Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВАХХАБИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Б. Алаев, Д. Р. Жантиев, А. А. Ярлыкапов

ВАХХАБИ́ТЫ, раз­но­род­ные ре­лиг.-по­ли­тич. дви­же­ния сун­ни­тов, вы­сту­паю­щие под об­щим ло­зун­гом очи­ще­ния ис­ла­ма от не­доз­во­лен­ных нов­шеств (би­да). Впер­вые поя­ви­лись в 18 в. в Ара­вии, за­тем в 1820-х гг. – в Ин­дии, в кон. 20 – нач. 21 вв. – в Ср. Азии, По­вол­жье и на Кав­ка­зе. По­ня­тие «В.» вве­де­но их про­тив­ни­ка­ми и име­ет уни­чи­жи­тель­ный от­те­нок. Са­мо­на­зва­ния В. раз­лич­ны: са­ла­фи­ты (от араб. «по­чи­таю­щие пра­вед­ных пред­ков»), «еди­но­бож­ни­ки» (му­вах­хи­дун), «бра­тья», «об­щи­на ис­тин­ных му­суль­ман». Эпо­ни­мом всех те­че­ний В. счи­та­ет­ся Му­хам­мед ибн Абд аль-Вах­хаб, про­по­ве­до­вав­ший стро­гое еди­но­бо­жие (тау­хид) и воз­врат к пер­во­на­чаль­но­му ис­ла­му, от­ри­ца­ние куль­та свя­тых и су­физ­ма. В дог­ма­ти­ке и пра­ве В. до­во­дят до край­но­сти взгля­ды хан­ба­ли­тов и Ибн Тай­мийи. Важ­ное ме­сто в их уче­нии от­во­дит­ся джи­ха­ду. Об­ществ.-по­ли­тич. идеа­лы В. под­ра­зу­ме­ва­ют един­ст­во и брат­ст­во всех му­суль­ман, осу­ж­де­ние рос­ко­ши и стя­жа­тель­ст­ва.

Ран­ние В. от­ли­ча­лись ре­лиг. не­тер­пимо­стью. В борь­бе с «идо­ло­по­клон­ст­вом» они раз­ру­ши­ли мн. свя­тые мес­та и мо­ги­лы му­суль­ман Хид­жа­за. В воо­руж. борь­бе со свои­ми про­тив­ни­ка­ми В. объ­е­ди­ни­ли Ара­вию, сыг­рав важ­ную роль в ста­нов­ле­нии гос-ва Сау­ди­дов до нач. 1930-х гг., ко­гда бы­ло соз­да­но ко­ро­лев­ст­во Сау­дов­ская Ара­вия, офиц. идео­ло­ги­ей ко­то­ро­го до кон. 20 в. счи­та­лось уче­ние вах­ха­би­тов.

По­яв­ле­ние В. в Ин­дии свя­за­но с дея­тель­но­стью Сай­и­да Ах­ма­да Ба­рел­ви, не свя­зан­но­го с по­сле­до­ва­те­ля­ми Му­хам­ме­да ибн Абд аль-Вах­ха­ба в Ара­вии, но раз­ви­вав­ше­го близ­кие к его уче­нию идеи: воз­врат к чис­то­те пер­во­на­чаль­но­го ис­ла­ма, пре­вра­ще­ние Ин­дии в об­ласть ис­ла­ма (дар аль-ис­лам), воо­руж. борь­бу (джи­хад) с не­вер­ны­ми, соз­да­ние ис­лам­ско­го го­су­дар­ст­ва, со­ци­аль­ное ра­вен­ст­во му­суль­ман. Соз­дав опор­ную ба­зу в го­рах на гра­ни­це Брит. Ин­дии и Афга­ни­ста­на, В. пе­рио­ди­че­ски втор­га­лись от­ту­да в брит. вла­де­ния, по­лу­чая под­кре­п­ле­ние и день­ги от под­поль­ной орг-ции «Джа­ми­ат-и муд­жа­хи­дин», имев­шей ши­ро­кую сеть яче­ек в Би­ха­ре и Бен­га­лии. Отд. от­ря­ды В. уча­ст­во­ва­ли в Си­пай­ском вос­ста­нии (см. Ин­дийское на­род­ное вос­ста­ние 1857–59). В 1860–70-х гг. под­поль­ная ор­га­ни­за­ция В. бы­ла раз­гром­ле­на, по­сле че­го пар­ти­зан­ская вой­на ос­ла­бе­ла. Од­на­ко идей­ные по­сле­до­ва­те­ли Ба­рел­ви со­хра­ни­лись в Ин­дии, Па­ки­ста­не и Аф­га­ни­ста­не.

