Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛЕЙТМОТИ́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17, 2010, стр. 188

ЛЕЙТМОТИ́В (нем. Leitmotiv, букв. – ве­ду­щий мо­тив), от­но­си­тель­но крат­кое муз. по­строе­ние, рель­еф­ное в рит­мич., ме­ло­дич. или гар­мо­нич. от­но­ше­нии, не­од­но­крат­но по­вто­ряю­щее­ся на про­тя­же­нии муз. про­из­ве­де­ния. В ка­че­ст­ве Л. мо­гут ис­поль­зо­вать­ся ме­ло­дич. мо­тив, фра­за или це­лая ме­ло­дия (лейт­те­ма, напр. «те­ма воз­люб­лен­ной» в Фан­та­стич. сим­фо­нии Г. Бер­лио­за), гар­мо­нич. обо­рот или отд. гар­мо­ния (лейт­гар­мо­ния). Ино­гда лейт­те­ма бы­ва­ет за­кре­п­ле­на за вы­де­лен­ным ин­ст­ру­мен­таль­ным тем­бром (лейт­тембр, напр. со­ло тру­бы в «По­эме экс­таза» А. Н. Скря­би­на). Л. ча­ще все­го при­ме­ня­ет­ся в му­зы­каль­но-те­ат­раль­ных жан­рах, где слу­жит обо­зна­че­ни­ем и ха­рак­те­ри­сти­кой оп­ре­де­лён­но­го пер­со­на­жа, пред­ме­та, эмо­ции или от­вле­чён­но­го по­ня­тия. В сим­фо­нич. му­зы­ке смысл Л. не­ред­ко разъ­яс­ня­ет­ся в лит. про­грам­ме (см. Про­грамм­ная му­зы­ка). Л. как прин­цип муз. дра­ма­тур­гии пер­вым тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал (не поль­зу­ясь этим тер­ми­ном) Б. Ла­се­пед в «По­эти­ке му­зы­ки» (1785); тер­мин «Л.» впер­вые при­ме­нён А. В. Ам­бро­сом (1860 или 1865).

Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок» (лейтмотив Звездочёта).
Р. Вагнер. «Тристан и Изольда». Вступление (лейтмотив томления).

Пред­фор­мы Л. – в ти­по­вых му­зы­каль­но-ри­то­рич. фи­гу­рах, ха­рак­тер­ных для во­каль­ной и за­ви­си­мой от неё ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко (см. Ри­то­ри­ка му­зы­каль­ная). Как дра­ма­тур­гич. при­ём Л. сфор­ми­ро­вал­ся в кон. 18 – нач. 19 вв. в опе­рах фран­цуз­ских (А. Э. М. Грет­ри, Э. Ме­гюль, Л. Ке­ру­би­ни) и не­мец­ких (Э. Т. А. Гоф­ман, К. М. фон Ве­бер, Г. Марш­нер) ком­по­зи­то­ров. За­кон­чен­ное вы­ра­же­ние прин­цип Л. по­лу­чил в муз. дра­мах Р. Ва­г­не­ра; напр., в ос­но­ве всех час­тей его тет­ра­ло­гии «Коль­цо ни­бе­лун­га» ле­жит еди­ная лейт­мо­тив­ная сис­те­ма, где Л. не толь­ко по­яв­ля­ют­ся в уз­ло­вых мо­мен­тах дей­ст­вия, но и про­ни­зы­ва­ют со­бой всю муз. ткань: воз­ве­ща­ют о по­яв­ле­нии ге­ро­ев на сце­не, ил­лю­ст­ри­ру­ют ска­зан­ное сло­ва­ми, до­го­ва­ри­ва­ют не­вы­ска­зан­ное и т. п.; сле­дуя друг за дру­гом или со­еди­ня­ясь кон­тра­пунк­ти­че­ски, Л. от­ра­жа­ют свя­зи со­бы­тий. Л. встре­ча­ют­ся так­же в фп. и сим­фо­нич. му­зы­ке Ф. Лис­та, опе­рах Дж. Мей­ер­бе­ра, Ш. Гу­но, Ж. Би­зе, Ж. Масс­не, К. Де­бюс­си, Дж. Вер­ди, Дж. Пуч­чи­ни и пред­ста­ви­те­лей ве­риз­ма, опе­рах и сим­фо­нич. про­из­ве­де­ни­ях Р. Штрау­са. В Рос­сии му­зы­каль­но-те­ма­тич. по­вто­ры по ти­пу Л. ещё в 1830-х гг. при­ме­нял М. И. Глин­ка (опе­ра «Жизнь за ца­ря»), ши­ро­ко поль­зо­ва­лись лейт­мо­ти­ва­ми М. П. Му­сорг­ский, П. И. Чай­ков­ский, твор­че­ски пре­тво­ри­ли ваг­не­ров­ские прин­ци­пы Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков (в опер­ной и сим­фо­нич. му­зы­ке), А. Н. Скря­бин (в фп. и сим­фо­нич. му­зы­ке). Л. со­хра­нил своё зна­че­ние и в му­зы­ке 20 в. (опе­ры Л. Яна­че­ка, Б. Брит­те­на, А. Шён­бер­га, А. Бер­га), в т. ч. в ки­но­му­зы­ке.

