Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИСМАИЛИ́ТЫ

Авторы: Ф. Дафтари, Л. Р. Додыхудоева, М. Ю. Рощин

ИСМАИЛИ́ТЫ, од­но из ос­нов­ных те­че­ний ши­из­ма. Воз­ник­ло в сер. 8 в. при рас­ко­ле шии­тов по во­про­су о пре­ем­ни­ке Джа­фа­ра ас-Са­ди­ка; на­зва­но име­нем его ра­но скон­чав­ше­го­ся (762) стар­ше­го сы­на Ис­маи­ла, сы­на ко­то­ро­го Му­хам­ме­да И. при­зна­ли седь­мым ши­ит­ским има­мом (см. так­же Зей­ди­ты, Има­ми­ты). По­сле смер­ти по­след­не­го (ок. 795) И. рас­ко­лолись на два те­че­ния. Пред­ста­ви­те­ли пер­во­го, по­лу­чив­шие в кон. 9 в. назв. кар­ма­тов, жда­ли воз­вра­ще­ния Му­хам­ме­да ибн Ис­маи­ла как мес­сии (аль-ка­им), ко­то­рый вос­ста­но­вит спра­вед­ли­вость, дав лю­дям но­вый ша­ри­ат. При­вер­жен­цы дру­го­го, со­хра­нив­шие назв. «И.», ис­ка­ли мес­сию сре­ди его по­том­ков, бе­жав­ших от пре­сле­до­ва­ний Аб­ба­си­дов в Си­рию и Хо­ра­сан. Один из по­том­ков Му­хам­ме­да ибн Исмаила Абу Му­хам­мед Убай­дал­лах аль-Мах­ди (пра­вил в 909–934) по­ло­жил на­ча­ло ди­на­стии Фа­ти­ми­дов, бла­го­да­ря ис­маи­лит­ской про­па­ган­де под­чи­нив­ших се­бе в кон. 10 – нач. 11 вв. Еги­пет, Маг­риб, Си­рию, Па­ле­сти­ну и Хид­жаз.

В 11 в. про­дол­жа­лось дроб­ле­ние И.: в на­ча­ле сто­ле­тия от них от­де­ли­лись друзы­; в кон­це ве­ка спо­ры из-за пре­сто­ло­нас­ле­дия раз­де­ли­ли И. на ни­за­ри­тов и мус­та­ли­тов. Пер­вые под­дер­жа­ли Ни­за­ра, стар­ше­го сы­на ха­ли­фа аль-Мус­тан­си­ра (1036–94), под­няв­ше­го вос­ста­ние в Алек­сан­д­рии, но схва­чен­но­го и каз­нён­но­го в 1095. Ни­за­ри­ты во­зоб­ла­да­ли на вос­то­ке за пре­де­ла­ми Фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа­та, в Си­рии, Ли­ва­не, Ира­ке и Ира­не. В кон. 11 в. они соз­да­ли го­су­дар­ст­во с цен­тром в иран. кре­по­сти Ала­мут, про­су­ще­ст­во­вав­шее до его раз­гро­ма мон­го­ла­ми в сер. 13 в. По­сле это­го на­ча­лось пе­ре­се­ле­ние на­за­ри­тов в Ин­дию. Мус­та­ли­ты при­зна­ли ха­ли­фом млад­ше­го сы­на аль-Мус­тан­си­ра – Мус­та­ли (1094–1101). По­сле па­де­ния еги­пет­ских Фа­ти­ми­дов при Са­лах ад-Ди­не Юсу­фе ибн Ай­ю­бе (1171) ре­лиг. цен­тром мус­та­ли­тов стал Йе­мен, где они по­лу­чи­ли назв. «тай­и­би­ты» (по име­ни Тай­и­ба, сы­на фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа аль-Ами­ра, уби­то­го в Егип­те в 1130). В кон. 16 в. часть их (дау­ди­ды) пе­ре­мес­ти­лась в Ин­дию, где в нач. 17 в. воз­ник центр И. в Гуд­жа­рате. Ос­тав­шие­ся в Йе­ме­не И. по име­ни ос­но­ва­те­ля об­щи­ны на­зы­ва­ют­ся су­лей­ма­ни­та­ми. Раз­ли­чий в ве­ро­уче­нии и об­ряд­но­сти ме­ж­ду обо­и­ми те­че­ния­ми нет.

