Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИДЖМА́

Авторы: В. О. Бобровников

ИДЖМА́ (араб.), еди­но­душ­ное мне­ние ав­то­ри­те­тов в об­лас­ти ша­риа­та. Один из ис­точ­ни­ков му­суль­ман­ско­го пра­ва. Раз­ли­ча­ют три ка­те­го­рии И.: при­ня­тое при глас­ном об­су­ж­де­нии (кау­ли); вы­ве­ден­ное из дей­ст­вий при сход­ных об­стоя­тель­ст­вах (ама­ли); при­ня­тое без воз­ра­же­ний мне­ние од­но­го муд­жта­хи­да (су­ку­ти). По­яв­ле­ние И. в ис­ла­ме свя­зы­ва­ют с дея­тель­но­стью се­ми пра­во­ве­дов Ме­ди­ны во 2-й пол. 7 в. Осн. ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вые шко­лы сун­нит­ско­го ис­ла­ма тол­ку­ют И. по-раз­но­му. Ха­на­фи­ты при­зна­ют И. тех спод­виж­ни­ков Му­хам­ме­да (ас­ха­бов), чьи ха­ди­сы они счи­та­ют дос­то­вер­ны­ми, а так­же две пер­вые ка­те­го­рии И. ме­ст­ных муд­жта­хи­дов, ма­ли­ки­ты – пер­вые две ка­те­го­рии И. ме­дин­ских муд­жта­хи­дов. С ни­ми со­глас­ны ша­фии­ты, ви­дя­щие в И. лишь до­пол­не­ние к Ко­ра­ну и Сун­не. Хан­ба­ли­ты при­ни­ма­ют все три ка­те­го­рии И., но у ме­дин­ских муд­жта­хи­дов. С эпо­хи Сред­не­ве­ко­вья И. ос­та­ёт­ся сред­ст­вом раз­ви­тия фик­ха на ос­нове ид­жти­ха­да, при­спо­соб­ле­ния норм Ко­ра­на и Сун­ны к ме­няю­щим­ся ус­ло­ви­ям совр. об­ще­ст­ва.

Вернуться к началу