дви­же­ни­ем и др. служ­бы. Авиац. нау­ка ба­зи­ру­ет­ся на дос­ти­же­ни­ях аэ­ро­ди­на­ми­ки, га­зо­вой ди­на­ми­ки, ме­ха­ни­ки по­лё­та, аэ­ро­на­ви­га­ции, тео­рии ав­то­ма­тич. ре­гу­ли­ро­ва­ния, стро­ит. ме­ха­ни­ки, ма­те­риа­ло­ве­де­ния, аку­сти­ки, эр­го­но­ми­ки и др. на­ук.

В со­от­вет­ст­вии с на­зна­че­ни­ем раз­лича­ют гра­ж­дан­скую, го­су­дар­ст­вен­ную и экс­пе­ри­мен­таль­ную А. Гра­ж­дан­скую авиа­цию под­раз­де­ля­ют на ком­мер­че­скую, ко­то­рая вы­пол­ня­ет пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров, ба­га­жа, гру­зов, поч­ты и др. авиац. ра­бо­ты за пла­ту, и А. об­ще­го на­зна­че­ния. В ря­де го­су­дарств к А. об­щего на­зна­че­ния от­но­сят ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные, лич­ные, спор­тив­ные, с.-х. и др. са­мо­лё­ты и вер­то­лё­ты. Ос­но­ву пар­ка ЛА гра­ж­дан­ской А. со­став­ля­ют ма­ги­ст­раль­ные и ре­гио­наль­ные пас­са­жир­ские и гру­зо­вые са­мо­лё­ты. Гос. А. ре­ша­ет за­да­чи во­ен­ной, ми­ли­цей­ской, та­мо­жен­ной и др. гос. служб. Во­ен. А. – со­став­ная часть воо­руж. сил го­су­дарств. Её на­зна­че­ние – на­но­сить уда­ры по на­зем­ным це­лям, вес­ти борь­бу с воз­душ­ным и мор­ским про­тив­ни­ком, осу­ще­ст­в­лять воз­душ­ные пе­ре­бро­ски войск, воо­ру­же­ний и во­ен. тех­ни­ки, про­во­дить воз­душ­ную раз­вед­ку и др. Во­ен. А. круп­ных го­су­дарств, как пра­ви­ло, вклю­ча­ет в се­бя во­ен­но-воз­душ­ные си­лы, а так­же ар­мей­скую и мор­скую авиа­цию. Экс­пе­риментальная А. ис­поль­зу­ет­ся для про­ве­де­ния н.-и. ра­бот, ис­пы­та­ний авиац. и др. тех­ни­ки.

Начальный период развития авиации

Пер­вые по­пыт­ки че­ло­ве­ка ле­тать са­мо­му с по­мо­щью ис­кусств. крыль­ев ос­но­вы­ва­лись на под­ра­жа­нии по­лё­ту птиц. В ру­ко­пи­сях Ле­о­нар­до да Вин­чи (1475) при­ве­де­ны ри­сун­ки двух ле­тат. ма­шин с мус­куль­ным при­во­дом, од­на из ко­то­рых как бы «ввин­чи­ва­ет­ся» в воз­дух с по­мо­щью ар­хи­ме­до­ва вин­та (от­да­лён­ный про­об­раз вер­то­лё­та), а дру­гая ис­поль­зу­ет для по­лё­та ма­шу­щие кры­лья. Идею вер­то­лё­та раз­ра­бо­тал и экс­пе­ри­мен­таль­но обос­но­вал М. В. Ло­мо­но­сов, ко­то­рый в 1754 про­де­мон­ст­ри­ро­вал мо­дель «аэ­ро­дро­ми­че­ской ма­ши­ны», два не­су­щих ло­па­ст­ных вин­та ко­то­рой име­ли пру­жин­ный при­вод. В 1799 Дж. Кей­ли вы­дви­нул кон­цеп­цию аэ­ро­пла­на (са­мо­лё­та) – ЛА, ко­то­рый «опи­ра­ет­ся» в воз­ду­хе на не­под­виж­ную не­су­щую по­верх­ность (кры­ло), а для пе­ре­дви­же­ния ис­поль­зу­ет отд. дви­жи­тель. В 1853 он по­стро­ил пла­нёр (без­мо­тор­ный ЛА са­мо­лёт­ной схе­мы). В 1891–96 О. Ли­ли­ен­таль спро­ек­ти­ро­вал и об­ле­тал неск. пла­нё­ров (даль­ность по­лё­тов дос­ти­га­ла 300 м). В 1843 У. Хен­сон (Ве­ли­ко­бри­та­ния) по­лу­чил па­тент на про­ект са­мо­лё­та с па­ро­вой ма­ши­ной и дву­мя воз­душ­ны­ми вин­та­ми в ка­че­ст­ве дви­жи­те­лей. В 1864 про­ект са­мо­лё­та с па­ро­вой ма­ши­ной и тол­каю­щим воз­душ­ным вин­том за­па­тен­то­вал во Фран­ции и Ве­ли­ко­бри­та­нии Н. А. Те­ле­шов.

