Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КЯ́ФИР

Авторы: В. О. Бобровников

КЯ́ФИР, ка­фир (араб. – не­ве­рую­щий, не­вер­ный), не­му­суль­ма­нин как по­ня­тие и ка­те­го­рия идей­ной по­ле­ми­ки в ис­ла­ме. К. ста­но­вят­ся за от­каз при­нять ис­лам и от­ход от его ус­та­нов­ле­ний, в т. ч. за мно­го­бо­жие, кол­дов­ст­во, са­мо­убий­ст­во, пьян­ст­во, блуд, азарт­ные иг­ры. По уче­нию ис­ла­ма, К. об­ре­чён на веч­ные му­ки. Еди­но­го мне­ния о кри­те­ри­ях не­ве­рия (куфр) и от­но­ше­нии к не­му нет. От­сут­ст­вие в ис­ла­ме ор­то­док­сии не раз да­ва­ло ос­но­ва­ние му­суль­ма­нам разл. тол­ков объ­яв­лять К. сво­их про­тив­ни­ков. Край­нюю по­зи­цию в спо­ре о куф­ре за­ни­ма­ли ха­рид­жи­ты, от­но­сив­шие к К. всех му­суль­ман, не при­няв­ших их уче­ния. Уме­рен­ных взгля­дов в 7–8 вв. дер­жа­лись мурд­жии­ты, счи­тав­шие осу­ж­де­ние К. пре­ро­га­ти­вой Ал­ла­ха, от­ло­жен­ной Им до Суд­но­го дня. У му­та­зи­ли­тов му­суль­ма­не, умер­шие в со­стоя­нии смерт­но­го гре­ха (ка­би­ра), сто­ят ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и К. как вре­мен­но от­верг­ну­тые Бо­гом (фа­сик). По­ле­ми­ка во­круг К. спо­соб­ст­во­ва­ла вы­ра­бот­ке по­ня­тий му­сульм. бо­го­сло­вия и пра­ва о спра­вед­ливо­сти Ал­ла­ха, при­ро­де че­ло­ве­че­ской гре­хов­но­сти, от­но­ше­ния к не­пра­вед­но­му му­сульм. пра­ви­те­лю.

Вернуться к началу