За­им­ст­во­ван­ный из му­зы­коз­на­ния, тер­мин «Л.» ис­поль­зу­ет­ся так­же в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии для обо­зна­че­ния по­вто­ряю­щих­ся эле­мен­тов лит. про­из­ве­де­ния (об­раз, пред­мет­ная де­таль, сло­во; в по­эзии так­же фо­не­тич. ком­плек­сы, ин­то­на­ция), ус­той­чи­во свя­зан­ных с оп­ре­де­лён­ным пер­со­на­жем, си­туа­ци­ей, иде­ей, на­строе­ни­ем и т. п. В про­из­ве­де­ни­ях круп­ных форм, как пра­ви­ло, пе­ре­пле­та­ют­ся и взаи­мо­дей­ст­ву­ют нес­коль­ко Л., об­ра­зуя лейт­мо­тив­ную сис­те­му (ро­ман «Из­би­ра­тель­ное срод­ст­во» И. В. Гё­те; ро­ма­ны Т. Ман­на, соз­на­тель­но ори­ен­ти­ро­вав­ше­го­ся на лейт­мо­тив­ную тех­ни­ку Р. Ваг­не­ра).

Лит.: Lacépède B. La poétique de la musique. P., 1785. Gen., 1970. Vol. 1–2; Се­ров А. Н. Роль од­но­го мо­ти­ва в це­лой опе­ре: «Жизнь за ца­ря» // Те­ат­раль­ный и му­зы­каль­ный вест­ник. 1859. № 49; Ambros A. W. Kulturhisto­rische Bilder aus dem Musikleben der Gegen­wart. 2. Aufl. Lpz., 1865. Lpz., 2008; Ваг­нер Р. Об­ра­ще­ние к друзь­ям // Ваг­нер Р. Пись­ма. Днев­ни­ки. Об­ра­ще­ние к друзь­ям. [СПб.], 1911. Т. 4; он же. О при­ме­не­нии му­зы­ки к дра­ме // он же. Избр. ста­тьи. М., 1935; он же. Опе­ра и дра­ма // он же. Избр. ра­бо­ты. М., 1978; Frenzel E. Stoff-, Motiv- und Symbol­for­schung. 4. Aufl. Stuttg., 1978; Cooke D. Wag­ner’s musical language // The Wagner compa­nion / Ed. P. Burbidge, R. Sutton. N. Y., 1979; Reading opera / Ed. A. Groos, R. Parker. Prin­ceton, 1988; Brown H. M. Leitmotiv and dra­ma: Wagner, Brecht and the limits of «epic» theatre. Oxf., 1991; На­зай­кин­ский Е. Лейт­мо­тив как имя // Сло­во и му­зы­ка. Па­мя­ти А. В. Ми­хай­ло­ва. М., 2002; Ди­бе­ли­ус В. Лейт­мо­ти­вы у Дик­кен­са // Про­бле­мы ли­те­ра­тур­ной фор­мы. 2-е изд. М., 2007. См. так­же лит. при стать­ях Ваг­нер Р., Опе­ра.

Вернуться к началу