Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АВТОРИТЕ́Т

Авторы: В. Г. Ледяев

АВТОРИТЕ́Т (от нем. Autorität, от лат. auctoritas – власть, влия­ние; исходно – «чу­дес­ное по­ро­ж­де­ние со­зи­даю­щей си­лой»), влия­ние, ока­зы­вае­мое на убе­ж­де­ния и дея­тель­ность лю­дей оп­ре­де­лён­ной лич­но­стью, груп­пой или ор­га­ни­за­ци­ей. От­но­ше­ния А. воз­ни­ка­ют в са­мых разл. сфе­рах об­ществ. жизни – в се­мье (А. ро­ди­те­лей), шко­ле (А. учи­те­ля), на­уч. дея­тель­но­сти (А. учё­но­го), в не­фор­маль­ных груп­пах (А. ли­де­ра), ор­га­ни­за­ци­ях (А. ру­ко­во­ди­те­ля) и т. д. Влия­ние ав­то­ри­тет­но­го ли­ца (ин­сти­ту­та) обу­слов­ле­но на­ли­чи­ем у не­го к.-л. ка­честв (ха­рак­те­ри­стик), ко­то­рые при­зна­ны ок­ру­жаю­щи­ми в ка­че­ст­ве осо­бых, воз­вы­шаю­щих дан­ное ли­цо или ин­сти­тут над ни­ми. Та­ко­вы­ми мо­гут быть пер­со­наль­ные ка­че­ст­ва (ком­пе­тент­ность, об­ра­зо­ван­ность, нрав­ст­вен­ность, опыт), про­ис­хо­ж­де­ние (при­над­леж­ность к дво­рян­ско­му со­сло­вию, к ува­жае­мой се­мье), воз­раст, со­ци­аль­ный ста­тус, зна­ния, бо­гат­ст­во, за­слу­ги, ре­лиг. сан, ру­ко­во­дя­щая долж­ность и др. При­зна­ние людь­ми этих ка­честв да­ёт их об­ла­да­те­лю фор­маль­ное или не­фор­маль­ное пра­во со­ве­то­вать, рас­по­ря­жать­ся, ко­ман­до­вать и, со­от­вет­ст­вен­но, де­ла­ет лю­дей склон­ны­ми под­чи­нять­ся А. По­это­му А. яв­ля­ет­ся фор­мой вла­сти. По­ви­но­ве­ние но­си­те­лю А. дос­ти­га­ет­ся без при­ме­не­ния си­лы, при­ну­ж­де­ния, по­ощ­ре­ния, убе­ж­де­ния, объ­яс­не­ния и т. п.; лю­ди сле­ду­ют его во­ле толь­ко по­то­му, что счи­та­ют это сво­им дол­гом или вос­при­ни­ма­ют своё под­чи­не­ние как са­мо со­бой ра­зу­мею­щее­ся.

Ис­точ­ни­ки и фор­мы А. мно­го­об­раз­ны. А. воз­дей­ст­ву­ет как на соз­на­ние лю­дей, так и на их по­ве­де­ние. Раз­ли­ча­ют А. ста­тус­ный (долж­но­ст­ной) и пер­со­наль­ный (фак­ти­че­ский). В пер­вом слу­чае ис­точ­ни­ком А. вы­сту­па­ют пра­во­вые нор­мы, за­кре­п­ляю­щие на­бор пол­но­мо­чий че­ло­ве­ка (ру­ко­во­ди­те­ля) или ор­га­ни­за­ции, их пра­во от­да­вать ко­ман­ды. Ста­тус­ный А. име­ют те, кто за­ни­ма­ют ру­ко­во­дя­щие должности – им об­ла­да­ют по­ли­ти­ки, чи­нов­ни­ки, управ­ленч. пер­со­нал пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций. Пер­со­наль­ный А. фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве собств. ка­честв че­ло­ве­ка или ор­га­низа­ции, их осо­бых ха­рак­те­ри­стик и имид­жа (А. пе­да­го­га, ре­лиг. дея­те­ля, три­бу­на – лю­бо­го про­фес­сио­на­ла). Обе фор­мы А. иг­ра­ют важ­ную роль в ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ществ. жиз­ни. Ста­тус­ный А. за­кре­п­ля­ет со­ци­аль­ную иерар­хию, вза­им­ные пра­ва и обя­зан­но­сти гра­ж­дан, их ро­ли и взаи­мо­от­но­ше­ния с гос. и об­ществ. ор­га­ни­за­ция­ми, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем об­ществ. по­ряд­ка и ста­биль­но­сти. Пер­со­наль­ный А. наи­бо­лее яр­ко про­яв­ля­ет се­бя в си­туа­ци­ях, ко­гда лю­ди не в си­лах са­мо­стоя­тель­но оце­нить про­ис­хо­дя­щее и вы­брать пра­виль­ное на­прав­ле­ние дея­тель­но­сти. В этом слу­чае они вы­ну­ж­де­ны до­ве­рить­ся ка­ко­му-ли­бо А. и вы­пол­нять его во­лю.