Зна­чит. вклад в раз­ви­тие на­уч. ос­нов А. вне­сли рус. учё­ные. М. А. Ры­ка­чёв раз­ра­бо­тал экс­пе­рим. ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния не­су­щих вин­тов ЛА вер­то­лёт­ной схе­мы (1871). В 1880 опуб­ли­ко­ван клас­сич. труд Д. И. Мен­де­лее­ва «О со­про­тив­ле­нии жид­ко­стей и о воз­ду­хо­пла­ва­нии». С. К. Дже­вец­кий в 1892 пред­ложил ме­тод рас­чё­та греб­но­го вин­та, по­ло­жен­ный в ос­но­ву от­кры­той им тео­рии воз­душ­но­го вин­та. К. Э. Ци­ол­ков­ский в 1897 по­стро­ил в Ка­лу­ге аэ­ро­ди­на­мич. тру­бу («воз­ду­хо­дув­ку») для ис­сле­до­ва­ния об­те­ка­ния воз­ду­хом тел разл. фор­мы. В 1883 А. Ф. Мо­жай­ский за­вер­шил по­строй­ку на­тур­но­го са­мо­лё­та с дву­мя па­ро­вы­ми ма­ши­на­ми и тре­мя воз­душ­ны­ми вин­та­ми. В 1885 при по­пыт­ке взлё­та са­мо­лёт на­кре­нил­ся и по­ло­мал кры­ло. В даль­ней­шем са­мо­лё­ты с па­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми ис­пы­ты­ва­ли Х. С. Мак­сим, фран­цуз К. Адер, од­на­ко их по­пыт­ки со­вер­шить по­лёт ока­за­лись не­удач­ны­ми.

Биплан «Флайер I» братьев Райт (США).

По­лё­ты на са­мо­лё­тах ста­ли воз­мож­ными толь­ко по­сле ус­та­нов­ки на них порш­не­вых дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния, ко­то­рые бы­ли лег­че па­ро­вых ма­шин. 17.12.1903 бра­тья О. и У. Райт (США) на са­мо­лё­те «Флай­ер I» с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем внутр. сго­ра­ния вы­пол­ни­ли че­ты­ре по­лё­та (в по­след­нем по­лё­те са­мо­лёт про­ле­тел 260 м за 59 с). В по­сле­дую­щие го­ды А. на­чи­на­ет бы­ст­ро раз­ви­вать­ся в ев­ропейских стра­нах, где пио­не­ра­ми са­мо­лё­то­строе­ния ста­ли А. Сан­тос-Дю­мон, Г. Вуа­зен, Л. Бле­рио, Р. Эно-Пельт­ри, А. Фар­ман, Э. Нью­пор (все – Фран­ция), А. Ро, Дж. Де Хэ­вил­ленд, Ф. Хэнд­ли Пейдж (Ве­ли­ко­бри­та­ния), А. Фок­кер (Ни­дер­лан­ды), Г. Юн­керс (Гер­ма­ния), Дж. Ка­про­ни (Ита­лия) и др. Вёл­ся по­иск наи­луч­ших аэро­ди­на­мич. и кон­ст­рук­тив­ных схем са­мо­лё­тов, ко­то­рые строи­ли в ви­де мо­но­пла­нов и би­пла­нов, с от­кры­тым (в ви­де фер­мы) или c за­кры­тым об­шив­кой фю­зе­ля­жем, с тол­каю­щи­ми или тя­ну­щи­ми воз­душ­ны­ми вин­та­ми, с ко­лёс­ным шас­си или с по­плав­ка­ми для взлё­та с во­ды и по­сад­ки на неё. Си­ло­вую кон­ст­рук­цию (кар­кас) са­мо­лё­тов вы­пол­ня­ли из де­рева, кры­лья об­тя­ги­ва­ли ма­те­ри­ей. А. стре­ми­тель­но во­шла в жизнь: ско­рость, вы­со­та и даль­ность по­лё­тов по­сто­ян­но воз­рас­та­ли, ре­корд­ные дос­ти­же­ния ста­ли ре­ги­ст­ри­ро­вать­ся Ме­ж­ду­нар. авиац. фе­де­ра­ци­ей (ФАИ), ос­но­ван­ной в 1905. Ос­вое­ние вер­то­лё­тов шло с за­мет­ным от­ста­ва­ни­ем от са­мо­лё­тов, хо­тя пер­вые вер­то­лё­ты, под­ни­мав­шие­ся на не­боль­шую вы­со­ту, бы­ли про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны во Фран­ции ещё в 1907 (один из вер­толё­тов по­строи­ли Ш. Ри­ше и бра­тья Л. и Ж. Бре­ге, дру­гой – П. Кор­ню).

Ин­те­рес к А. ох­ва­тил и Рос­сию. В 1908 ос­но­ван Все­рос. аэро­клуб. В 1910 со­стоя­лись пер­вые по­лё­ты отеч. са­молё­тов кон­ст­рук­ции А. С. Ку­да­ше­ва, И. И. Си­кор­ско­го, Я. М. Гак­ке­ля. В 1911 Б. Н. Юрь­ев опуб­ли­ко­вал став­шую клас­си­че­ской схе­му од­но­вин­то­во­го вер­то­лё­та с ав­то­ма­том пе­ре­ко­са не­су­ще­го вин­та. В 1913 под рук. Си­кор­ско­го по­строе­ны пер­вые в ми­ре мно­го­мо­тор­ные са­мо­лё­ты «Рус­ский ви­тязь» и «Илья Му­ро­мец». Боль­шой вклад в по­пу­ля­ри­за­цию А. вне­сли М. Н. Ефи­мов, Н. Е. По­пов, С. И. Уточ­кин, А. А. Ва­силь­ев, Г. В. Алех­но­вич и др. рос. лёт­чи­ки. С 1909 в ря­де выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний вве­ли лек­ции по А. В 1910 на­ча­лась под­го­тов­ка рос. во­ен. лёт­чи­ков во Фран­ции, а так­же в отеч. лёт­ных шко­лах. В 1909–11 в Рос­сии про­из-во са­мо­лё­тов на­ча­ли ос­ваи­вать за­во­ды «Дукс» (Мо­ск­ва), «Пер­вое Рос­сий­ское то­ва­ри­ще­ст­во воз­ду­хо­пла­ва­ния С. С. Ще­ти­нин и Ко» и Рус­ско-Бал­тий­ский ва­гон­ный за­вод (С.-Пе­тер­бург).

