Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАДИРИ́ЙЯ

Авторы: М. Ю. Рощин

КАДИРИ́ЙЯ, су­фий­ское брат­ст­во, ос­но­ван­ное в сер. 13–14 вв. на тер­ри­то­рии Ира­ка по­том­ка­ми Абд аль-Ка­ди­ра аль-Джи­ла­ни и на­зван­ное его име­нем. Вхо­дит в чис­ло 12 ма­те­рин­ских братств, воз­во­дя­щих свою ду­хов­ную ге­неа­ло­гию (силь­си­ля) к Му­хам­ме­ду, в за­ви­си­мо­сти от вет­ви – че­рез Али ибн Аби Та­ли­ба или Абу Бе­кра. Сун­нит­ская по взгля­дам, К. сле­ду­ет вос­хо­дя­щей к Джу­най­ду ра­цио­на­ли­стич. шко­ле су­физ­ма. Чле­ны брат­ст­ва при­пи­сы­ва­ют его соз­да­ние са­мо­му Абд аль-Ка­ди­ру, хо­тя он скон­чал­ся за 200 лет до по­яв­ле­ния пер­вых об­щин ка­ди­ри­тов.

Мавзолей Абу аль-Кадира с кадиритской текке 16–20 вв. после реставрации 1982–84. Багдад. Фото А. К. Аликберова

К. ни­ко­гда не бы­ла еди­ной, вклю­чая мно­же­ст­во раз­но­род­ных групп, объ­еди­нён­ных име­нем Абд аль-Ка­ди­ра – свя­то­го и за­ступ­ни­ка, со­глас­но об­щей ка­ди­рит­ской тра­ди­ции, про­дол­жаю­ще­го ру­ко­во­дить брат­ст­вом че­рез по­сред­ни­ков. Часть групп К. обо­же­ст­ви­ла его. Со­ци­аль­ный со­став К. был и ос­та­ёт­ся пё­ст­рым. В К. нет обя­за­тель­но­го для всех чле­нов осо­бо­го мис­тич. «пу­ти» и со­от­вет­ст­вую­щей ри­ту­аль­ной прак­ти­ки его про­хо­ж­де­ния, об­щим яв­ля­ет­ся при­ём в чле­ны брат­ст­ва от име­ни Абд аль-Ка­ди­ра. К. прак­ти­ку­ет кол­лек­тив­ные ра­де­ния (са­ма, хад­ра, лей­лия), ти­хий и гром­кий зикр. Ка­ди­ри­ты но­сят на го­ло­ве ма­лень­кие вой­лоч­ные шап­ки с эмб­ле­мой К. – зе­лё­ной ро­зой с тре­мя ря­да­ми ле­пе­ст­ков. Гл. празд­ник – еже­год­ные тор­же­ст­ва в честь Абд аль-Ка­ди­ра. Ор­га­ни­зац. ос­но­ва К. – са­мо­стоя­тель­ная оби­тель (ха­на­ка, ри­бат, за­вия, тек­ке), ру­ко­вод­ство ко­то­рой по тра­ди­ции пе­ре­хо­дит по на­след­ст­ву. Центр. оби­тель К. на­хо­дит­ся в Ба­гда­де. В неё вхо­дят мед­ре­се, ук­ре­п­ле­ние с об­ще­жи­ти­ем су­фи­ев (ри­бат) и ме­четь, воз­ве­дён­ная над мо­ги­лой Абд аль-Ка­ди­ра.

Ис­то­рия рас­про­стра­не­ния К. по му­сульм. ми­ру на­чи­на­ет­ся с 14 в. Пер­вые об­щи­ны К. поя­ви­лись в Ира­ке и Си­рии, за­тем в Йе­ме­не, от­ку­да в 18 в. брат­ст­во про­ник­ло в Ин­до­не­зию, а к 20 в. – на п-ов Ма­лак­ка. В 15 в. оби­те­ли К. воз­ник­ли в Ли­ва­не, Па­ле­сти­не, Егип­те и Хид­жа­зе, в 16 в. – в Маг­ри­бе и Чёр­ной Аф­ри­ке (на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ных Су­да­на, Се­не­га­ла, Гви­неи, Ни­ге­ра). Ос­но­ва­ние ос­ман­ской вет­ви К. свя­зы­ва­ют с дея­тель­но­стью Ис­маи­ла Ру­ми (ум. в 1631 или 1643). В Тур­ции эта ветвь бы­ла очень ак­тив­ной и мно­го­чис­лен­ной. В кон. 19 в. в Стам­бу­ле дей­ст­во­ва­ли 33 оби­те­ли-тек­ке. В Ира­не К. не по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ния, но в Кур­ди­ста­не сло­жи­лись 3 влия­тель­ные вет­ви брат­ст­ва. В ря­де ре­гио­нов оно при­об­ре­ло по­ли­тич. вес. В Су­да­не и Ал­жи­ре 19 в. его шей­хи уча­ст­во­ва­ли в воо­руж. со­про­тив­ле­нии ев­роп. ко­ло­ни­за­то­рам [см. Абд аль-Ка­дир (1808–83)]. На рос. Сев.-Вост. Кав­ка­зе, где отд. ветвь К. поя­ви­лась в сер. 19 в. бла­го­да­ря про­по­ве­ди Кун­та-хад­жи, дея­тель­ность ка­ди­ри­тов (на­зван­ных рус. на­блю­да­те­ля­ми зик­ри­ста­ми) от­ли­ча­лась па­ци­физ­мом, за что их пре­сле­до­вал Ша­миль.

Осо­бен­но силь­ны по­зи­ции К. в Зап. и Сев. Аф­ри­ке, Су­да­не, Ира­ке и Па­ки­ста­не (груп­пы К. в двух по­след­них при­зна­ют гла­ву центр. оби­те­ли в Ба­гда­де гла­вой все­го брат­ст­ва). В Рос­сии об­щи­ны К. есть сре­ди му­суль­ман Чеч­ни, Ин­гу­ше­тии и Сев. Да­ге­ста­на.

Лит.: Шим­мель А. Мир ис­лам­ско­го мис­ти­циз­ма. М., 1999; Zelkina A. In quest for God and freedom: the sufi response to the Russian advance in the North Caucasus. L., 2000; Три­мин­гэм Дж. С. Су­фий­ские ор­де­ны в ис­ла­ме. М., 2002.

Вернуться к началу