Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИЛЬМИ́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Арапов, А. А. Платонов

ИЛЬМИ́НСКИЙ Ни­ко­лай Ива­но­вич [23.4 (5.5).1822, Пен­за – 27.12.1891(8.1.1892), Ка­зань], рос. пе­да­гог, мис­сио­нер, вос­то­ко­вед, фи­ло­лог, чл.-корр. Пе­терб. АН (1871).

Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1846 окон­чил Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию (КДА), ос­тав­лен ба­ка­лав­ром ес­теств. на­ук и тур.-тат. язы­ков; вско­ре на­зна­чен чле­ном ко­мис­сии для про­вер­ки тат. пе­ре­во­да Но­во­го За­ве­та. На­прав­лен в С.-Пе­тер­бург для про­вер­ки пе­ре­во­дов на тат. яз. бо­го­слу­жеб­ных книг (1850). В 1851–1853 ко­ман­ди­ро­ван в Ос­ман­скую им­пе­рию для изу­че­ния ис­ла­ма, по­се­тил Еги­пет, Па­ле­сти­ну, Ли­ван и Си­рию, ос­во­ил араб., тур. и перс. язы­ки. С 1854 пре­по­да­вал араб. и тур. язы­ки на про­ти­во­му­суль­ман­ском от­де­ле­нии при КДА, проф. (1857–58, 1863–72; пе­ре­рыв в пре­по­да­ва­нии свя­зан с вы­ну­ж­ден­ным ухо­дом И. из ака­де­мии из-за кон­флик­та с рек­то­ром). В кон. 1850-х гг. вхо­дил в осо­бый к-т КДА, ко­то­рый ра­бо­тал над под­го­тов­кой рус. си­но­даль­но­го пе­ре­во­да Биб­лии. Слу­жил пе­ре­во­дчи­ком при Орен­бург­ской по­гра­нич­ной ко­мис­сии (1858–61). Проф. тур.-тат. язы­ка в Ка­зан­ском ун-те (1863–72), ре­дак­ти­ро­вал «Из­вес­тия» и «За­пис­ки» Ка­зан­ско­го ун-та (1867–72).

Н. И. Ильминский. Гравюра В. В. Матэ по фотографии.

В 1863 ос­но­вал в Ка­за­ни ча­ст­ную кре­щё­но-та­тар­скую шко­лу, став­шую цен­траль­ной для мис­сио­нер­ских школ Ка­зан­ской и со­сед­них гу­бер­ний. Сис­те­ма ино­род­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, соз­дан­ная И., вклю­ча­ла: под­го­тов­ку пре­по­да­ва­те­лей из луч­ших пред­ста­ви­те­лей про­све­щае­мых на­ро­дов; соз­да­ние близ­ких к се­мей­ным от­но­ше­ний ме­ж­ду пре­по­да­ва­те­лем и уче­ни­ка­ми, жи­ву­щи­ми в шко­ле; ра­душ­ный при­ём ро­ди­те­лей, на­ве­щав­ших де­тей; на­чаль­ное обу­че­ние на род­ном язы­ке, по­сле­дую­щее обу­че­ние на рус. язы­ке для при­об­ще­ния к рус­ской и ми­ро­вой куль­ту­ре. Луч­шие учи­те­ля не­рус­ских нар. школ, по за­мыс­лу И., – ли­ца од­ной на­цио­наль­но­сти с уче­ни­ка­ми. Ор­га­ни­за­ци­он­ную струк­ту­ру, фор­мы и ме­то­ды ра­бо­ты рус. школ И. стре­мил­ся при­спо­со­бить к нац. осо­бен­но­стям на­се­ле­ния (пе­ре­движ­ные шко­лы для ко­че­вых на­ро­дов, ин­тер­на­ты при шко­лах для ка­зах. на­се­ле­ния и пр.). При­ме­не­ние в обу­че­нии раз­го­вор­ных тат., башк., ка­зах. и др. язы­ков спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию нац. лит. язы­ков, из­да­нию на них учеб­ной и дет­ской лит-ры. С И. и его по­сле­до­ва­те­лями свя­за­но соз­да­ние на ос­но­ве ки­рил­ли­цы сис­те­мы пись­мен­но­сти на­ро­дов, поль­зо­вав­ших­ся пре­ж­де араб. ал­фа­ви­том или не имев­ших сво­ей аз­бу­ки. Напр., для кре­щё­ных та­тар он из­дал неск. пе­ре­во­дов Бу­к­ва­ря (1862, 1864, 1867 и др.), а так­же др. учеб­ные по­со­бия. Ос­но­вой дет­ско­го вос­пи­та­ния он счи­тал глав­ные за­по­ве­ди Бо­жии: лю­бовь к Бо­гу и к ближ­не­му. Для хри­сти­ан­ско­го нау­че­ния ви­дел не­об­хо­ди­мость в пе­ре­во­де Биб­лии и бо­го­слу­же­ния на нац. язы­ки: И. пе­ре­вёл на тат. яз. кни­ги Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та, Ча­со­слов, текст пас­халь­ной служ­бы и др. В 1870 сис­те­ма И. бы­ла офи­ци­аль­но ут­вер­жде­на для По­вол­жья, Ср. Азии и Си­би­ри, од­на­ко на прак­ти­ке она час­то ис­ка­жа­лась тре­бо­ва­ния­ми ско­рей­ше­го пе­ре­хо­да к пре­по­да­ва­нию на рус. яз. В 1872 И. на­зна­чен ди­рек­то­ром Ка­зан­ской ино­род­че­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии, ко­то­рая го­то­ви­ла учи­те­лей для тат., морд., ма­рий­ских, чу­ваш., удм. школ. За 50 лет шко­лы сис­те­мы И. вы­пус­ти­ли св. 6 тыс. чел., в т. ч. 900 учи­те­лей, зна­чит. чис­ло свя­щен­ни­ков, сфор­ми­ро­вав ин­тел­ли­ген­цию на­ро­дов По­вол­жья и дав тол­чок раз­ви­тию их нац. куль­тур.