В СССР В. поя­ви­лись под влия­ни­ем Ис­лам­ской ре­во­лю­ции в Ира­не 1979 и вой­ны в Аф­га­ни­ста­не (1979–89). В стра­нах СНГ их под­дер­жи­ва­ли ме­ж­ду­нар. ис­лам­ские ор­га­ни­за­ции. Совр. В. рас­па­да­ют­ся на мно­же­ст­во груп­пи­ро­вок, от уме­рен­ных до экс­тре­ми­ст­ских. Уча­стие групп В. в пре­ступ­ных бое­вых дей­ст­ви­ях в Чеч­не и за её пре­де­ла­ми спо­соб­ст­во­ва­ло ра­ди­ка­ли­за­ции дви­же­ния. К В. примк­ну­ли Ша­миль Ба­са­ев, аль-Хат­таб и др. экс­тре­ми­ст­ские по­ле­вые ко­ман­ди­ры. В Ср. Азии и Ка­зах­ста­не к В. от­но­сят по­сле­до­ва­те­лей Хизб ат-Тах­рир.

У совр. В. нет об­щей бо­го­слов­ско-пра­во­вой док­три­ны. Не свя­зан­ные со свои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми в Ин­дии и Ара­вии, они раз­де­ля­ют взгля­ды ран­них В. Ис­точ­ни­ка­ми ве­ро­уче­ния В. при­зна­ют Ко­ран и Сун­ну, от­ка­зы­ва­ясь сле­до­вать тра­диц. ре­лиг.-пра­во­вым шко­лам (маз­хаб) сун­нит­ско­го ис­ла­ма. Осо­бую роль в уче­нии В. иг­ра­ет «ма­лый джи­хад», борь­ба за ве­ру с ору­жи­ем в ру­ках, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо вес­ти не толь­ко про­тив не­ве­рую­щих и не­вер­ных (муш­ри­кун), но и про­тив под­дер­жи­ваю­щих их му­суль­ман.

Ор­га­ни­за­ция вах­ха­бит­ско­го дви­же­ния про­ста. Во гла­ве об­щи­ны (джа­ма­ат) сто­ит из­бран­ный амир, ру­ко­во­дя­щий её ре­ли­ги­оз­ной, об­ще­ст­вен­ной, а при не­об­хо­ди­мо­сти и во­ен. жиз­нью. По воз­мож­ности у об­щи­ны име­ет­ся ме­четь или молель­ный дом, шко­ла (мед­ре­се) и ша­ри­ат­ский суд. Джа­маа­ты не свя­за­ны друг с дру­гом. Ле­галь­ных по­ли­тич. объ­е­ди­не­ний В. нет. Их по­ли­тич. пар­тии, от соз­дан­ной в 1990 в Ас­т­ра­ха­ни Ис­лам­ской пар­тии воз­ро­ж­де­ния до Ис­лам­ско­го джа­маа­та Да­ге­ста­на, рас­па­лись. В Рос­сии дви­же­ние В. за­пре­ще­но с 1999. Вне за­ко­на В. объ­яв­ле­ны и в боль­шин­ст­ве стран СНГ.

Лит.: Аш­раф К. М. Пред­ста­ви­те­ли му­суль­ман­ско­го Воз­ро­ж­де­ния и со­бы­тия 1857 г. // На­род­ное вос­ста­ние в Ин­дии. 1857–1859 гг. М., 1957; Abduvahitov A. Islamic revivalism in Uzbekistan // Russia’s Muslim frontier / Ed. by D. F. Eickelman. Bloomington, 1993; Ва­силь­ев А. М. Ис­то­рия Сау­дов­ской Ара­вии (1745 г. – кон. ХХ в.). 2-е изд. М., 1999; Ма­ка­ров Д. В. Офи­ци­аль­ный и не­офи­ци­аль­ный ис­лам в Да­ге­ста­не. М., 2000; Яр­лы­ка­пов А. А. Про­бле­ма вах­ха­биз­ма на Се­вер­ном Кав­ка­зе. М., 2000; Ала­ев Л., Ти­хо­нов Ю. Вах­ха­би­ты в Бри­тан­ской Ин­дии // Азия и Аф­ри­ка се­го­дня. 2001. № 3; Ба­бад­жа­нов Б. Ре­ли­ги­оз­но-оп­по­зи­ци­он­ные груп­пы в Уз­бе­ки­ста­не // Рос­сия и му­суль­ман­ский мир. 2001. № 6; Babadzhanov B. Islam in Uzbekistan: from the struggle for «Religious Purity» to political activism // Central Asia: a gathering storm? / Ed. by B. Rumer. N. Y.; L., 2002.

Вернуться к началу