По­сколь­ку А. обыч­но яв­ля­ет­ся сре­до­то­чи­ем вла­сти, он по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять эф­фек­тив­ное управ­ле­ние. В от­ли­чие от си­лы и при­ну­ж­де­ния, он обыч­но не вы­зы­ва­ет не­га­тив­ных ре­ак­ций со сто­ро­ны под­чи­няю­щих­ся. А. не тре­бу­ет та­ко­го ко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни и ре­сур­сов, как убе­ж­де­ние и эко­но­мич. сти­му­ли­ро­ва­ние. Без апел­ля­ций к А. труд­но осу­ще­ст­в­лять вос­пи­та­ние, пре­по­да­вать, при­вле­кать вни­ма­ние к ре­ше­нию про­блем, не осоз­на­вае­мых осн. мас­сой на­се­ле­ния. Па­де­ние А. в семье, шко­ле, ор­га­ни­за­ции, го­су­дар­ст­ве ве­дёт к их дез­ор­га­ни­за­ции и соз­да­ёт опас­ность раз­ру­ше­ния со­ци­аль­ных свя­зей. По­это­му по­ли­ти­ки, ру­ко­во­ди­те­ли, педагоги – все, кто ра­бота­ют с людь­ми и уп­рав­ля­ют ими, – все­гда стре­мят­ся при­об­ре­сти А. и ле­ги­ти­ми­ро­вать свою власть. Од­на­ко А. мо­жет вы­сту­пать и ис­точ­ни­ком со­хра­не­ния ста­рых не­эф­фек­тив­ных форм об­ществ. жиз­ни, вар­вар­ских тра­ди­ций и ан­ти­со­ци­аль­ных яв­ле­ний (кри­ми­наль­ный А., не­ус­тав­ные от­но­ше­ния в ар­мии). Сле­пое до­ве­рие, от­каз от собств. су­ж­де­ний и кри­тич. от­но­ше­ния к А. спо­соб­ст­ву­ют не толь­ко управ­ляе­мо­сти со­циу­ма (груп­пы), но и фор­ми­ру­ют чи­но­по­чи­та­ние, по­кор­ность, не­са­мо­стоя­тель­ность, пас­сив­ное от­но­ше­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру. Ис­кус­ст­вен­ное за­вы­ше­ние А. ли­де­ра мо­жет при­вес­ти к не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти и про­из­во­лу. По­это­му оцен­ка А. и его влия­ния на со­ци­аль­ные от­но­ше­ния лю­бо­го уров­ня су­ще­ст­вен­но варь­и­ру­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки си­туа­ции. См. так­же Гос­под­ство, Ле­ги­тим­ность, Ха­риз­ма.

Лит.: Flathman R. E. The practice of politi­cal authority. Chi., 1980; Authority / Еd. by J. Raz. Oxf., 1990; Бенвенист Э. Сло­варь ин­до­ев­ро­пей­ских со­ци­аль­ных тер­ми­нов. М., 1995; Иль­ин М. В. Сло­ва и смыс­лы. Опыт опи­са­ния клю­че­вых по­ли­ти­че­ских по­ня­тий. М., 1997; Ле­дя­ев В. Г. Власть: кон­цеп­ту­аль­ный ана­лиз. М., 2001.

Вернуться к началу