Винтомоторная авиация

Пассажирский самолёт Фоккер F. VII-3m (Нидерланды).

В нач. 20 в. по­сто­ян­но воз­рас­таю­щие за­про­сы раз­ви­ваю­щей­ся А. при­ве­ли к соз­да­нию но­вой нау­ки – аэ­ро­ди­на­ми­ки, фун­да­мен­том ко­то­рой ста­ли ос­но­во­по­ла­гаю­щие тру­ды Н. Е. Жу­ков­ско­го и С. А. Ча­п­лы­ги­на (Рос­сия), Л. Пран­дт­ля и Т. Кар­ма­на (Гер­ма­ния) и др. учё­ных. Под рук. Жу­ков­ско­го ор­га­ни­зо­ва­ны аэро­ди­на­мич. ла­бо­ра­то­рии в Моск. ун-те (1902) и Моск. Им­пе­ра­тор­ском тех­нич. уч-ще (1910), в Ку­чи­но (под Мо­ск­вой) в 1904 ос­но­ван Аэ­ро­ди­на­мич. ин-т, од­на из пер­вых в ми­ре н.-и. организаций та­ко­го про­фи­ля.

Су­ще­ст­вен­ный тол­чок раз­ви­тию А. да­ла 1-я ми­ро­вая вой­на. В 1914 вою­ю­щие сто­ро­ны име­ли в об­щей слож­нос­ти ок. 800 са­мо­лё­тов (Рос­сия – 206), за вре­мя вой­ны их бы­ло вы­пу­ще­но св. 200 тыс. Зна­чи­тель­но улуч­ши­лись лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки са­мо­лё­тов: ско­рость воз­рос­ла до 200–220 км/ч, по­то­лок вы­со­ты – до 6000–7000 м, мощ­ность дви­га­те­ля – до 300 кВт, гру­зо­подъ­ём­ность – до 2–3,5 т.

1920-е гг. про­шли под зна­ком ста­нов­ле­ния воз­душ­но­го транс­пор­та. Прак­ти­че­ски во всех эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах ми­ра поя­ви­лись авиа­транс­порт­ные ком­па­нии для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров, поч­ты, гру­зов, для че­го соз­да­ва­лись спец. пас­са­жир­ские са­мо­лё­ты, а так­же пе­ре­обо­ру­до­ва­лись во­ен­ные. На ев­роп. ли­ни­ях ши­ро­ко при­ме­ня­лись по­стро­ен­ные в Гер­ма­нии пас­са­жир­ские са­мо­лёты Юн­кер­са и Фок­ке­ра. В 1919 фир­ма «Бо­инг» (США), став­шая впо­след­ст­вии круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем воз­душ­ных су­дов, вы­пус­ти­ла свой пер­вый са­мо­лёт – ле­таю­щую лод­ку В-1. В 1923 Х. Си­ер­ва (Ис­па­ния) по­стро­ил ус­пеш­но ле­тав­ший ав­то­жир С-4.

Рос­сия уже в хо­де Гражд. вой­ны (1918–22) при­сту­пи­ла к вос­ста­нов­ле­нию и ук­ре­п­ле­нию сво­ей А. В 1918 на­ча­лась на­цио­на­ли­за­ция авиац. пром-сти. То­гда же был ос­но­ван Центр. аэ­ро­гид­ро­ди­на­мич. ин-т (ЦАГИ), при­зван­ный обес­пе­чить раз­ви­тие авиац. нау­ки и тех­ни­ки. В 1920 от­кры­то пер­вое в стра­не выс­шее авиац. учеб­ное за­ве­де­ние – Ин-т ин­же­не­ров Крас­но­го Воз­душ­но­го Фло­та (впо­след­ст­вии Во­ен­но-воз­душ­ная ин­же­нер­ная ака­де­мия им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го). В 1922 на­ча­лись по­лё­ты на ме­ж­ду­нар. авиа­ли­нии Мо­ск­ва – Кё­нигс­берг, в 1923 от­кры­лась пер­вая в СССР ре­гу­ляр­ная ли­ния Мо­ск­ва – Ниж­ний Нов­го­род. Пер­вым отеч. пас­са­жир­ским са­мо­лё­том стал АК-1, рас­счи­тан­ный на пе­ре­воз­ку 2–3 пас­са­жи­ров, соз­дан­ный в ЦАГИ (1924) под рук. В. Л. Алек­сан­д­ро­ва и В. В. Ка­ли­ни­на. В 1920-х гг. ор­га­ни­зу­ют­ся кон­ст­рук­тор­ские бю­ро (КБ) Н. Н. По­ли­кар­по­ва, А. Н. Ту­по­ле­ва, Д. П. Гри­го­ро­ви­ча, К. А. Ка­ли­ни­на. Пер­вый отеч. се­рий­ный са­мо­лёт-раз­вед­чик Р-1 По­ли­кар­по­ва (1923). Его учеб­ный са­мо­лёт У-2 (По-2), бла­го­да­ря от­лич­ным лёт­ным ка­че­ст­вам и уни­каль­ным мас­шта­бам про­из­вод­ст­ва (в 1928–59 по­строе­но св. 40 тыс. ма­шин), стал од­ним из вы­даю­щих­ся ЛА в ис­то­рии А. На У-2 ус­та­новлен пер­вый круп­но­се­рий­ный отеч. авиа­дви­га­тель воз­душ­но­го ох­ла­ж­де­ния М-11 мощ­но­стью 73,5 кВт кон­ст­рук­ции А. Д. Шве­цо­ва, на­шед­ший за­тем ши­ро­кое при­ме­не­ние в лег­ко­мо­тор­ной авиа­ции. В КБ А. Н. Ту­по­ле­ва, вхо­див­шем в 1922–36 в со­став ЦАГИ, впер­вые в стра­не на­ча­ли раз­ра­ба­ты­вать цель­но­метал­лич. са­мо­лё­ты. Соз­дан­ные в КБ тя­жё­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки – двух­мо­тор­ный ТБ-1 (АНТ-4) и че­ты­рёх­мо­тор­ный ТБ-3 (АНТ-6) – пер­вые в ми­ре тя­жё­лые са­мо­лё­ты, вы­пол­нен­ные по схе­ме сво­бод­но­не­су­ще­го (без на­руж­ных эле­мен­тов кре­п­ле­ния кры­ла) мо­но­пла­на. Са­мо­лёт И-2бис Гри­го­ро­ви­ча – пер­вый отеч. ис­тре­би­тель, при­ня­тый на воо­ру­же­ние, что по­зво­ли­ло в 1925 ис­клю­чить из пар­ка во­ен. А. иностр. са­мо­лё­ты. В 20-х гг. на­ча­лась дея­тель­ность А. С. Яков­ле­ва как авиа­кон­ст­рук­то­ра. На его спор­тив­ном са­мо­лё­те АИР-1 до­стиг­ну­ты в СССР в 1927 пер­вые (не­офи­ци­аль­ные) ми­ро­вые ре­кор­ды (лёт­чик Ю. И. Пи­онт­ков­ский). В 1929 Н. И. Ка­мо­вым и Н. К. Скржин­ским по­стро­ен пер­вый в стра­не ав­то­жир КАСКР-1.

