Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АЛИ́ ИБН АБИ́ ТА́ЛИБ

Авторы: И. Л. Алексеев

АЛИ́ ИБН АБИ́ ТА́ЛИБ (?–21.1.661, Ку­фа), двою­род­ный брат и зять про­ро­ка Му­хам­ме­да, чет­вёр­тый «пра­вед­ный ха­лиф», с ко­то­рым свя­за­но воз­ник­но­ве­ние ши­из­ма. Од­ним из пер­вых уве­ро­вал в про­роч. мис­сию Му­хам­ме­да, вхо­дил в чис­ло его бли­жай­ших спод­виж­ни­ков (ас­хаб). По­сле смер­ти про­ро­ка (632) часть му­сульм. об­щи­ны уви­де­ла в A. и. А. Т. его за­кон­но­го пре­ем­ни­ка (ха­лиф), ду­хов­но­го и по­ли­тич. ли­де­ра му­суль­ман (имам). По­сле вос­ста­ния 656 и убий­ст­ва ха­ли­фа Ос­ма­на 17.6.656 A. и. А. Т. про­воз­гла­си­ли ха­ли­фом, что по­ло­жи­ло на­ча­ло мно­го­лет­ней гражд. вой­не в Араб. ха­ли­фа­те. Осн. его про­тив­ни­ком был на­ме­ст­ник Си­рии Муа­вия. A. и. А. Т. раз­бил про­тив­ни­ков в бит­вах при Бас­ре (дек. 656) и при Сиф­фи­не (июль 657), но не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­да­ми. По­сле это­го от сто­рон­ни­ков A. и. А. Т. от­ко­ло­лась ре­лиг.-по­ли­тич. груп­пи­ров­ка ха­ри­джи­тов. 19.1.661 ха­рид­жит Ибн Мулд­жам смер­тель­но ра­нил A. и. А. Т. (по пре­да­нию, по­хо­ро­нен под Ку­фой, где впо­след­ст­вии воз­ник­ла ши­ит­ская свя­ты­ня – г. Не­джеф). A. и. А. Т. при­пи­сы­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во из­ре­чений и пи­сем, со­ста­вив­ших сб. «Путь крас­но­ре­чия» («Нахдж аль-ба­ла­га», 11 в.), один из са­мых ав­то­ри­тет­ных ис­точ­ни­ков ши­ит­ско­го ве­ро­уче­ния. A. и. А. Т. по­чи­та­ет­ся все­ми му­суль­ма­на­ми, кро­ме ха­ри­джи­тов. Для сун­ни­тов это «пра­вед­ный ха­лиф», спод­виж­ник про­ро­ка, об­ра­зец на­бож­но­сти, бла­го­род­ст­ва и са­мо­от­вер­жен­но­сти. Шии­ты ви­дят в нём клю­че­вую фи­гу­ру «до­ма Про­ро­ка», пер­во­го из 12 има­мов, ко­то­рые че­рез про­ис­хо­жде­ние от бра­ка A. и. А. Т. с до­че­рью Му­хам­ме­да Фа­ти­мой при­об­ре­ли Бо­же­ст­вен­ную бла­го­дать (ба­ра­ка) и эзо­те­ри­че­ские зна­ния (ба­тин), а с ни­ми – ис­клю­чит. пра­во на ру­ко­во­дство му­сульм. ми­ром. Осо­бый ста­тус A. и. А. Т. обос­но­вы­ва­ет­ся ая­та­ми Ко­ра­на, об­ще­му­сульм. пре­да­ни­ем (ха­дис, ха­бар) и ссыл­ка­ми на ха­ди­сы, не при­зна­вае­мые сун­ни­та­ми. У «край­них шии­тов» из­вест­ны слу­чаи обо­же­ст­в­ле­ния Aли ибн Аби Та­ли­ба.

Лит.: Пет­ру­шев­ский И. П. Ис­лам в Ира­не в VII–XV вв. Л., 1966; Боль­ша­ков О. Г. Ис­то­рия Ха­ли­фа­та. М., 1998. Т. 3.

Вернуться к началу