Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АГРЕ́ССИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 194

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С.Н.Ениколопов

АГРЕ́ССИЯ (от лат. aggressio – на­па­де­ние, на­сту­п­ле­ние), мо­ти­ви­ро­ван­ное де­ст­рук­тив­ное по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на на­не­се­ние вре­да объ­ек­там на­па­де­ния (в т. ч. с це­лью выз­вать от­ри­ца­тель­ные пе­ре­жи­ва­ния, со­стоя­ния на­пря­жён­но­сти, стра­ха, по­дав­лен­но­сти и т. п.).

А. мо­жет быть фи­зи­че­ской (на­па­де­ние) или вер­баль­ной (напр., крик вы­ра­жа­ет не­га­тив­ные чув­ст­ва че­рез фор­му, а уг­ро­за – че­рез со­дер­жа­ние вер­баль­ных ре­ак­ций). Пря­мая А. не­по­сред­ст­вен­но на­прав­ле­на про­тив к.-л. объ­ек­та или субъ­ек­та, а кос­вен­ная А. околь­ным пу­тём на­прав­ле­на на др. ли­цо (злоб­ные сплет­ни, шут­ки) или со­сто­ит из не­на­прав­лен­ных, не­упо­ря­до­чен­ных дей­ст­вий (взры­вы яро­сти – крик, то­па­нье но­га­ми и т. п.). Ау­то­аг­рес­сия про­яв­ля­ет­ся в са­мо­об­ви­не­нии, са­мо­уни­же­нии, на­не­се­нии се­бе те­лес­ных по­вре­ж­де­ний вплоть до са­мо­убий­ст­ва.

Аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние – од­на из форм реа­ги­ро­ва­ния на не­бла­го­при­ят­ные жиз­нен­ные си­туа­ции, вы­зы­ваю­щие стресс, фру­ст­ра­цию и т. п. со­стоя­ния. Пси­хо­ло­ги­че­ски аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние слу­жит ре­ше­нию про­блем, свя­зан­ных с сохра­не­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, с за­щи­той и рос­том чув­ст­ва соб­ст­вен­ной цен­но­сти, са­мо­оцен­ки, уров­ня при­тя­заний, а так­же с со­хра­не­ни­ем и уси­ле­ни­ем кон­тро­ля над су­ще­ст­вен­ным для субъ­ек­та ок­ру­же­ни­ем. Аг­рес­сив­ные дей­ст­вия вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве сред­ст­ва дос­ти­же­ния к.-л. зна­чи­мой це­ли (ин­стру­мен­таль­ная А.), спо­со­ба пси­хо­ло­гич. раз­ряд­ки или удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти в са­мо­реа­ли­за­ции и са­мо­ут­вер­ж­де­нии.

Со­глас­но это­ло­гии (К. Ло­ренц) и пси­хо­ана­ли­зу, аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние име­ет ин­стинк­тив­ный ис­точ­ник и за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва на­ко­п­лен­ной в ор­га­низ­ме аг­рес­сив­ной энер­гии и си­лы внеш­не­го раз­дра­жи­те­ля. Для то­го что­бы не про­изош­ла не­кон­тро­ли­руе­мая аг­рес­сив­ная ре­ак­ция, не­об­хо­ди­мо, что­бы аг­рес­сив­ная энер­гия раз­ря­жа­лась. Эта мо­дель объ­яс­ня­ет фе­но­мен «сме­ще­ния А.», ко­гда А. на­прав­ля­ет­ся не на вы­звав­шие её объ­ек­ты (ес­ли А. про­тив них не мо­жет быть ус­пеш­ной в си­лу разл. при­чин), а на объ­ек­ты, про­тив ко­то­рых ус­пеш­ная реа­ли­за­ция аг­рес­сив­ных дей­ст­вий об­ла­да­ет вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью. Со­цио­био­ло­гия рас­смат­ри­ва­ет аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на со­пер­ни­ков при вы­бо­ре парт­нё­ра, как адап­тив­ное, т. к. оно уве­ли­чи­ва­ет ве­ро­ят­ность ос­та­вить по­том­ст­во. Все тео­рии ин­стинк­тив­ной при­ро­ды А. ис­хо­дят из на­ли­чия в ор­га­низ­ме «за­про­грам­ми­ро­ван­ных» аг­рес­сив­ных ре­ак­ций, стре­мя­щих­ся к про­яв­ле­нию во­вне.

Од­на­ко ре­зуль­та­ты мн. ис­сле­до­ва­ний по­ка­зы­ва­ют, что сре­да и со­ци­аль­ная си­туа­ция ока­зы­ва­ют боль­шое влия­ние на аг­рес­сив­ное по­ве­де­ние. Фру­ст­ра­ци­он­ная кон­цеп­ция (Дж. Дол­лард) объ­яс­ня­ет воз­ник­но­ве­ние А. со­стоя­ни­ем, при ко­то­ром це­ле­на­прав­лен­ные по­бу­ж­де­ния че­ло­ве­ка стал­ки­ва­ют­ся с пре­пят­ст­вия­ми. Ког­ни­тив­ный не­оас­со­циа­низм (Л. Бер­ко­виц) рас­смат­ри­ва­ет А. как по­ве­де­ние, ко­то­рое ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся или по­дав­ля­ет­ся эмо­цио­наль­ным пе­режи­ва­ни­ем, вы­зван­ным не­бла­го­при­ят­ным со­бы­ти­ем. Мо­дель пе­ре­но­са воз­бу­ж­де­ния (Д. Зил­манн) рас­смат­ри­ва­ет со­че­та­ние фи­зио­ло­гич. воз­бу­ж­де­ния и ког­ни­тив­ной оцен­ки (ин­тер­пре­та­ции) это­го со­стоя­ния как пус­ко­вой ме­ха­низм и ре­гуля­тор аг­рес­сив­но­го по­ве­де­ния. Со­циаль­но­го на­уче­ния тео­рия (А. Басс, А. Бан­ду­ра) ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на том, что че­ловек учит­ся аг­рес­сив­но­му по­ве­де­нию. Обу­че­ние про­ис­хо­дит ли­бо че­рез под­кре­п­ле­ние и на­ка­за­ние (см. Обу­слов­ли­ва­ние), ли­бо че­рез на­блю­де­ние за мо­де­ля­ми (см. Под­ра­жа­ние). Со­ци­аль­но-ког­ни­тив­ный под­ход (К. Додж) изу­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия в агрес­сив­ном по­ве­де­нии как функ­цию раз­ли­чий в ког­ни­тив­ных схе­мах, управ­ляю­щих про­яв­ле­ни­ем А., и в спо­со­бах об­ра­бот­ки со­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции. Мо­дель со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия (Дж. Те­де­ши, Р. Фел­сон) рас­смат­ри­ва­ет А. как ин­ст­ру­мен­таль­ную функ­цию дей­ст­вий, со­вер­шае­мых ра­ди кон­тро­ля над по­ве­де­ни­ем др. лю­дей, вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти, за­щи­ты сво­ей ре­пу­та­ции и т. п. Об аг­рес­сив­ном по­ве­де­нии у жи­вот­ных см. в ст. По­ве­де­ние жи­вот­ных.

Лит.: Ло­ренц К. Аг­рес­сия. М., 1994; Бэ­рон Р., Ри­чард­сон Д. Аг­рес­сия. СПб., 1997; Бер­ко­виц Л. Аг­рес­сия: при­чи­ны, по­след­ст­вия и кон­троль. СПб.; М., 2001.

Вернуться к началу