Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕ́НЬЯМИН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3, 2005, стр. 332-333

Авторы: С. А. Ромашко

БЕ́НЬЯМИН (Benjamin) Валь­тер [15.7.1892, Бер­лин – 26.9.1940, Порт-Боу, Ис­па­ния], нем. фи­ло­соф, со­цио­лог, ис­то­рик ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, лит. кри­тик. Ро­дил­ся в со­стоя­тель­ной евр. се­мье. В 1912–19 учил­ся в уни­вер­си­те­тах Бер­ли­на, Фрай­бур­га, Мюн­хе­на и Бер­на; дис­сер­та­ция (1919) по­свя­ще­на по­ня­тию ху­дож. кри­ти­ки у нем. ро­ман­ти­ков. В даль­ней­шем до кон­ца жиз­ни ос­та­вал­ся сво­бод­ным ли­те­ра­то­ром, пуб­ли­ко­вав­шим пе­ре­во­ды и ста­тьи о ев­роп. ав­то­рах 19–20 вв. (И. В. Гё­те, Ш. Бод­ле­ре, Н. С. Лес­ко­ве, К. Крау­се, М. Пру­сте, Ф. Каф­ке, Б. Брех­те и др.), эс­се, пу­те­вые за­мет­ки, ре­цен­зии. По­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Гер­ма­нию и жил гл. обр. во Фран­ции. В 1940 с при­бли­же­ни­ем нем. войск по­пы­тал­ся пе­ре­брать­ся в США; ко­гда груп­па эмиг­ран­тов бы­ла за­дер­жа­на на исп. гра­ни­це, Б. в при­сту­пе от­чая­ния по­кон­чил с со­бой.

Ха­рак­тер­ный для Б. сплав фи­лос.-эс­те­тич. и ре­лиг.-мес­си­ан­ских уст­рем­ле­ний, обу­слов­лен­ный во мно­гом тра­ди­ци­ей нем. идеа­лиз­ма и мис­тич. вет­ви иу­да­из­ма (Б. был дру­гом Г. Шо­ле­ма), по-раз­но­му на­хо­дил вы­ра­же­ние в его твор­че­ст­ве на про­тя­же­нии всей его жиз­ни. В сер. 1920-х гг. Б. по­зна­ко­мил­ся с идея­ми мар­ксиз­ма и пе­ре­шёл на по­зи­ции ле­вой ев­роп. ин­тел­ли­ген­ции, сбли­зив­шись с Э. Бло­хом, а позд­нее  с Б. Брех­том и со­труд­ни­ка­ми франк­фурт­ско­го Ин-та со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний, пре­ж­де все­го Т. Адор­но. Зи­мой 192627 Б. прие­хал в Мо­ск­ву («Мо­с­ков­ский днев­ник»  «Moskauer Tage­buch», опубл. в 1980, рус. пер. 1997), од­на­ко по­пыт­ки по­лу­чить при­зна­ние в Сов. Сою­зе ока­за­лись без­ус­пеш­ны. В 1928 пуб­ли­ку­ет ра­бо­ту «Про­ис­хо­ж­де­ние не­мец­кой ба­роч­ной дра­мы» («Ursprung des deut­schen Trauerspiels», рус. пер. 2002). Творч. по­ис­ки это­го вре­ме­ни от­ра­зи­лись в экс­пе­рим. ху­дож.-фи­ло­соф­ском соч. «Ули­ца с од­но­сто­рон­ним дви­же­ни­ем» («Einbahn­strasse», 1928). В 1930-х гг. Б. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вал про­бле­мы эс­те­ти­ки но­вых тех­нич. средств: фо­то­гра­фии, ра­дио, ки­но («Про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва в эпо­ху его тех­ни­че­ской вос­про­из­во­ди­мо­сти»  «Das Kunstwerk im Zeitalter sei­ner technischer Reproduzierbarkeit», 193639; пол­но­стью опубл. в 1955, рус. пер. 1996). Свой ме­тод ана­ли­за про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва Б. ха­рак­те­ри­зо­вал как син­тез, «ко­то­рый вы­яв­лял бы в этом про­из­ве­де­нии ин­те­граль­ное, не ог­ра­ни­чен­ное ни­ка­ки­ми дис­ци­п­ли­нар­ны­ми рам­ка­ми вы­ра­же­ние ре­ли­ги­оз­ных, ме­та­фи­зи­че­ских, по­ли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских тен­ден­ций эпо­хи» («Gesammelte Schriften», Bd 6, S. 219). С кон. 1920-х гг. Б. ра­бо­тал над ос­тав­шим­ся не­за­вер­шён­ным мо­ну­мен­таль­ным тру­дом о Па­ри­же 19 в.; в нём че­рез транс­фор­ма­цию об­раза по­все­днев­ной жиз­ни ме­га­по­ли­са ана­ли­зи­ру­ет­ся со­цио­куль­тур­ная ди­на­ми­ка но­во­ев­роп. об­ще­ст­ва (т. н. Про­ект о пас­са­жах  «Passagenwerk», опубл. в 1983; «Па­риж, сто­ли­ца де­вят­на­дца­то­го сто­ле­тия»  «Paris, die Hauptstadt des 19. Jahrhunderts», опубл. в 1955, рус. пер. 1996; цикл о Бод­ле­ре, 193839, рус. пер. 2004). В по­след­ние го­ды жиз­ни в твор­че­ст­ве Б. вновь бо­лее яв­ст­вен­но зву­чат эс­ха­то­ло­гич. и мес­си­ан­ские мо­ти­вы (те­зи­сы «О по­ня­тии ис­то­рии»  «Über den Begriff der Geschichte», 1940, рус. пер. 2000).

Соч.: Gesammelte Schriften. Fr./M., 19721989. Bd 17; Gesammelte Briefe. Fr./M., 19952000. Bd 16; Мас­ки вре­ме­ни: эс­се о куль­ту­ре и ли­те­ра­ту­ре. СПб., 2004.

Лит.: Scho­lem G. W. Benjamin. Die Ge­schich­te einer Freundschaft. Fr./M., 1975; Buck-Morss S. The dialectics of seeing: W. Benja­min and the Arcades project. Camb. (Mass.); L., 1989; Über W. Benjamin. Fr./M., 1990; Bro­dersen M. W. Benjamin: A biography. L., 1996; Reijen W. van, Doorn H. van. Aufent­halten und Passagen. Leben und Werk W. Ben­jamins. Fr./M., 2001.

Вернуться к началу