В по­ли­тич. борь­бе ни­за­ри­ты ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли тер­рор. Со­глас­но ря­ду му­суль­ман­ских и хри­сти­ан­ских ис­точ­ни­ков, ис­пол­ни­те­ли тер­ро­ри­стич. ак­ций упо­треб­ля­ли нар­ко­ти­ки (га­шиш). По этой при­чи­не в 12–13 вв. за все­ми И. за­кре­пи­лось имя «ха­ши­ши­юн» (в ис­ка­жён­ной фор­ме assasins со зна­че­ни­ем «убий­цы»), по­пав­шее в ев­роп. язы­ки, что спо­соб­ство­ва­ло соз­да­нию ис­ка­жён­но­го об­раза все­го дви­же­ния в хри­сти­ан­ской Ев­ро­пе.

Уже на ран­нем эта­пе вы­де­ли­лось два уров­ня ве­ро­уче­ния И.: внеш­ний (аз-захир), дос­туп­ный ря­до­вым чле­нам об­щи­ны, и эзо­те­ри­че­ский (аль-ба­тин), от­кры­тый лишь по­свя­щён­ным, за­ни­маю­щим выс­шие сту­пе­ни ду­хов­ной ие­рар­хии И. Внеш­нее уче­ние тре­бо­ва­ло от ве­рую­щих стро­го­го ис­пол­не­ния пред­пи­са­ний ша­риа­та. Оно ма­ло от­ли­ча­лось от ре­лиги­оз­но-пра­во­вой прак­ти­ки има­ми­тов. Внут­рен­нее уче­ние вклю­ча­ло ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ние Ко­ра­на (та­виль), ша­риа­та и со­кро­вен­ные фи­лос.-ре­лиг. ис­ти­ны (аль-ха­ка­ик), в ос­но­ву ко­то­рых бы­ло по­ло­же­но мис­тич. тол­ко­ва­ние чи­сел и букв араб. ал­фа­ви­та. Силь­ное влия­ние на И. ока­за­ли не­оп­ла­то­низм, гно­сти­цизм и му­сульм. пе­ри­па­те­тизм фаль­са­фы. Со­глас­но кос­мо­го­нии И., ли­шён­ная форм и при­зна­ков аб­со­лют­ная бо­же­ст­вен­ная Ис­ти­на (аль-хакк) вы­де­ли­ла из се­бя Ми­ро­вой Ра­зум (аль-акль), в свою оче­редь по­ро­див­ший пу­тём эма­на­ции Ми­ро­вую Ду­шу, ко­то­рая соз­да­ла ви­ди­мый мир из се­ми дви­жу­щих­ся сфер.

Зем­ной мир И. счи­та­ют от­ра­же­ни­ем кос­ми­че­ско­го по­ряд­ка. Аб­со­лют­ная бо­же­ст­вен­ная Ис­ти­на, Ми­ро­вой Ра­зум, Ми­ро­вая Ду­ша, пер­вич­ная ма­те­рия, про­стран­ст­во, вре­мя и со­вер­шен­ный че­ло­век как ве­нец соз­да­ния пред­став­ля­ют семь ста­дий эма­на­ции в гор­нем ми­ре (аль-алам аль-уль­ви) и ми­ре зем­ном (дар аль-иб­да). В чув­ст­вен­ном ми­ре этим се­ми ста­ди­ям со­от­вет­ст­ву­ют семь ве­ли­ких про­ро­че­ских цик­лов (ад­вар) – пе­рио­дов ме­ж­ду про­ро­че­ски­ми от­кро­ве­ния­ми. Ка­ж­дый цикл под­раз­де­ля­ет­ся на семь ма­лых цик­лов. Зем­ным во­пло­ще­ни­ем Ми­ро­во­го Ра­зу­ма слу­жат семь про­ро­ков: Адам, Иб­ра­хим (Ав­ра­ам), Нух (Ной), Му­са (Мои­сей), Иса (Ии­сус Хри­стос), Му­хам­мед и Ис­ма­ил. Ка­ж­дый от­кры­ва­ет но­вый этап бо­же­ст­вен­но­го от­кро­ве­ния. Ма­лый про­ро­че­ский цикл оп­ре­де­ля­ет­ся се­мью има­ма­ми, со­стоя­щи­ми при про­ро­ках [напр., Ха­рун (Аа­рон) при Му­се и Али ибн Аби Та­либ при Му­хам­ме­де] и разъ­яс­няю­щи­ми скры­тый смысл Божи­их по­сла­ний.