Пассажирский самолёт Дуглас DC-3 (США).

Осн. тен­ден­ция раз­ви­тия ми­ро­вой А. в 1930-х гг. свя­за­на с уве­ли­че­ни­ем ско­ро­сти по­лё­та, гл. обр. в ре­зуль­та­те сни­же­ния аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ния ЛА. Са­мо­лё­ты ста­ли стро­ить пре­им. по мо­но­план­ной схе­ме с уби­раю­щим­ся в по­лё­те шас­си, об­те­кае­мы­ми ка­по­та­ми дви­га­те­лей, за­кры­ты­ми ка­би­на­ми, глад­кой (вме­сто гоф­ри­ро­ван­ной) ме­тал­лич. об­шив­кой. Раз­ра­ба­ты­ва­лись бо­лее мощ­ные авиац. дви­га­те­ли, на­гне­та­те­ли воз­ду­ха для над­ду­ва дви­га­те­ля (с це­лью под­дер­жа­ния его мощ­но­сти на вы­со­те), воз­душ­ные вин­ты с из­ме­няе­мым в по­лё­те ша­гом (для бо­лее эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния мощ­но­сти дви­га­те­ля на разл. ре­жи­мах по­лё­та), ра­дио­тех­нич. сис­те­мы на­ви­га­ции, ав­то­пи­ло­ты, про­ти­во­об­ле­денит. сис­те­мы и др. Соз­да­ны пер­вые цель­но­ме­тал­лич. пас­са­жир­ские са­мо­лёты мо­но­план­ной схе­мы (Бо­инг 247 и DC-3, США). Бо­инг 307 стал пер­вым са­мо­лё­том с над­ду­вом ка­би­ны для пас­са­жи­ров, что по­зво­ли­ло пас­са­жир­ским са­мо­лё­там ле­тать на боль­шой вы­со­те. Лёт­но-при­год­ные об­раз­цы вер­толё­тов про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны в Гер­ма­нии (FA 61 Г. Фок­ке) и США (VS-300 И. И. Си­кор­ско­го).

