Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕКТАШИ́Я

Авторы: М. Ю. Рощин

БЕКТАШИ́Я, су­фий­ское брат­ст­во, соз­дан­ное в Ма­лой Азии в кон. 13  нач. 14 вв. Ле­ген­дар­ным ос­но­ва­те­лем Б. счи­та­ет­ся Хад­жи Бек­таш Ру­ми ли­бо Хад­жи Бек­таш Ва­ли Ни­ша­пу­ри из Хо­ра­са­на (12081270). Брат­ст­во окон­ча­тель­но сло­жи­лось при Ба­лим-Сул­та­не (ум. 1516), ко­то­рый из­ме­нил его ор­га­ни­за­цию и при­влёк к не­му яны­чар. С ос­ман­ски­ми за­вое­ва­ния­ми Б. рас­про­стра­ни­лась на Ближ­нем Вос­то­ке и на Бал­ка­нах.

У Б. нет еди­но­го уче­ния; оно син­кре­тич­но и ве­ро­тер­пи­мо. Сун­нит­ский ис­лам и ши­изм ужи­ва­ют­ся в Б. с хри­сти­ан­ст­вом и нар. куль­та­ми. Чле­ны брат­ст­ва по­чи­та­ют 12 ши­ит­ских има­мов и свое­об­раз­ную трои­цу, в ко­то­рую вклю­ча­ют Ал­ла­ха, про­ро­ка Му­хам­ме­да и Али ибн Аби Та­ли­ба ли­бо Али ибн Аби Та­ли­ба, Хад­жи Бек­та­ша и ши­ит­ско­го су­фия кон. 14 в. Фад­лул­ла­ха Ас­т­ра­ба­ди. Под влия­ни­ем ши­ит­ско­го уче­ния Ху­ру­фия о мис­тич. зна­че­нии букв чле­ны Б. чтят порт­ре­ты сво­их свя­тых, вы­пи­сан­ные из их имён. Про­во­дят­ся ра­де­ния с тан­ца­ми и му­зы­кой. В ря­де от­де­ле­ний бы­ла при­ня­та ис­по­ведь шей­ху. Ри­ту­ал по­свя­ще­ния за­вер­шал­ся об­щей тра­пе­зой с ви­ном, хле­бом и сы­ром, на­по­ми­наю­щей при­час­тие ар­то­ри­тов. Жен­щи­ны уча­ст­ву­ют в ри­туа­лах Б. на­рав­не с муж­чи­на­ми. Часть су­фи­ев со­блю­да­ет без­бра­чие.

Ор­га­ни­за­ци­он­но брат­ст­во со­стоя­ло из сель­ских об­щин и оби­те­лей-тек­ке по­свя­щён­ных. В Б. бы­ли при­ня­ты бе­лая ко­ни­че­ская шап­ка и бе­лый плащ. Чле­ны Б. де­ли­лись на 6 ка­те­го­рий: на­чи­наю­щие (ашик); по­свя­щён­ные (му­хибб); дер­ви­ши; гла­вы оби­те­лей-тек­ке (ба­ба); при­няв­шие обет без­бра­чия во гла­ве с на­став­ни­ком-де­де; ру­ко­во­ди­те­ли тек­ке. Брат­ст­вом управ­ля­ли по­том­ки Хад­жи Бек­та­ша Ру­ми, на­зы­вав­шие­ся че­ле­би. Их ре­зи­ден­ция на­хо­ди­лась в тек­ке Пир-эви в се­ле­нии Хад­жи-Бек­таш (ме­ж­ду го­ро­да­ми Кир­ше­хир и Кай­се­ри в совр. Тур­ции). В 1819 вв. долж­ность че­ле­би, как пра­ви­ло, пе­ре­хо­ди­ла от от­ца к сы­ну.

По­ли­тич. зна­че­ние Б. оп­ре­де­ля­лось свя­зя­ми с яны­ча­ра­ми. В 1826 кор­пус яны­чар был унич­то­жен и Б. за­пре­ще­на. Го­не­ния вы­зва­ли пе­ре­се­ле­ние его чле­нов в Ал­ба­нию. В сер. 19 в. Б. вер­ну­ла ут­ра­чен­ное влия­ние, но рас­ко­ло­лась на вет­ви бек­та­ши, де­де и че­ле­би. В 1925 все су­фий­ские брат­ст­ва Тур­ции, вклю­чая Б., бы­ли рас­пу­ще­ны, но в стра­не, по оцен­кам, до сих пор ос­та­ёт­ся до 30 тыс. чле­нов Б. Брат­ст­во дей­ст­ву­ет в Юго­сла­вии и, гл. обр., в Ал­ба­нии, где в сер. 20 в. бы­ло 30 тек­ке. В 1990-х гг. во­зоб­но­ви­ла дея­тель­ность гл. тек­ке Ти­ра­ны.

Лит.: Birge J. K. The Bektashi order of derwi­shes. N. Y., 1982; Melikoff I. Hadji Bektach: un mythe et ses avatars. Leiden, 1998; Три­мин­гэм Дж. С. Су­фий­ские ор­де­ны в ис­ла­ме. М.; Со­фия, 2002.

Вернуться к началу