Лит. тра­ди­ция И. из­вест­на на перс., араб., ур­ду и др. язы­ках. На ран­нем эта­пе она вклю­ча­ла в осн. бо­го­слов­ские трак­та­ты. Наи­бо­лее раз­ви­та дог­ма­ти­ка И. Си­рии и Ира­на. Ос­но­вы уче­ния из­ло­же­ны в тру­дах по пра­ву И. – «Умм аль-ки­таб» («Мать книг», нач. 10 в.), «Даа­им аль-ис­лам» («Стол­пы ис­ла­ма») ка­ди ан-Ну­ма­на (ум. 974), а так­же в «аль-Мад­жа­лис аль-Му­ай­а­дийа» («Сбор­ник про­по­ве­дей») аль-Му­ай­яд фи-д-Ди­на аш-Ши­ра­зи (ум. 1077/78). При Фа­ти­ми­дах на­пи­са­ны со­чи­не­ния Абу-ль-Ха­са­на Му­хам­ме­да ибн Ах­ма­да ан-На­са­фи (ум. 942 или 943), Ха­мид ад-Ди­на аль-Кир­ма­ни (996–1021), Абу Ха­ти­ма ар-Ра­зи (10 в.), Яку­ба ас-Сид­жи­ста­ни (ум. 943?). К 10–13 вв. со­став­ле­ны ис­маи­лит­ские хро­ни­ки Фа­ти­мид­ско­го (со­чи­не­ния Ибн Зу­ла­ка аль-Му­саб­би­хи, аль-Ку­даи, ка­ди ан-Ну­ма­на) и Ала­мут­ско­го (био­гра­фия Ха­са­на ас-Саб­ба­ха и др.) го­су­дарств, со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­тар­но, по­сколь­ку боль­шин­ст­во из них бы­ло унич­то­же­но Ай­ю­би­да­ми и по­сле монг. на­ше­ст­вия 13 в. Сло­жи­лось 4 са­мо­стоят. лит. тра­ди­ции И.: пер­сид­ская (Ни­за­ри Ку­хи­ста­ни, 14 в.; Абу Ис­хак Ку­хи­ста­ни, 15 в.; Хайр­хвах Ха­ра­ти, 16 в., и др.), сред­не­ази­ат­ская (На­сир Хус­рав), си­рий­ская (Ра­шид ад-Дин Си­нан, 12 в.; Амир ибн Амир аль-Бас­ри, 14 в.) и ин­дий­ская; пред­став­ле­ны ре­лиг.-фи­лос. трак­та­та­ми, жиз­не­опи­са­ния­ми, хро­ни­ка­ми, ли­тур­гич. и ге­ро­ич. пес­ня­ми, гим­на­ми, ли­рич. сти­ха­ми. Но­вый подъ­ём ис­маи­лит­ской лит-ры про­изо­шёл в Ба­дах­ша­не в кон. 19 – 20 вв., где тво­ри­ли пи­са­те­ли Мир­за Санг-Мух­ха­мад Ба­дах­ши, Фазл-Али-Бек Мир­за Сурх Аф­сар, Кур­бон Му­хам­мад-зод, Му­хаб­бат Шох-зод, по­эты Мул­ло Ло­чин, Мир­зо, Хуш­на­зар По­мир-зод, Адим.

Рас­про­стра­нён­ное в ис­ла­мо­ве­де­нии пред­став­ле­ние о том, что И. соз­да­ли для про­па­ган­ды сво­его уче­ния тай­ную цен­тра­ли­зов. сеть ин­сти­ту­тов, не впол­не со­от­вет­ст­ву­ет ис­ти­не. Стро­гая гра­да­ция по­свя­ще­ния (аль-ба­лаг) в со­кро­вен­ные тай­ны И., из­вест­ная из ис­маи­лит­ских ис­точ­ни­ков, пред­став­ля­ет иде­аль­ную мо­дель. В дей­ст­ви­тель­но­сти фор­мы ис­маи­лит­ской про­па­ган­ды раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от эпо­хи и ре­гио­на. Ве­дал ею имам. Мир зем­ной был раз­де­лён на 12 «ост­ро­вов» (аль-джа­за­ир), во гла­ве ка­ж­до­го из ко­то­рых сто­ял на­зна­чен­ный има­мом вер­хов­ный про­по­вед­ник (даи ду­ат аль-джа­зи­ра). Сле­дую­щую сту­пень за­ни­мал худ­жжат аль-имам. Со­вет­ни­ка­ми гла­вы «ост­ро­ва» бы­ли 30 про­по­вед­ни­ков (на­киб), ка­ж­дый из ко­то­рых по чис­лу ча­сов в сут­ках по­лу­чал 12 «ви­ди­мых» (днев­ных) и 12 «не­ви­ди­мых» (ноч­ных) по­мощ­ни­ков (даи), обя­зан­ных вес­ти дис­пу­ты с учё­ны­ми (уле­ма­ми) и про­по­ве­до­вать в про­стом на­ро­де. Под­го­тов­лен­ный ви­ди­мым даи но­во­об­ра­щён­ный пе­ре­хо­дил к про­по­вед­ни­ку не­ви­ди­мо­му, ко­то­рый брал с не­го клят­ву вер­но­сти. За­тем он сам мог стать даи.