В 1930-е гг. в СССР ак­тив­но рас­ширя­лась сеть аэ­ро­клу­бов, сыг­рав­ших боль­шую роль в под­го­тов­ке лёт­ных ­кадров, ор­га­ни­зо­вы­ва­лись но­вые учеб­ные за­ве­де­ния, КБ и н.-и. ор­га­ни­за­ции авиац. про­фи­ля. Вво­ди­лись в строй новые са­мо­лё­то­стро­итель­ные и авиа­мо­тор­ные за­во­ды, строи­лись экс­пе­ри­мен­таль­ные и опыт­ные ЛА, на ко­то­рых про­ве­ря­лись но­вые на­уч­но-тех­нич. идеи и кон­ст­рук­ции. В этот пе­ри­од под рук. А. Н. Ту­по­ле­ва бы­ли соз­да­ны ги­гант­ские для то­го вре­ме­ни са­мо­лё­ты АНТ-14 «Прав­да» и АНТ-20 «Мак­сим Горь­кий». Ори­ги­наль­ны­ми тех­нич. ре­ше­ния­ми от­ли­ча­лись са­мо­лё­ты, по­стро­ен­ные по про­ектам Г. И. Бак­шее­ва, Р. Л. Бар­ти­ни, В. Н. Бе­ляе­ва, П. Д. Гру­ши­на, К. А. Ка­ли­ни­на, А. С. Мос­ка­лё­ва, И. В. Чет­ве­ри­ко­ва, Б. И. Че­ра­нов­ско­го, В. А. Чи­жев­ско­го и др. В ЦАГИ на­ча­лись ра­бо­ты по ав­то­жи­рам и вер­то­лё­там. В соз­да­нии этих ЛА при­ни­ма­ли уча­стие И. П. Бра­ту­хин, Б. Н. Юрь­ев, Н. И. Ка­мов, М. Л. Миль, В. А. Куз­не­цов, Н. К. Скржин­ский, А. М. Че­рё­му­хин и др. В СССР пер­вый экс­пе­рим. вер­то­лёт (ЦАГИ 1-ЭА) по­стро­ен в 1930. В 1932 Че­рё­му­хин дос­тиг на нём вы­со­ты 605 м, зна­чи­тель­но пре­вы­сив офиц. ми­ро­вой ре­корд, рав­ный то­гда 18 м. Для ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны в СССР на­ча­лось круп­но­се­рий­ное про­из-во ис­тре­би­те­лей И-15, И-16, И-153 (По­ли­кар­по­ва), бом­бар­диров­щи­ков ТБ-3 и СБ (А. Н. Ту­поле­ва), гид­ро­са­мо­лё­тов МБР-2 (Г. М. Бе­рие­ва) и др. са­мо­лё­тов. Парк пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов пром-сть по­сто­ян­но по­пол­ня­ла но­вы­ми ма­ши­на­ми: АНТ-9 и АНТ-35 А. Н. Ту­по­ле­ва, К-5 Ка­ли­ни­на, «Сталь-2» и «Сталь-3» А. И. Пу­ти­ло­ва, ХАИ-1 И. Г. Не­ма­на, Ли-2 (ли­цен­зи­он­ный DC-3) и др. В кон. 30-х гг. на­ча­лось се­рий­ное про­из-во соз­дан­ных но­вых бое­вых са­мо­лё­тов: бом­бар­ди­ров­щи­ков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Пет­ля­кова, бом­бар­ди­ров­щи­ка ДБ-3Ф (Ил-4), ис­тре­би­те­лей ЛаГГ-3 С. А. Ла­воч­ки­на, В. П. Гор­бу­но­ва и М. И. Гуд­ко­ва, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Ми­коя­на и М. И. Гу­ре­ви­ча, Як-1 А. С. Яков­ле­ва, мно­го­це­ле­во­го са­мо­лё­та Су-2 П. О. Су­хо­го, бом­бар­ди­ров­щи­ков Ар-2 А. А. Ар­хан­гель­ско­го и Ер-2 В. Г. Ер­мо­лае­ва, штур­мо­ви­ка Ил-2 С. В. Иль­ю­ши­на. В КБ В. Я. Кли­мо­ва, А. А. Ми­ку­ли­на, А. С. На­за­ро­ва, А. Д. Шве­цо­ва соз­да­ва­лись авиа­дви­га­те­ли по­вы­шен­ной мощ­но­сти и на­дёж­но­сти.

Бомбардировщик Боинг B-29 (США).
Штурмовик Ил-2 (СССР).

За го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны об­щее про­из-во са­мо­лё­тов в ми­ре со­ста­ви­ло бо­лее 750 ты­сяч. Основными бое­вы­ми са­мо­лё­та­ми Гер­ма­нии бы­ли ис­тре­би­те­ли Ме 109 («Мес­сер­шмитт») и FW 190 («Фок­ке-Вульф»), бом­бар­ди­ров­щи­ки Не. 111 («Хейн­кель»), Ju87 и Ju88 («Юн­керс»). Со­юз­ни­ки СССР ис­поль­зо­ва­ли бом­бар­ди­ров­щи­ки «Га­ли­факс», «Лан­ка­стер» и «Мос­ки­то» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), а так­же В-17, В-24 и В-29 (США). Ис­тре­бит. А. со­юз­ни­ков со­стоя­ла из само­лё­тов «Хар­ри­кейн», «Спит­файр» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Р-38, Р-39, Р-40, Р-47, Р-51 (США) и др. США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния ис­поль­зо­ва­ли так­же и па­луб­ную А. В СССР за го­ды вой­ны во­шли в строй но­вые об­раз­цы бое­вых са­мо­лё­тов: ис­тре­би­те­ли Як-7Б, Як-9, Як-3 (Яков­ле­ва), Ла-5 и Ла-7 (Ла­воч­ки­на), штур­мо­вик Ил-10 (Иль­ю­ши­на), бом­бар­ди­ров­щик Ту-2 (А. Н. Ту­по­ле­ва). Под рук. А. Я. Бе­рез­ня­ка и А. М. Исае­ва соз­дан опыт­ный ис­тре­би­тель-пе­ре­хват­чик БИ-1 с ЖРД (1-й по­лёт в 1942, лёт­чик Г. Я. Бах­чи­ванд­жи). В пе­ри­од Вел. Отеч. вой­ны авиац. пром-сть СССР вы­пус­ти­ла св. 125 600 са­мо­лё­тов. К кон­цу вой­ны ско­рость се­рий­ных ис­тре­би­те­лей при­бли­зи­лась к 700 км/ч и воз­мож­но­сти даль­ней­ше­го её по­вы­ше­ния на са­мо­лё­тах с порш­не­вы­ми дви­га­те­ля­ми и воз­душ­ны­ми вин­та­ми прак­ти­че­ски ис­чер­па­лись.

Эпоха реактивной авиации

Истребитель МиГ-29 (СССР).

