Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КО́ПЛЕНД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15, 2010, стр. 212

КО́ПЛЕНД, Ко­планд (Copland) Аа­рон (14.11.1900, Брук­лин, штат Нью-Йорк – 2.12.1990, Норт-Тар­ри­та­ун, там же), амер. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, об­ще­ственный дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье им­ми­гран­тов из ли­тов. зе­мель. В 1921 учил­ся у П. Ви­да­ля (ком­по­зи­ция) и А. Воль­фа (ди­ри­жи­ро­ва­ние) в Амер. конс. в Фон­тенб­ло (под Па­ри­жем), в 1921–24 – в Па­ри­же у Н. Бу­лан­же (ком­по­зи­ция) и Р. Винь­е­са (фп.). Про­па­ган­ди­ро­вал совр. амер. му­зы­ку в США и стра­нах Лат. Аме­ри­ки, с этой це­лью в 1928–31 ор­га­ни­зо­вал совм. с Р. Сеш­нсом се­рию кон­цер­тов «Ко­п­ленд – Сешнс кон­сертс», в 1932–33 ру­ко­во­дил фес­ти­ва­ля­ми амер. му­зы­ки в Яд­до (г. Са­ра­то­га-Спрингс), в 1927–37 чи­тал лек­ции в Но­вой шко­ле со­циаль­ных ис­сле­до­ва­ний в Гар­вард­ском и Прин­стон­ском ун-тах. Ини­циа­тор соз­да­ния Сою­за амер. ком­по­зи­то­ров (1937; в 1939–1945 пре­зи­дент). Один из ос­но­ва­те­лей Амер. муз. цен­тра (1939), ру­ко­во­ди­тель клас­сов ком­по­зи­ции и зам. ди­рек­то­ра Берк­шир­ско­го муз. цен­тра в Танг­л­ву­де. Сре­ди уче­ни­ков: П. Бо­улз, А. Хи­на­сте­ра, Э. Рау­та­ва­ра, Н. Ро­рем, Я. Но­вак, Э. Кри­гер. Га­ст­ро­ли­ро­вал как ди­ри­жёр, в т. ч. в СССР (1960).

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков и гл. пред­ста­ви­те­лей ком­по­зи­тор­ской шко­лы США. Ис­пы­тал влия­ние франц. му­зы­ки 1920-х гг., не­оклас­си­циз­ма И. Ф. Стра­вин­ско­го (1-я сим­фо­ния, 1928), джа­за и др. Аван­гар­ди­ст­ские тех­ни­ки (до­де­ка­фо­ния в со­на­тах для фп., 1941, и для скрип­ки, 1943, «Кон­но­та­ци­ях» для ор­ке­ст­ра, 1962; мик­ро­хро­ма­ти­ка в фп. трио «Ви­тебск», 1928) со­че­та­ют­ся в его твор­че­ст­ве с дос­туп­но­стью язы­ка, ди­на­мич­но­стью, яс­но­стью ме­ло­ди­ки, ост­ро­той рит­мов, вы­ра­жен­ным нац. ко­ло­ри­том (эле­мен­ты лат.-амер. фольк­ло­ра от­ра­зи­лись в «Са­ло­не Мек­си­ко» для ор­ке­ст­ра, 1936, влия­ние ков­бой­ских пе­сен и но­во­анг­лий­ских ду­хов­ных гим­нов – в ба­ле­те «Па­рень Бил­ли», 1938, Чи­ка­го). Осо­бой из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся его ба­ле­ты – «Ро­део, или Флирт на со­жжён­ном ран­чо» (1942, Нью-Йорк), «Вес­на в Ап­па­лач­ских го­рах» (1944, Ва­шинг­тон, ба­летм. М. Грэ­хем), «Тан­цую­щие па­не­ли» (1963, Мюн­хен, пре­мье­рой ди­ри­жи­ро­вал ав­тор). Сре­ди др. со­чи­не­ний: «Порт­рет Лин­коль­на» для чте­ца и ор­ке­ст­ра (1942); сим­фо­нии (в т. ч. 2-я, «Ко­рот­кая», 1933; 3-я, 1946); Кон­церт для клар­не­та с ор­ке­ст­ром (1948); 12 ро­ман­сов на сло­ва Э. Ди­кин­сон (1950). Ис­пол­ни­те­ля­ми его со­чи­не­ний бы­ли: ди­ри­жё­ры С. А. Ку­се­виц­кий, Л. Берн­стайн, клар­не­тист Б. Гуд­мен (пре­мье­ра Кон­цер­та для клар­не­та, 1950, Нью-Йорк), ор­га­ни­ст­ка Н. Бу­лан­же (пре­мье­ра Сим­фо­нии для ор­га­на с ор­ке­ст­ром, 1924, Па­риж) и др. Му­зы­ка К. к филь­мам (за му­зы­ку к ф. «На­след­ни­ца», реж. У. Уай­лер, К. по­лу­чил пр. «Ос­кар», 1949) ока­за­ла боль­шое влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие амер. ки­но­му­зы­ки.

Соч.: What to listen for in music. N. Y., 1939; Mu­sic and imagination. [Camb.], 1952; On mu­sic. N. Y., 1960; The new music. 1900–1960. N. Y., 1968; Му­зы­ка и во­об­ра­же­ние [Гла­вы из кни­ги] // Со­вет­ская му­зы­ка. 1968. № 2–4.

Лит.: Pollack H. A. Copland: the life and work of an uncommon man. N. Y., 1999; Robertson M., Armstrong R. A. Copland: a guide to research. N. Y., 2001; А. Ко­планд // Му­зы­каль­ная куль­ту­ра США XX в. М., 2007.

Вернуться к началу