Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́ДЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 230-231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д.А. Леонтьев

А́ДЛЕР (Adler) Альф­ред (7.2.1870, Ве­на – 28.5.1937, Абер­дин, Шот­лан­дия), австр. пси­хи­атр и пси­хо­лог, ос­но­ва­тель «ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии» (од­но­го из на­прав­ле­ний глу­бин­ной пси­хо­ло­гии). По­сле окон­ча­ния Вен­ско­го ун-та (1895) ра­бо­тал вра­чом в Ве­не, в 1902 при­гла­шён З. Фрей­дом в его пси­хо­ана­ли­тич. кру­жок, впо­след­ст­вии Вен­ское пси­хо­ана­ли­тич. об-во, в 1910–11 пре­зи­дент это­го об­ще­ст­ва. В 1911 А. по­рвал с Фрей­дом и ос­но­вал соб­ст­вен­ную школу.

Ра­бо­ты А. это­го пе­рио­да по­свя­ще­ны в основном про­бле­мам нев­ро­зов, в ча­ст­но­сти изу­че­нию влия­ния ор­га­ни­че­ских де­фек­тов на раз­ви­тие лич­но­сти. Опи­ра­ясь на дан­ные пси­хо­па­то­ло­гии, А. соз­дал своё уче­ние о ком­пен­са­ции. Уни­вер­саль­ным ис­точ­ни­ком раз­ви­тия лич­но­сти вы­сту­па­ет, по А., пер­вич­ное чув­ст­во не­пол­но­цен­но­сти, пе­ре­жи­вае­мое че­ло­ве­ком (см. Ком­плекс не­пол­но­цен­но­сти) и по­ро­ж­даю­щее стрем­ле­ние к са­мо­ут­вер­жде­нию, по­зи­тив­но­му раз­ви­тию, ко­то­рое А. обо­зна­ча­ет за­им­ст­во­ван­ным у Ф. Ниц­ше тер­ми­ном «Wille zur Macht» – «во­ля к вла­сти». Под влия­ни­ем это­го стрем­ле­ния не­пол­но­цен­ность ком­пен­си­ру­ет­ся или да­же сверх­ком­пен­си­ру­ет­ся.

А. от­ри­ца­ет на­ли­чие жё­ст­кой гра­ни­цы ме­ж­ду соз­на­ни­ем и бес­соз­на­тель­ным, кри­ти­куя уче­ние З. Фрей­да о кон­флик­те ме­ж­ду ни­ми. А. впер­вые в пси­хо­ло­гии про­ти­во­пос­та­вил кау­заль­но­му объ­яс­не­нию прин­цип фи­на­лиз­ма и ак­тив­но­сти: че­ло­век не при­ко­ван к сво­ему про­шло­му, а сам тво­рит свою жизнь в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми, ко­то­рые ле­жат в бу­ду­щем. Ста­вя во­прос «для че­го?», а не «от­че­го?», А. рас­смат­ри­ва­ет, напр., сим­пто­мы нев­ро­зов как сред­ст­во дос­тиже­ния оп­ре­де­лён­ной це­ли. Под­чёр­ки­вая це­ло­ст­ность и ак­тив­ность лич­но­сти, А. вво­дит по­ня­тие жиз­нен­но­го сти­ля лич­но­сти – ин­те­граль­но­го об­ра­зо­ва­ния, оп­ре­де­ляю­ще­го еди­ную на­прав­лен­ность и не­по­вто­ри­мость всех про­яв­ле­ний ин­ди­ви­дуу­ма.

По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны уче­ние А. при­об­ре­ло боль­шую по­пу­ляр­ность. Во мно­гих стра­нах воз­ник­ли об­ще­ст­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии, со­зы­ва­лись ме­ж­ду­нар. кон­грес­сы, из­да­вал­ся «Меж­ду­на­род­ный жур­нал ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии» (1912–35). А. вы­сту­пал с се­рия­ми пуб­лич­ных лек­ций, ос­но­вал ме­ди­ко-пе­да­го­гич. кон­суль­та­тив­ную служ­бу в Ве­не и др. го­ро­дах.

В 1920–30-е гг. А. во мно­гом пе­ре­смот­рел свои воз­зре­ния, соз­да­вая «нау­ку жить». Чув­ст­во не­пол­но­цен­но­сти пе­ре­ста­ёт быть пер­вич­ным и уни­вер­саль­ным ис­точ­ни­ком раз­ви­тия. В ка­че­ст­ве ис­ход­но­го мо­мен­та те­перь вме­сто «стрем­ле­ния к вла­сти» рас­смат­ри­ва­ет­ся «стрем­ле­ние к пре­одо­ле­нию, к ус­пе­ху», позд­нее – «стрем­ле­ние к со­вер­шен­ст­ву». А. вво­дит по­ня­тие «чув­ст­во общ­но­сти» (Gemeinschaftsgefühl), или «со­ци­аль­ный ин­те­рес» (social interest), оз­на­чаю­щее стрем­ле­ние к коо­пе­ра­ции с др. людь­ми для дос­ти­же­ния об­щих це­лей. В чув­ст­ве общ­но­сти вы­ра­жа­ет­ся из­на­чаль­ная со­ци­аль­ность че­ло­ве­ка, со­при­ча­ст­ность ин­те­ре­сам че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом. Чув­ст­во это не­об­хо­ди­мо соз­на­тель­но раз­ви­вать, хо­тя су­ще­ст­ву­ют вро­ж­дён­ные его пред­по­сыл­ки. Оно яв­ля­ет­ся кри­те­ри­ем пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья; для нев­ро­ти­ков, пси­хо­па­тов, пре­ступ­ни­ков, нар­ко­ма­нов ха­рак­тер­но не­до­раз­ви­тое чув­ст­во общ­но­сти. В позд­них ра­бо­тах А. важ­ное место за­ни­ма­ет по­ня­тие смыс­ла, в ча­ст­но­сти смыс­ла жиз­ни. «Нау­ка жить» по­зво­ля­ет го­во­рить об А. как о пред­те­че гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии, влия­ние его ис­пы­та­ли К. Род­жерс, Р. Мэй, В. Франкл и др.

С 1932 А. жил гл. обр. в США, окон­ча­тель­но пе­ре­се­лив­шись ту­да по­сле за­пре­та ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии на­ци­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом Ав­ст­рии в 1934.

Соч.: The individual psychology of A. Adler: a systematic presentation of selections from his writings. N. Y., 1956; Superiority and social interest: a collection of later writings. Evanston, 1964; Прак­ти­ка и тео­рия ин­диви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии. М., 1995; Нау­ка жить. К., 1997; По­нять при­ро­ду че­ло­ве­ка. СПб., 1997; Очер­ки по ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии. М., 2002.

Лит.: Ansbacher H. L. A. Adler revisited. N. Y., 1979.

Вернуться к началу