В сер. 1940-х гг. на­ча­лось ста­нов­ле­ние ре­ак­тив­ной А., осн. ти­пом авиац. дви­гате­ля стал га­зо­тур­бин­ный дви­га­тель (ГТД). В кон­це вой­ны по­яви­лись пер­вые ре­ак­тив­ные ис­тре­би­те­ли: гер­ман­ские Ме163В с жид­ко­ст­ным ре­ак­тив­ным дви­га­те­лем (ЖРД) и Ме162 с тур­бо­реак­тив­ным дви­га­те­лем (ТРД), а так­же англ. «Ме­теор» с ТРД. Ус­та­нав­ли­вае­мые на са­мо­лё­тах тур­бо­ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли (раз­но­вид­ность ГТД) в со­че­та­нии со стре­ло­вид­ны­ми и тре­уголь­ны­ми крыль­я­ми са­мо­лё­та, обес­пе­чи­ваю­щи­ми мень­шее аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ние, по­зво­ли­ли сна­ча­ла ос­во­ить око­ло­зву­ко­вые ско­ро­сти по­лёта, а за­тем пре­одо­леть зву­ко­вой барь­ер и дос­тиг­нуть ско­ро­стей 2000 км/ч и бо­лее. В СССР пер­вы­ми се­рий­ны­ми ре­актив­ны­ми ис­тре­би­те­ля­ми бы­ли МиГ-9 и Як-15 (1946). Пер­вые сверх­зву­ко­вые ис­тре­би­те­ли – F-100 (США, 1953) и МиГ-19 (СССР, 1954), в чис­ле са­мо­лё­тов, пре­одо­лев­ших ру­беж ско­ро­сти 2000 км/ч, ис­тре­би­те­ли F-104 (США), Су-7 и МиГ-21 (CCCР). На­ря­ду с ре­ак­тив­ны­ми ис­тре­би­те­ля­ми на­ча­лось строи­тель­ст­во и ре­ак­тив­ных (даль­них и стра­те­ги­че­ских) бом­бар­ди­ров­щи­ков, напр., в США – В-47, В-52; в Ве­ли­ко­бри­та­нии – «Вэ­ли­ент», «Вул­кан», «Вик­тор»; в СССР – Ту-16 (КБ А. Н. Ту­по­ле­ва), М-4, 3М (КБ В. М. Мя­си­ще­ва).

Пассажирский самолёт Ан-12 (СССР).

В 1950-е гг. ак­тив­но раз­ви­ва­лась и гражд. А. У тур­бо­вин­то­вых пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов ско­рость по­лё­та пре­вы­си­ла 600 км/ч, у ре­ак­тив­ных – 800 км/ч. Пер­вые ре­ак­тив­ные пас­са­жир­ские са­молё­ты – «Ко­ме­та» (Ве­ли­ко­бри­та­ния, 1949), Бо­инг 707 (США, 1954), Ту-104 (СССР, 1955), «Ка­ра­вел­ла» (Фран­ция, 1955). К пер­вым тур­бо­вин­то­вым пас­са­жир­ским са­мо­лё­там от­но­сят «Вай­ка­унт» (Ве­ли­ко­бри­та­ния, 1948), Фок­кер F.27 (Ни­дер­лан­ды, 1955), Ил-18, Ту-114, Ан-12 (СССР, 1957–58). В раз­ра­бот­ку га­зо­тур­бин­ных (тур­бо­ре­ак­тив­ных и тур­бо­вин­то­вых) дви­га­те­лей пер­вых по­ко­ле­ний в СССР боль­шой вклад вне­сли КБ А. М. Люль­ки, В. Я. Кли­мова, А. А. Ми­ку­ли­на (и его пре­ем­ни­ка С. К. Ту­ман­ско­го), В. А. До­б­ры­ни­на, А. Г. Ив­чен­ко, Н. Д. Куз­не­цо­ва, П. А. Со­ловь­ё­ва.

Ус­пе­хи А. в 1950–60-х гг. во мно­гом обу­слов­ле­ны фун­дам. ис­сле­до­ва­ния­ми сов. учё­ных в об­лас­ти аэ­ро­ди­на­ми­ки, ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти ЛА, га­зо­ди­на­ми­ки воз­душ­но-ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей, но­вых кон­ст­рукц. ма­те­риа­лов, проч­но­сти авиац. кон­ст­рук­ций (ра­бо­ты М. В. Кел­ды­ша, С. А. Хри­стиа­но­ви­ча, А. А. До­род­ни­ци­на, В. В. Стру­мин­ско­го, Г. П. Сви­щё­ва, Г. С. Бюш­ген­са, Б. С. Стеч­ки­на, Г. И. Пет­ро­ва, А. И. Ма­ка­рев­ско­го, С. Т. Киш­ки­на, А. Ф. Бе­ло­ва и мн. др.).

В 1950-х гг. на­ча­лось се­рий­ное про­из-во вер­то­лё­тов, на­шед­ших ши­ро­кое при­ме­не­ние в гражд. и во­ен. А. В 1946 по­лу­чил сер­ти­фи­кат лёт­ной год­но­сти вер­то­лёт Белл 47 (США). В СССР пер­вы­ми се­рий­ны­ми вер­то­лё­та­ми ста­ли Ми-1, Ми-4, Ми-6 (КБ М. Л. Ми­ля), Ка-15 и Ка-18 (КБ Н. И. Ка­мо­ва).

