Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АБУ́ МУСЛИ́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 47

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников

АБУ́ МУСЛИ́М, 1) гла­ва аб­ба­сид­ско­го дви­же­ния в Хо­ра­са­не [?–20.1(или 12.2).755]. Ро­дил­ся в нач. 8 в. в про­вин­ции Ис­фа­хан в Ира­не. В мае 747 в Хо­ра­са­не бы­ло под­ня­то вос­ста­ние про­тив Омей­я­дов. А. М. со­брал неск. ты­сяч сво­их сто­рон­ни­ков разл. сос­ло­вий – от араб. зна­ти до ра­бов-пер­сов. По­бе­да вос­ста­ния в 749 да­ла власть в Ха­ли­фа­те Аб­ба­си­дам. А. М. пра­вил от их име­ни Хо­ра­са­ном, рас­пра­вил­ся с их со­пер­ни­ком Абу Са­ла­мой (750), со­вер­шил по­хо­ды на Бу­ха­ру и Са­мар­канд (750), про­тив ки­тай­цев за Сыр­дарь­ёй (751) и в Ма­ра­вен­нахр (752). Рез­ко воз­рос­шее мо­гу­ще­ст­во А. М. ста­ло пу­гать Аб­ба­си­дов, и ха­лиф аль-Ман­сур убил его. Во имя А. М. бы­ло под­нято неск. вос­ста­ний. Воз­ник­ла сек­та Абу­мус­ли­мийя. По­след­ним от­го­ло­ском вол­не­ний бы­ло вос­ста­ние Му­кан­ны, объ­я­вив­ше­го се­бя во­пло­ще­ни­ем бо­же­ст­ва, ко­то­рое пре­ж­де оли­це­тво­рял А. М.

2) Ле­ген­дар­ный ге­рой-ис­ла­ми­за­тор Ира­на, Вост. Кав­ка­за и Центр. Азии. В этих ре­гио­нах сло­жил­ся раз­ветв­лён­ный культ шей­ха А. М., пре­вра­тив­ше­го­ся в обоб­щён­ный об­раз, в ко­то­ром во­еди­но сли­лись неск. мис­сио­не­ров араб., иран. и ме­ст­но­го про­исхо­ж­де­ния. Культ А. М. по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся в 10–18 вв. В его фор­ми­ро­ва­нии не­ма­лую роль сыг­ра­ли Абу-Мус­лим-на­ма, дру­гие иран. и тур. на­род­ные ро­ма­ны (кис­са) о его судь­бе.

Име­на­ми шей­ха А. М., его род­ст­вен­ни­ков и спод­виж­ни­ков на­зва­но неск. де­сят­ков по­чи­тае­мых мест в Уз­бе­ки­ста­не, Ира­не, Азер­бай­джа­не, Да­ге­ста­не, Че­чне и Ин­гу­ше­тии. Кро­ме пи­ров под Хо­рез­мом и в Шир­ва­не с мо­ги­ла­ми шейха, наиболее из­вест­ны зия­рат ме­ча А. М. в юж.-даг. се­ле­нии Чур­даф, его мав­зо­лей с ре­ли­к­вия­ми (меч, по­сох, руби­ще-зир­ка) в даг. се­ле­нии Хун­зах, су­ще­ст­во­вав­шие до 30-х гг. 20 в. зия­ра­ты ме­ча А. М. в даг. се­ле­нии Чох и мо­ги­ла у хра­ма Тхо­ба-Ер­ды в Ин­гу­ше­тии. С име­нем А. М. свя­зы­ва­ют со­ору­же­ние со­бор­ных ме­че­тей в Дер­бен­те, се­ве­ро­кавк. се­ле­ни­ях Ах­ты, Ка­ла-Ко­рейш, Ку­мух, Ри­ча и др.

Лит.: Бар­тольд В. В. Абу Мус­лим // Бар­тольд В. В. Соч.: В 9 т. М., 1971. Т. 7; Сне­са­рев Г. П. Хо­резм­ские ле­ген­ды как ис­точ­ник по ис­то­рии ре­ли­ги­оз­ных куль­тов Сред­ней Азии. М., 1983; Боб­ров­ни­ков В. О., Се­фер­бе­ков Р. И. Абу Мус­лим у му­суль­ман Вос­точ­но­го Кав­ка­за // Под­виж­ни­ки ис­ла­ма. Культ свя­тых и су­физм в Сред­ней Азии и на Кав­ка­зе. М., 2003.

Вернуться к началу