Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 656

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Зеленский, А. В. Константинов

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, шко­ла глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, ба­зи­рую­щая­ся на иде­ях К. Г. Юн­га, ко­то­рый рас­смат­ри­вал пси­хи­ку как взаи­мо­дей­ст­вие соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным – глу­бин­ной твор­че­ской си­лой, на­прав­ляю­щей раз­ви­тие лич­но­сти. Это раз­ви­тие (ин­ди­ви­дуа­ция), про­цесс об­ре­те­ния внут­рен­не­го един­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет­ся в А. п. как по­сте­пен­ное объ­е­ди­не­ние соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным во­круг са­мо­сти – транс­цен­дент­но­го цен­тра, ис­точ­ни­ка пси­хи­ки и соз­на­ния. В А. п. ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­соз­на­тель­ное, ко­то­рое ис­сле­до­вал З. Фрейд, со­став­ля­ет лишь не­боль­шую часть кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го, свя­зы­ваю­ще­го ин­ди­ви­да со всем че­ло­ве­че­ст­вом и кос­мо­сом че­рез ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные струк­тур­ные эле­мен­ты бес­соз­на­тель­но­го, схе­мы, на ос­но­ве ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся об­ра­зы, пе­ре­жи­ва­ния и со­бы­тия жиз­ни отд. лю­дей, ми­фы и куль­ту­ра це­лых на­ро­дов.

За­да­ча А. п. – по­стичь пси­хи­че­ское как ес­те­ст­вен­ное це­ло­ст­ное яв­ле­ние, жизнь ду­ши че­ло­ве­ка. Ду­ша опи­сы­ва­ет­ся в А. п. в ви­де ком­по­зи­ции взаи­мо­дей­ст­вую­щих ме­ж­ду со­бой пар­ци­аль­ных лич­но­стей (ав­то­ном­ных ком­плек­сов). Бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ро­ва­но как мно­же­ст­вен­ное соз­на­ние, рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду пар­ци­аль­ны­ми лич­но­стя­ми. Лю­бые меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния ос­но­ва­ны на внут­ри­лич­но­ст­ных свя­зях.

Пси­хо­те­ра­пия в А. п. по­ни­ма­ет­ся не как ле­че­ние сим­пто­мов, а как по­мощь в ин­ди­ви­дуа­ции, раз­ви­тии лич­но­сти. В ос­но­ве пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки ле­жит ана­лиз пе­ре­но­са и контр­пе­ре­но­са, ис­сле­до­ва­ние об­раз­ной сис­те­мы с ак­цен­том на сим­во­лич. пе­ре­жи­ва­нии са­мо­сти.

Мож­но вы­де­лить два эта­па ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия А. п.: юн­гов­ский (1902–1961) и по­стъюн­гов­ский (с 1961). Пер­вый этап пред­став­лен пре­ж­де все­го тру­да­ми са­мо­го К. Г. Юн­га и мно­го­числ. ра­бо­та­ми его уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, а так­же раз­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем пре­им. в Зап. Ев­ро­пе и США пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, име­нуе­мой юн­ги­ан­ским ана­ли­зом. Вто­рой этап ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем неск. на­прав­ле­ний и школ на ос­но­ве пе­ре­смот­ра ряда осн. по­ло­же­ний А. п. (оп­ре­де­ле­ния ар­хе­ти­пи­че­ско­го, по­ня­тия са­мо­сти и прин­ци­пов раз­ви­тия лич­но­сти). На­ря­ду с «клас­си­че­ской шко­лой» по­сле­до­ва­те­лей Юн­га (Э. Эдин­гер, Э. Ной­манн, М. Л. фон Франц) с цен­тром в Цю­ри­хе сфор­ми­ро­ва­лась «шко­ла раз­ви­тия» (М. Форд­хам, Д. Хаб­бак, Х. Дик­манн, М. Яко­би) с цен­тром в Лон­до­не, ста­вящая ак­цент на раз­ви­тии пси­хи­ки и кли­нич. прак­ти­ке, а так­же «ар­хе­ти­пи­че­ская шко­ла» (Д. Хилл­ман, А. Гуг­ген­бюль-Крейг, В. Ги­ге­рих) с цен­тром в Дал­ла­се (США), ши­ро­ко ис­поль­зую­щая кон­цеп­цию ар­хе­ти­па для по­сти­же­ния глу­бин­ных из­ме­ре­ний лю­бо­го че­ло­ве­че­ско­го опы­та.

В 1948 при уча­стии К. Г. Юн­га был соз­дан пер­вый Ин-т ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии в Цю­ри­хе, за­тем в Лон­до­не, Бер­ли­не, Нью-Йор­ке и др. Боль­шин­ст­во совр. по­сле­до­ва­те­лей Юн­га объ­е­ди­не­но в Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­цию ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (IAAP) со штаб-квар­ти­рой в Цю­ри­хе. Под влия­ни­ем А. п. сфор­ми­ро­вались гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия и транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. А. п. ока­за­ла боль­шое влия­ние на лит-ру (Г. Гес­се, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, ре­ли­гио­ве­де­ние (М. Эли­а­де, Дж. Кэм­пбелл), фи­лос. ан­тро­по­ло­гию, эт­но­гра­фию.

Лит.: Mat­toon M. A. Jungian psy­chol­ogy in per­spec­tive. N. Y., 1981; Са­му­элс Э. Юнг и по­стъюн­ги­ан­цы: Курс юн­ги­ан­ско­го пси­хо­ана­ли­за. М., 1997; Зе­лен­ский В. В. Тол­ко­вый сло­варь по ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии. СПб., 2000.

Вернуться к началу