Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БИ́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 467-468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

БИ́ДА (араб.), по­ня­тие «не­доз­во­лен­но­го нов­ше­ст­ва» в ис­ла­ме, оз­на­чаю­щее по­ступ­ки и пред­став­ле­ния, не встре­чаю­щие­ся в Ко­ра­не и сун­не. В от­ли­чие от куф­ра (араб. «без­бо­жие»), под Б. по­ни­ма­ют не упор­ст­во в не­ве­рии, а ис­пра­ви­мое за­блу­ж­де­ние. Тер­мин «Б.» воз­ник в ан­ти­омей­яд­ской оп­по­зи­ции, у шии­тов и ха­рид­жи­тов, об­ви­няв­ших ха­ли­фа Ома­ра ибн аль-Хат­та­ба (пра­вил в 634–644) в от­ступ­ле­нии от за­ве­тов про­ро­ка Му­хам­ме­да. Позд­нее он пе­ре­шёл в об­ласть дог­ма­ти­ки в зна­че­нии «ере­си». Б. ни­ко­гда не име­ло чёт­ких гра­ниц: од­но и то же яв­ле­ние ква­ли­фи­ци­ро­ва­лось раз­ны­ми бо­го­сло­ва­ми то как «не­доз­во­лен­ное», то как «пра­во­вер­ное». Кон­сер­ва­тив­ная точ­ка зре­ния на Б. впер­вые по­сле­до­ва­тель­но сфор­му­ли­ро­ва­на Ах­ма­дом ибн Хан­ба­лем, при­зы­вав­шим бу­к­валь­но сле­до­вать сло­вам и по­ступ­кам про­ро­ка и его ас­ха­бов. В 18 в. этот взгляд был раз­вит вах­ха­би­та­ми. Абу Аб­дал­лах аш-Ша­фии (767–820) при­зна­вал до­пус­ти­мость не­ко­то­рых по­лез­ных, а по­то­му не­об­хо­ди­мых Б., не про­ти­во­ре­ча­щих ос­но­вам ве­ры.

Мно­гие му­сульм. ре­фор­ма­тор­ские дви­же­ния при­бе­га­ли к по­ня­тию «Б.». В 19 в. его ис­поль­зо­ва­ли Ша­миль (пра­вил в 1834–59) и др. пра­ви­те­ли има­ма­та Да­ге­ста­на и Чеч­ни, объ­я­вив­шие сво­ей це­лью борь­бу с Б., во­шед­ши­ми в быт гор­цев под влия­ни­ем кон­так­тов с рус­ски­ми. По­ле­ми­ка о Б. про­дол­жа­ет­ся и в совр. ис­лам­ском бо­го­сло­вии.

Вернуться к началу