Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БАБИ́ДЫ

Авторы: М. Ю. Рощин, Р. А. Силантьев

БАБИ́ДЫ, по­сле­до­ва­те­ли ре­лиг.-по­ли­тич. дви­же­ния, соз­дан­но­го в Ира­не в 1844 Сей­и­дом Али Мо­хам­ме­дом по про­зва­нию Баб. В уче­нии Б. за­мет­но влия­ние шей­хит­ских идей об има­мах как «вра­тах» к по­сти­же­нию Бо­га, дог­ма­ти­ки ис­маи­ли­тов и дру­зов. Б. ве­ри­ли в ско­рое при­ше­ст­вие Мах­ди, ко­то­ро­го ото­жде­ст­в­ля­ли с Ба­бом, чей труд «Ба­ян» стал пи­са­ни­ем Б., за­ме­нив­шим для них Ко­ран и ша­ри­ат. В свя­щен­ном цар­ст­ве Б. сна­ча­ла в Ира­не, а за­тем во всём ми­ре пред­по­ла­га­лось ус­та­но­вить ра­вен­ст­во клас­сов и по­лов, от­ме­нить на­ло­ги с бед­ных, из­гнать не­ба­би­дов и раз­де­лить их иму­ще­ст­во.

Сам Баб не при­зы­вал к воо­руж. борь­бе, но его по­сле­до­ва­те­ли мул­ла Мо­хам­мед Али Бар­фо­ру­ши, про­по­вед­ни­ца Зар­рин Тадж, про­зван­ная Кур­рат аль-Айн (араб. «Уте­ше­ние глаз») и др. воз­гла­ви­ли мас­со­вые вос­ста­ния на се­ве­ре Ира­на в 1848–50 (см. Ба­бид­ские вос­ста­ния 1848–52). Их раз­гром и казнь Ба­ба за­ста­ви­ли Б. пе­рей­ти к так­ти­ке ин­ди­ви­дуаль­но­го тер­ро­ра. По­сле по­ку­ше­ния на Наср-эд-дин-ша­ха 16.8.1852 мно­гие Б. бы­ли каз­не­ны. Кур­рат аль-Айн со­жгли. Дви­же­ние Б. при­шло в упа­док и пре­кра­ти­ло су­ще­ст­во­ва­ние.

Вы­слан­ный в 1863 в Стам­бул уче­ник Ба­ба Мир­за Ху­сейн Али Ну­ри (1817–92) по про­зва­нию Ба­ха Ал­лах (араб. «Блеск Бо­жий») ос­но­вал дви­же­ние ба­хаи­тов, счи­таю­щее­ся пре­ем­ни­ком идей Б.

Соч.: Séyyèd Ali Mohammed, dit le Bâb. Le Béyân arabe, le livre sacré du Bâbysme. P., 1905; idem. Le Béyân persan. P., 1911–1914. Vol. 1–4.

Лит.: Ка­зем-бек АК. Баб и ба­би­ды. СПб., 1865; Ива­нов М. С. Ба­бид­ские вос­ста­ния в Ира­не (1848–1852). М.; Л., 1939; Balyuzi H. M. The Bab. Oxf., 1973.

Вернуться к началу