Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АБХИНАВАГУ́ПТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 51

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: H. В. Исаева

АБХИНАВАГУ́ПТА (кон. 10 – нач. 11 вв.), инд. ре­лиг. фи­ло­соф и эс­те­тик, пред­стави­тель каш­мир­ско­го ши­ва­из­ма. Наи­бо­лее из­вест­ные соч. А. – ком­мен­та­рий к трак­та­ту Ут­па­ла­де­вы «Иш­ва­ра-прать­яб­хидж­ня» («Иш­ва­ра-прать­яб­хидж­ня-ви­мар­ши­ни») и «Тол­ко­ва­ние» к не­му («Иш­ва­ра-прать­яб­хидж­ня-вив­ри­ти-вимаршини»), трак­та­ты «Сущ­ность тан­тры» («Тан­тра-са­ра») и «Свет тан­тры» («Тан­трало­ка»), ком­мен­та­рий к трак­тату по по­эти­ке Анан­да­вард­ха­ны «Свет дхва­ни» («Дхва­ньялока»). В ос­но­ве уче­ния А. – пред­став­ле­ние о кос­мич. сою­зе двух ас­пек­тов еди­ной сущ­ности, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной в об­ра­зе Ши­вы и его воз­люб­лен­ной Шак­ти. При этом Ши­ва яв­ля­ет со­бой яс­ный, не­за­мут­нён­ный свет со­зер­ца­ния (пра­ка­ша), то­гда как Шак­ти – ди­на­ми­че­ский, ак­тив­ный ас­пект реф­лек­сии, её на­прав­лен­ность во­вне (ви­мар­ша). Две сто­ро­ны соз­на­ния пре­бы­ва­ют в по­сто­ян­ной пуль­са­ции (спан­да), в со­от­вет­ст­вии с рит­ма­ми ко­то­рой раз­вёр­ты­ва­ет­ся и сно­ва свёр­ты­ва­ет­ся вся все­лен­ная. Та же пуль­са­ция соз­на­ния про­яв­ля­ет­ся в ка­ж­дом жи­вом су­ще­ст­ве, и как толь­ко адепт вер­но ус­мат­ри­ва­ет в се­бе эту при­ро­ду, он при­хо­дит к вне­зап­но­му мис­тич. оза­ре­нию (пра­тиб­ха), «уз­на­ва­нию» (прать­яб­хидж­ня) се­бя са­мо­го как вер­хов­но­го Гос­по­да. Та же кон­цеп­ция вне­зап­но­го по­сти­же­ния на­шла от­ра­же­ние и в эс­те­ти­ке А. Ху­дож­ник и зри­тель, по­эт и слу­ша­тель рав­но­ве­ли­ки в сво­ём творч. уси­лии; ра­до­ст­ная дрожь «уз­на­ва­ния», при­но­ся­щая эс­те­тич. на­сла­ж­де­ние (ра­са), воз­мож­на лишь по­то­му, что в их ду­шах из­на­чаль­но за­ло­же­на од­на и та же сущ­ность. В пе­ре­жи­ва­нии вос­тор­жен­но­го изум­ле­ния (ча­мат­ка­ра) адепт очи­ща­ет­ся от су­ет­ных за­бот, и ему от­кры­ва­ет­ся ис­тин­ная при­ро­да ми­ра (ср. с греч. по­ня­ти­ем ка­тар­си­са).

Соч.: Iśvarapratyabhijña̅ka̅rika̅ of Ut­palade­va, with Vi­marśini by Ab­hi­navagupta / Ed. by M. S. Kaul. Sri­na­gar, 1918–1922. Vol. 1–2 (Kashmir se­ries of texts and stud­ies. № 22, 33); Tan­trasara by Ab­hi­navagupta / Ed. by M. S. Kaul. Sri­na­gar, 1918 (Ibid. № 17); Iś­va­rapratyabhijña̅kari­kavi­marśini / Engl. transl. by K. C. Pandey. Be­nares, 1954.

Лит.: Pandey К. С. Ab­hi­navagupta; an his­to­ri­cal and philo­sophi­cal study. Varanasi, 1963; Kaw R. K. The doc­trine of rec­og­ni­tion: (prat­y­ab­hi­jna phi­loso­phy). Hoshiapur, 1967; Aes­the­tic ex­pe­ri­ence ac­cord­ing to Ab­hi­nava­gup­ta / Ed. by  R. Gnoli. Varanasi, 1968; Sil­burn L. Hymnes de Ab­hi­navagupta. P., 1970; Ragha­van V. V. Ab­hi­navagupta and his works. Va­ranasi, 1981; Исае­ва Н. В. Сло­во, тво­ря­щее мир. От ран­ней ве­дан­ты к каш­мир­ско­му ши­ва­из­му: Гау­да­па­да, Бхар­три­ха­ри, Аб­хи­на­ва­гуп­та. M., 1997.

Вернуться к началу