Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РУБИНШТЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 738

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О. Митина
А. Г. Рубинштейн. Портрет работы И. Е. Репина (1881). Третьяковская галерея (Москва).

РУБИНШТЕ́ЙН Ан­тон Гри­горь­е­вич [16(28).11.1829, с. Вы­хва­ти­нец Балт­ско­го у. По­доль­ской губ., ны­не с. Вы­хва­тин­цы близ г. Рыб­ни­ца, Мол­да­вия – 8(20).11.1894, Пе­тер­гоф; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. пиа­нист, ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор, об­ществ. дея­тель, кри­тик, пе­да­гог. Из не­бо­га­той евр. се­мьи зе­мель­но­го арен­да­то­ра, позд­нее куп­ца. В 1831 се­мья при­ня­ла пра­во­сла­вие и к 1832 пе­ре­еха­ла в Мо­ск­ву. Иг­ре на фп. с 1833 учил­ся у ма­те­ри, с 1837 у А. И. Вил­луана. Вы­сту­пал с 1839, в 1840–43 кон­цер­ти­ро­вал в Ев­ро­пе. В 1844–48 гл. обр. в Бер­ли­не и Ве­не, брал уро­ки тео­рии му­зы­ки у З. Де­на. С 1848 в С.-Пе­тер­бур­ге, по­зна­ко­мил­ся с М. И. Глин­кой, А. С. Дар­го­мыж­ским, Матвеем Ю. Ви­ель­гор­ским, В. Ф. Одо­ев­ским. С 1852 по при­гла­ше­нию вел. кн. Еле­ны Пав­лов­ны ра­бо­тал ак­ком­па­ниа­то­ром в её двор­це. В 1854–1858 кон­цер­ти­ро­вал за гра­ни­цей; зна­чит. роль в худож. раз­ви­тии Р. сыг­ра­ло об­ще­ние с Ф. Лис­том. В 1858 в Вей­ма­ре под упр. Лис­та со­стоя­лась пре­мье­ра ора­то­рии Р. «По­те­рян­ный рай». Один из ор­га­ни­за­то­ров и ру­ко­во­ди­те­лей Рус­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва (РМО) в С.-Пе­тер­бур­ге, ини­циа­тор от­кры­тия от­де­ле­ний РМО в Мо­ск­ве (ди­рек­тор – его брат Н. Г. Ру­бин­штейн), Кие­ве, Харь­ко­ве, Са­ра­то­ве. Один из ор­га­ни­за­то­ров пер­вой в Рос­сии Санкт-Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии (в 1862–67 и 1887–91 её ди­рек­тор и проф.; сре­ди пер­вых уче­ни­ков Р. – П. И. Чай­ков­ский, Г. А. Ла­рош). В 1867–87 Р. осо­бен­но мно­го вы­сту­пал: в Рос­сии, Ев­ро­пе (в 1871–72 ар­ти­стич. ди­рек­тор Об-ва дру­зей му­зы­ки в Ве­не), США (1872–73). При­об­рёл ми­ро­вую сла­ву как пиа­нист. В 1885–86 дал се­рию фп. Ис­то­рич. кон­цер­тов в круп­ней­ших го­ро­дах Рос­сии и Ев­ро­пы, в 1886–87 – 10 сим­фо­нич. Ис­то­рич. кон­цер­тов в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1874 обос­но­вал­ся в собств. до­ме в Пе­тер­го­фе, ку­да воз­вра­щал­ся из за­ру­беж­ных по­ез­док. По­сле смер­ти бра­та (1881) ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась дея­тель­ность Р. в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра ИРМО, в 1889 он сфор­ми­ро­вал Ор­кестр ИРМО и в се­зо­не 1889–90 про­вёл 16 об­ще­дос­туп­ных сим­фо­нич. кон­цер­тов. В 1887–89 в С.-Пе­терб. конс. чи­тал от­кры­тый курс лек­ций по ис­то­рии фп. му­зы­ки. Ос­но­ва­тель и пред­се­да­тель жю­ри Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ком­по­зи­то­ров и пиа­ни­стов (1890, про­во­дил­ся на сред­ст­ва Р.). В по­след­ние го­ды жил пре­им. в Дрез­де­не, про­дол­жал пе­да­го­гич., кон­церт­ную и лит. дея­тель­ность; по­след­ние пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния со­стоя­лись в 1894.

В об­шир­ном фп. ре­пер­туа­ре осн. ме­сто за­ни­ма­ли со­чи­не­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, Ф. Шо­пе­на, Р. Шу­ма­на и соб­ст­вен­ные. Для ис­пол­ни­тель­ско­го сти­ля ха­рак­тер­на ге­ро­ич. му­же­ст­вен­ность; бур­ный тем­пе­ра­мент со­об­щал его иг­ре об­раз­ную си­лу, круп­ный штрих. Под влия­ни­ем Р. сфор­ми­ро­ва­лось неск. по­ко­ле­ний рус. и за­ру­беж­ных пиа­ни­стов. Пиа­низ­му Р. род­ст­вен его ди­ри­жёр­ский стиль.

В творч. на­сле­дии, в це­лом несколь­ко эк­лек­тич­ном, осн. ме­сто при­над­ле­жит сце­нич. жан­рам, луч­шее и са­мое из­вест­ное со­чи­не­ние – ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. опе­ра «Де­мон» (по од­но­им. по­эме М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1875, пе­терб. Ма­ри­ин­ский те­атр). При жиз­ни Р. в не­сколь­ких ев­роп. го­ро­дах бы­ла по­став­ле­на боль­шая ге­роич. опе­ра «Мак­ка­веи» (по дра­ме О. Люд­ви­га, 1875, Бер­лин; в 1877 пост. в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре под управ­ле­ни­ем ав­то­ра). Сре­ди др. опер – «Де­ти сте­пей» («Die Kinder der Heide», Ве­на, 1861), «Фе­ра­морс» («Лал­ла Рук», по Т. Му­ру, Дрез­ден, 1863), «Не­рон» (на текст Ж. Бар­бье, Гам­бург, 1879; по­пу­ляр­на эпи­та­ла­ма «Пою те­бе, бог Ги­ме­ней»). Ав­тор 6 сим­фо­ний и др. со­чи­не­ний для ор­ке­ст­ра, 5 кон­цер­тов для фп. с ор­ке­ст­ром, зна­чит. ко­ли­че­ст­ва ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки, фп. пьес, хо­ров, ро­ман­сов и пе­сен.

Лит. соч.: Из­бран­ные пись­ма. М., 1954; Лекции по ис­то­рии фор­те­пи­ан­ной ли­те­ра­ту­ры. М., 1974; Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. М., 1983–1986. Т. 1–3; Ко­роб мыс­лей: Афо­риз­мы и мыс­ли. М.; СПб., 1999.

Лит.: Фин­дей­зен Н. Ф. А. Г. Ру­бин­штейн: Очерк его жиз­ни и му­зы­каль­ной дея­тель­но­сти. М.; Лейп­циг, 1907; Асафь­ев Б. В. А. Г. Ру­бин­штейн в его му­зы­каль­ной дея­тель­но­сти и от­зы­вах со­вре­мен­ни­ков. М., 1929; Алек­се­ев A. А. Ру­бин­штейн. М.; Л., 1945; Ба­рен­бойм Л. A. A. Г. Ру­бин­штейн: Жизнь, ар­ти­сти­че­ский путь, твор­че­ст­во, му­зы­каль­но-об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность. Л., 1957–1962. Т. 1–2; Хо­про­ва Т. А. А. Г. Ру­бин­штейн. Л., 1987.

Вернуться к началу