В 1960–70-х гг. А. раз­ви­ва­лась в на­прав­ле­нии улуч­ше­ния лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­стик са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов, а так­же раз­ра­бот­ки ЛА но­вых ти­пов. Пер­вым се­рий­ным бое­вым са­мо­лё­том, ско­рость ко­то­ро­го дос­тиг­ла 3000 км/ч, стал МиГ-25 (СССР, 1964). Не­ко­то­рые сверх­зву­ко­вые бое­вые са­мо­лё­ты строи­ли с из­ме­няе­мой в по­лё­те стре­ло­вид­ностью кры­ла для по­лу­че­ния оп­тим. аэро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­стик в ши­ро­ком диа­па­зо­не из­ме­не­ния ско­ро­сти по­лё­та. Пер­вы­ми се­рий­ны­ми са­мо­лё­та­ми та­ко­го ти­па ста­ли ис­тре­би­тель-бом­бар­ди­ров­щик F-111 (США, 1964) и ис­тре­би­тель МиГ-23 (1967). Стрем­ле­ние рас­ши­рить воз­мож­но­сти ба­зи­ро­ва­ния бое­вой А. пре­до­пре­де­ли­ло соз­да­ние са­мо­лё­тов вер­ти­каль­но­го взлё­та и по­сад­ки «Хар­ри­ер» (Ве­ли­ко­бри­та­ния, 1966) и Як-38 (1970). Тур­бо­ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли обес­пе­чи­ли ис­тре­би­те­лям тя­го­во­ору­жён­ность (от­но­ше­ние тя­ги дви­га­те­лей к взлёт­но­му ве­су ЛА) бо­лее 1, по­вы­сив их ма­нёв­рен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. Та­кая кон­цеп­ция впер­вые бы­ла реа­ли­зо­ва­на при соз­да­нии са­мо­лё­тов F-14 и F-15 (США), а так­же Су-27 и МиГ-29.

Ро­до­на­чаль­ни­ком са­мо­лё­тов боль­шой гру­зо­подъ­ём­но­сти стал ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный (с диа­мет­ром фю­зе­ля­жа 6 м) Ан-22 «Ан­тей» (О. К. Ан­то­но­ва), рас­счи­тан­ный на пе­ре­воз­ку 60 т гру­за (в ре­корд­ном по­лё­те под­нял св. 100 т). Пер­вое по­ко­ле­ние ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ных са­мо­лё­тов – Бо­инг 747, DC-10, L-1011 (США), А300 (зап.-ев­роп. кон­сор­циу­ма «Эр­бас ин­да­ст­ри»), Ил-86. Зна­чи­тель­ная вме­сти­мость ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ных са­мо­лё­тов (до 400 чел. и бо­лее) по­зво­ля­ет сни­зить пе­ре­гру­жен­ность круп­ных аэро­пор­тов и по­вы­сить рен­та­бель­ность авиа­пе­ре­во­зок. Для вы­со­ко­ско­ро­ст­но­го об­слу­жи­ва­ния отд. мар­шру­тов Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей со­вме­ст­но соз­дан сверх­зву­ко­вой пас­са­жир­ский са­мо­лёт «Кон­корд», экс­плуа­ти­ро­вав­ший­ся в 1976–2003. Раз­ра­ба­ты­вав­ший­ся в СССР с не­ко­то­рым опе­ре­же­ни­ем сверх­зву­ко­вой пас­са­жир­ский са­мо­лёт Ту-144 на­хо­дил­ся в опыт­ной экс­плуа­та­ции в 1977–1978. Ско­рость этих са­мо­лё­тов пре­вы­си­ла 2000 км/ч. Пер­вым в СССР транс­порт­ным са­мо­лё­том уко­ро­чен­но­го взлёта и по­сад­ки стал Ан-72 (1977).

Вертолёт Ми-26 (СССР).

Про­дол­жа­лось со­вер­шен­ст­во­ва­ние вин­то­кры­лых ма­шин. Не имел се­бе рав­ных по гру­зо­подъ­ём­но­сти опыт­ный вер­то­лёт Ми-12 (рас­чёт­ная на­груз­ка 25 т, ре­корд­ная – бо­лее 40 т), со­вер­шив­ший пер­вый по­лёт в 1967. Сре­ди се­рий­ных вер­то­лё­тов по гру­зо­подъ­ём­но­сти луч­шим был Ми-26 (20 т). На экс­пе­рим. вин­то­кры­ле Ка-22 ус­та­нов­ле­но 8 ми­ро­вых ре­кор­дов. Бы­ли соз­да­ны спе­ци­а­ли­зир. бое­вые вер­то­лё­ты АН-1 (США), К-25 (СССР). В СССР но­вые ру­ко­во­ди­те­ли ве­ду­щих кон­ст­рук­тор­ских кол­лек­ти­вов ус­пеш­но про­дол­жи­ли творч. тра­ди­ции отеч. шко­лы авиа­строе­ния (Г. В. Но­во­жи­лов, Р. А. Бе­ля­ков, А. А. Ту­полев, а в по­сле­дую­щие 1980-е гг. – М. П. Си­мо­нов, М. Н. Ти­щен­ко, С. В. Ми­хе­ев, С. П. Изо­тов, В. А. Ло­та­рев, М. А. Погосян, В. М. Чеп­кин и др. кон­ст­рук­то­ры).

Пассажирский самолёт Ту-204 (Россия).

С 1980-х гг. в СССР про­дол­жи­лись ра­бо­ты по соз­да­нию и до­вод­ке но­вых ЛА и усо­вер­шен­ст­во­ва­нию мо­ди­фи­каций су­ще­ст­вую­щих са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов, в т. ч. пас­са­жир­ских са­мо­лётов Ил-96–300, Ил-114, Ту-204, Ту-214, Ту-334, гру­зо­во­го са­мо­лё­та Ил-96Т, мно­го­це­ле­во­го са­мо­лё­та-ам­фи­бии Бе-200 (КБ им. Г. М. Бе­рие­ва), транс­порт­но­го вер­то­лё­та Ка-60, все­по­год­ных бое­вых вер­то­лё­тов Ка-52 и Ми-28Н, ис­тре­би­телей Су-30, Су-32, Су-35, МиГ-29 СМТ, учеб­но-бое­вых са­мо­лё­тов Як-130 и МиГ-АТ. С 1993 в г. Жу­ков­ский ре­гуляр­но (по не­чёт­ным го­дам) стал про­во­дить­ся Ме­ж­ду­нар. аэро­кос­мич. са­лон (МАКС), где де­мон­ст­ри­ру­ют­ся но­вей­шие дос­ти­же­ния в об­лас­ти ави­ац. нау­ки и тех­ни­ки.

