Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АБСОЛЮ́ТНАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

Авторы: С. Н. Лебедев

АБСОЛЮ́ТНАЯ МУ́ЗЫКА (нем. absolute Musik, англ. absolute music, франц. musique pure), в западно-европейской музыкальной эстетике 19 в. «чистая» инструментальная музыка, существующая по имманентным законам «музыкально-прекрасного». Не связана (во всяком случае, явно) с внемузыкальными («функциональными») атрибутами – словом, какой-либо программой, конкретным и определённым заглавием и т. п. Термин впервые использовал (в негативном смысле) Р. Вагнер. Концепция А. м. получила фундаментальное развитие в трудах Э. Ганслика: «Музыка состоит из звукорядов, звукоформ. Они не имеют никакого другого содержания, кроме самих себя. Притом что эффект, производимый музыкальной пьесой, каждый оценивает и обозначает словами в меру своей индивидуальности, никакого содержания, кроме как воспринятые слухом звукоформы, нет – ведь музыка не просто говорит посредством звуков, она только звуки и говорит» [«die Musik spricht nicht bloß durch die Töne, sie spricht auch nur Töne» («О музыкально-прекрасном», гл. 7)]. «Формы, движущиеся в звучании, – единственное содержание и предмет музыки» (там же, гл. 3).

Представление об А. м. покоится на допущении, что всё выходящее за пределы «свободной игры с формой» уже на этом основании должно быть объявлено «внемузыкальным» и противоречащим первоначальному требованию к ограничению музыки только имманентно музыкальным, «звучащим» смыслом. По мнению Х. Г. Эггебрехта, представители этой точки зрения, которая «одинаково чужда и Бетховену и Веберну», недооценивают многосложность устройства музыки и механизма её психологического воздействия, а также игнорируют то обстоятельство, что даже самой абстрактной музыкальной структуре присуще содержательное начало (ein Gehaltliches), которое притязает на отклик и понимание ценителя прекрасного. Современные учёные предпочитают старому термину «А. м.» термин автономная музыка.

Лит.: Hanslick E. Vom Musikalisch-Schönen. Lpz., 1854; Eggebrecht H. H. Funktionale Musik // Archiv für Musikwissenschaft, Jg. 30 (1973); Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. 3. Aufl. Kassel u.a., 1994.

Вернуться к началу