Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПЕТРО́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26, 2014, стр. 105

Авторы: О. С. Лебедева
О. А. Петров. Портрет работы К. Е. Маковского. 1871. Русский музей (С.-Петербург).

ПЕТРО́В Осип Афа­нась­е­вич [3(15).11.1807 или 1806, Ели­са­вет­град, ны­не Ки­ро­во­град, Ук­раи­на – 27.2(11.3).1878, С.-Пе­тер­бург], рос. пе­вец (бас) и пе­да­гог. Один из круп­ней­ших рус. опер­ных пев­цов. Сын мел­ко­го тор­гов­ца. С 1826 ра­бо­тал в те­ат­раль­ной ан­тре­при­зе Д. Д. Жу­ра­хов­ско­го, за­тем в ан­тре­при­зе И. Ф. Штей­на, с ко­то­рой га­ст­ро­ли­ро­вал по го­ро­дам Юж. Рос­сии. С 1830 в С.-Пе­тер­бур­ге, ар­тист Боль­шо­го (Ка­мен­но­го) те­ат­ра (де­бю­ти­ро­вал в пар­тии За­рас­тро в «Вол­шеб­ной флей­те» В. А. Мо­цар­та). Од­но­вре­мен­но в 1830–34 брал уро­ки пе­ния (у Ф. Далль’Ок­ка, К. А. Ка­во­са и И. А. Ру­пи­на), фп. и дик­ции. В 1835 по­зна­ко­мил­ся с М. И. Глин­кой, со­чи­нив­шим спе­ци­аль­но для П. «Уп­раж­не­ния для урав­не­ния и yсо­вер­шен­ст­во­ва­ния го­ло­са». С сер. 1850-х гг. ар­тист Те­ат­ра-цир­ка, в 1860–78 со­лист Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Об­ла­дал силь­ным го­лосом ши­ро­ко­го диа­па­зо­на, ак­тёр­ским та­лан­том, с оди­на­ко­вым ус­пе­хом ис­пол­нял ге­ро­ич., ко­мич. и ли­рич. пар­тии (все­го ок. 130 ро­лей бо­лее чем в 100 опе­рах). Не­ко­то­рые ро­ли го­то­вил в со­труд­ни­че­ст­ве с ком­по­зи­то­ра­ми, в ча­ст­но­сти с Глин­кой и М. П. Му­сорг­ским. Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий Ива­на Су­са­ни­на, Рус­ла­на [«Жизнь за ца­ря» (1836), «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1842) Глин­ки], Мель­ни­ка, Ле­по­рел­ло [«Ру­сал­ка» (1856), «Ка­мен­ный гость» (1872) А. С. Дар­го­мыж­ско­го], Ива­на Гроз­но­го («Пско­ви­тян­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1873), Вар­лаа­ма («Бо­рис Го­ду­нов» Му­сорг­ско­го, 2-я ред., 1874) и др. пар­тий в опе­рах рус. ком­по­зи­то­ров. Пер­вый ис­пол­ни­тель на рус. яз. пар­тий в про­слав­лен­ных ев­роп. опе­рах: Д. Ф. Э. Обе­ра («Фра-Дья­во­ло», 1831), Дж. Рос­си­ни («Зо­луш­ка», 1831, «Се­ми­ра­ми­да», 1835), В. Бел­ли­ни («Со­мнам­бу­ла», «Нор­ма», обе 1837, «Пу­ри­та­не», 1840), Г. До­ни­цет­ти («Лю­бов­ный на­пи­ток», 1841), Ф. фон Фло­то­ва («Мар­та», 1856), Дж. Мей­ер­бе­ра («Гу­ге­но­ты», 1862) и др. В 1835–45 по­сто­ян­ной парт­нёр­шей П. по сце­не бы­ла А. Я. Пет­ро­ва-Во­робь­ё­ва – его же­на с 1837. Му­сорг­ский по­свя­тил ему «Тре­пак» (из цик­ла «Пес­ни и пля­ски смер­ти»), П. И. Чай­ков­ский – кан­та­ту «Уми­ляя серд­це че­ло­ве­ка» (на сло­ва Н. А. Не­кра­со­ва).

Лит.: Львов М. О. Пет­ров. М.; Л., 1946; Лас­точ­ки­на Е. П. О. Пет­ров. М.; Л., 1950; Ста­сов В. В. Ста­тьи о му­зы­ке. М., 1976. Вып. 2.

Вернуться к началу