Самолёт-невидимка истребитель Локхид F-117 (США).

1981–2003 – пе­ри­од даль­ней­ше­го раз­ви­тия А. Прак­ти­че­ски во всех клас­сах ЛА соз­да­ва­лись усо­вер­шен­ст­во­ван­ные об­раз­цы но­во­го по­ко­ле­ния. Ра­ди­каль­но по­вы­си­лась гру­зо­подъ­ём­ность транс­порт­ных ЛА, в КБ Ан­то­но­ва бы­ли соз­да­ны са­мо­лё­ты Ан-124 «Рус­лан» (с гру­зо­подъ­ём­но­стью 150 т) и Ан-225 «Мрия» (250 т). В США раз­ра­бо­тан транс­порт­ный са­мо­лёт V-22 кон­вер­ти­руе­мой (пре­об­ра­зуе­мой) схе­мы – с по­во­рот­ны­ми в по­лё­те воз­душ­ны­ми вин­та­ми (со взлё­том и по­сад­кой «по-вер­то­лёт­но­му»). В 1989–90 на са­мо­лё­те Ту-155 про­ве­де­ны пер­вые в ми­ро­вой прак­ти­ке экс­пе­ри­мен­ты по при­ме­не­нию крио­ген­но­го то­п­ли­ва (жид­ких во­до­ро­да и ме­та­на). В 1986 пер­вый бес­поса­доч­ный кру­го­свет­ный пе­ре­лёт без до­за­прав­ки то­п­ли­вом в по­лё­те со­вер­ши­ли на экс­пе­рим. са­мо­лё­те «Во­яд­жер» Д. Ру­тан и Дж. Йи­гер (США). Для пре­одо­ле­ния сис­тем про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны не­ко­то­рые об­раз­цы бое­вых само­лё­тов на­ча­ли из­го­тав­ли­вать с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­ни­ки «Стелс», делая их малозаметными для на­зем­ных ра­дио­ло­кац. стан­ций. Пер­вы­ми такими са­мо­лё­та­ми ста­ли ис­тре­би­тель F-117 и стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щик В-2 (США). Для изу­че­ния ат­мо­сфе­ры и др. на­уч. ис­сле­до­ваний в США при­ме­ня­ли бес­пи­лот­ные ЛА, си­ло­вые ус­та­нов­ки ко­то­рых ис­поль­зо­ва­ли сол­неч­ную энер­гию (элек­тро­энер­гия, вы­ра­ба­ты­вае­мая сол­неч­ны­ми ба­та­рея­ми, слу­жи­ла для при­во­да воз­душ­ных вин­тов). В 1997 в России в ОКБ П. О. Сухого создан самолёт с кры­лом обратной стреловидности Су-47 «Бер­кут» – прототип истребителя пятого по­коления, способного сохранять устой­чивость и управляемость на углах атаки 90° и более, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности.

Истребитель СУ-47 «Беркут» (Россия).

В нач. 21 в. А. спо­соб­на ре­шать ши­ро­кий круг транс­порт­ных, хо­зяй­ст­вен­ных и во­ен. за­дач. Воз­душ­ный транс­порт ох­ва­ты­ва­ет свои­ми мар­шру­та­ми прак­ти­че­ски все ре­гио­ны зем­но­го ша­ра. Еже­год­но авиа­транс­порт­ные ком­па­нии стран – уча­ст­ниц Ме­ж­ду­нар. орг-ции гра­ж­дан­ской авиа­ции пе­ре­возят св. 1600 млн. пас­са­жи­ров, ми­ро­вой парк на­счи­ты­ва­ет бо­лее 23500 ма­ги­ст­раль­ных и ре­гио­наль­ных са­мо­лё­тов. В во­ен. А. на­ря­ду с её тра­диц. ви­да­ми (ро­да­ми) – ис­тре­би­тель­ной, бом­бар­ди­ро­воч­ной, во­ен­но-транс­порт­ной, раз­ве­ды­ва­тель­ной – всё боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ет спец. А., в за­да­чи ко­то­рой вхо­дят даль­нее ра­дио­ло­кац. об­на­ру­же­ние воз­душ­ных и на­зем­ных це­лей, управ­ле­ние бое­вы­ми дей­ст­вия­ми, ра­дио­элек­трон­ная борь­ба и т. п. Дос­ти­же­ния авиац. тех­ники во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ли ста­нов­ле­нию кос­мо­нав­ти­ки. Со­че­та­ние дос­то­инств авиац. и кос­мич. тех­ни­ки на­хо­дит во­пло­ще­ние в пи­ло­ти­руе­мых транс­порт­ных кос­мич. ко­раб­лях мно­го­ра­зо­во­го ис­поль­зо­ва­ния, пер­вы­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­рых бы­ли в 1980-х гг. «Спейс шаттл» (США) и «Бу­ран» (СССР).

Лит.: Авиа­ция: Эн­цик­ло­пе­дия / Гл. ред. Г. П. Сви­щев. М., 1994.

Вернуться к началу