В кон. 12 в. ни­за­ри­ты уп­ро­сти­ли иерар­хию. Ещё про­ще ор­га­ни­за­ция у мус­та­ли­тов: из лиц, по­лу­чив­ших ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, в об­щи­ны на мес­тах по­сы­ла­ют управ­ляю­щих (амиль), ко­то­рые ве­да­ют об­ря­да­ми, су­дом, сбо­ром на­ло­гов и до­став­кой их вер­хов­но­му про­по­вед­ни­ку (ад-даи аль-мут­ляк). В 1840 ре­зи­ден­ция ни­за­рит­ско­го има­ма пе­ре­мес­ти­лась из Ира­на в Ин­дию. Ис­поль­зуя но­вые ме­то­ды ру­ко­во­дства об­щи­ной и раз­ви­тую сеть бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций, по­след­ние два има­ма, из­вест­ные под ти­ту­лом ага-ха­на, пре­вра­ти­ли об­щи­ну ни­за­ри­тов в мас­со­вое ре­лиг. со­об­ще­ст­во, ко­то­рое ве­дёт ак­тив­ную мис­сио­нер­скую дея­тель­ность (да­ва) и ныне на­счи­ты­ва­ет неск. мил­лио­нов че­ло­век, про­жи­ваю­щих в бо­лее чем 25 стра­нах Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки. Ос­тав­шие­ся в Йе­ме­не су­лей­ма­ни­ты управ­ля­ют­ся има­мом из г. Над­жран (с 1934 в Сау­дов­ской Ара­вии). Ре­зи­ден­ция ду­хов­но­го гла­вы дау­ди­дов (ад-даи аль-мут­лак) на­хо­дит­ся ны­не в г. Мум­баи (Ин­дия). Об­щая чис­лен­ность дау­ди­тов со­став­ля­ет ок. 700 тыс., су­лей­ма­ни­тов – 100 тыс. чел.

Лит.: Ivanow W. Studies in early Persian Is­mailism. 2nd ed. Bombay, 1955; Fyzee AAA. Compendium of Fatimid law. Simla, 1969; До­ди­ху­до­ев ХД. Очер­ки фи­ло­со­фии ис­маи­лиз­ма: об­щая ха­рак­те­ри­сти­ка фи­ло­соф­ской док­три­ны X–XIV вв. Душ., 1976; Строе­ва ЛВ. Го­су­дар­ст­во ис­маи­ли­тов в Ира­не в XI–XIII вв. М., 1978; Lewis B. The Assassins. N. Y., 2003; Даф­та­ри Ф. Крат­кая ис­то­рия ис­маи­лиз­ма. Тра­ди­ции му­суль­ман­ской об­щи­ны. М., 2003; он же. Тра­ди­ции ис­маи­лиз­ма в сред­ние ве­ка. М., 2006; Ходж­сон МДжС. Ор­ден ас­сас­си­нов. Борь­ба ран­них ни­за­ри­тов ис­маи­ли­тов с ис­лам­ским ми­ром. СПб., 2004; Пет­ру­шев­ский ИП. Ис­лам в Ира­не в VII–XV вв. 2-е изд. СПб., 2007; До­ды­ху­дое­ва ЛР., Рей­с­нер МЛ. По­эти­че­ский язык как сред­ст­во «Бла­го­го Сло­ва» в твор­че­ст­ве На­си­ра Хус­ра­ва. М., 2007.

Вернуться к началу