Соз­дан­ное И. на­прав­ле­ние в мис­сио­нер­ском вос­то­ко­ве­де­нии во мно­гом оп­ре­де­ли­ло го­су­дар­ст­вен­но-цер­ков­ную по­ли­ти­ку Рос. им­пе­рии по­след­ней тре­ти 19 в. И. был глав­ным со­вет­ни­ком обер-про­ку­ро­ра Си­но­да К. П. По­бе­до­нос­це­ва по де­лам пра­во­слав­но­го мис­сио­нер­ст­ва на Вос­то­ке. Ли­шён­ный со­слов­ных и эт­нич. пред­рас­суд­ков, И. был убе­ж­дён в том, что толь­ко при­об­ще­ние к пра­во­сла­вию даст не­рус­ским на­ро­дам Рос­сии дос­туп к цен­но­стям ми­ро­вой куль­ту­ры. И. при­над­ле­жит важ­ное ме­сто в тюр­ко­ло­гии как из­да­те­лю со­чи­не­ния «Ки­таб-Бир­ки­ли» – из­ло­же­ния му­сульман­ско­го ве­роуче­ния (1855), па­мят­ни­ка 16 в. «Ба­бур-на­ме» – ав­то­био­гра­фич. за­пи­сок сул­та­на Ба­бу­ра на джа­га­тай­ском на­ре­чии, об­ра­тив­ших на се­бя вни­ма­ние зап. ори­ен­та­ли­стов (1857). Ав­тор цик­ла ра­бот по тюрк. язы­ко­зна­нию, в ча­ст­но­сти пер­во­го в ми­ро­вой нау­ке ис­сле­до­ва­ния грам­ма­тич. строя ка­зах. яз. (1861). Как биб­ле­ист за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми пе­ре­во­да Биб­лии на цер­ков­нослав. язык.

Соч.: Ис­то­рия про­ро­ков Раб­гу­зы на джа­га­тай­ском на­ре­чии. Ка­зань, 1859; Са­мо­учи­тель рус­ской гра­мо­ты для кир­ги­зов. Ка­зань, 1861; «Ир-Тар­гын», кир­гиз­ская по­весть. Ка­зань, 1861; О цер­ков­ном бо­го­слу­же­нии на ино­род­че­ских язы­ках // Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 1883. Март; Из пе­ре­пис­ки по воп­ро­су о при­ме­не­нии рус­ско­го ал­фа­ви­та к ино­род­че­ским язы­кам. Ка­зань, 1883; Обу­че­ние цер­ков­но­сла­вян­ской гра­мо­те... Ка­зань, 1885; Свя­тое Еван­ге­лие от Мат­фея. Древ­не­сла­вян­ский текст. Ка­зань, 1888; Пе­ре­пис­ка о чу­ваш­ских из­да­ни­ях пе­ре­во­дче­ских ко­мис­сий. Ка­зань, 1890; Вос­по­ми­на­ния об И. А. Ал­тын­са­ри­не. Ка­зань, 1891; Пись­ма. Ка­зань, 1895; О сис­те­ме про­све­ще­ния ино­род­цев и о Ка­зан­ской цен­траль­ной кре­ще­но-та­тар­ской шко­ле. Ка­зань, 1913.

Лит.: Зна­мен­ский П. В. На па­мять об Н. И. Иль­мин­ском. Ка­зань, 1892; Н. И. Иль­мин­ский. Сб. ст. Ка­зань, 1916; Яков­лев И. Я. Вос­по­ми­на­ния. Че­бок­са­ры, 1983; Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь оте­че­ст­вен­ных тюр­ко­ло­гов. М., 1989; Ис­ха­ко­ва Р. Р. Дея­тель­ность Иль­мин­ско­го и его сис­те­мы: (Ис­то­рио­гра­фия про­бле­мы). Ка­зань, 2002; Шес­тун Е., прот. Пра­во­слав­ная пе­да­го­ги­ка. М., 2002; Ара­пов Д. Ю. Н. И. Иль­мин­ский и его пу­те­ше­ст­вие на Араб­ский Вос­ток в на­ча­ле 50-х гг. XIX в. // Араб­ские стра­ны За­пад­ной Азии и Се­вер­ной Аф­ри­ки. М., 2002. Вып. 5; Бе­лен­чук Л. Н. О про­све­ще­нии на­ро­дов Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XIX – на­ча­ле XX в. // Вест­ник Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. 2006. № 2; Кол­че­рин А. Н. И. Иль­мин­ский // Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 2006. № 2–3.

Вернуться к началу