Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ИППОЛИ́ТОВ-ИВА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11, 2008, стр. 593

ИППОЛИ́ТОВ-ИВА́НОВ (наст. фам. Ива­нов) Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [7(19).11.1859, с. Тро­ицк близ Гат­чи­ны – 28.1.1935, Мо­ск­ва], рос. ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор, пе­да­гог, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1922). В 1882 окон­чил С.-Пе­терб. конс., по клас­су со­чи­не­ния за­ни­мал­ся у Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. С то­го же го­да жил в Тиф­ли­се, с 1883 воз­глав­лял ор­га­ни­зо­ван­ное им Тиф­лис­ское от­де­ле­ние ИРМО, с 1886 – Муз. уч-ще при нём. В 1884–93 ди­ри­жёр опер­но­го те­ат­ра (Груз. те­атр опе­ры и ба­ле­та). Ди­ри­жи­ро­вал сим­фо­нич. кон­цер­та­ми и опер­ны­ми спек­так­ля­ми, в т. ч. в 1885 – опе­рой «Ма­зе­па» П. И. Чай­ков­ско­го, в 1886 – кон­цер­том в честь прие­хав­ше­го в Тиф­лис Чай­ков­ско­го. В Тиф­ли­се бы­ли по­став­ле­ны пер­вые опе­ры И.-И. – «Руфь» (1887) и унич­то­жен­ная им впо­след­ст­вии «Аз­ра» (1890), гл. пар­тии в ко­то­рых ис­пол­ни­ла его же­на – пе­ви­ца В. М. За­руд­ная (1857–1939).

С 1893 в Мо­ск­ве. В 1895–1901, 1905–1917 ди­ри­жёр Рус. хо­ро­во­го об-ва. Вы­сту­пал в сим­фо­нич. кон­цер­тах ИРМО, в Ис­то­рич. кон­цер­тах, ор­га­ни­зо­ван­ных в 1907 С. Н. Ва­си­лен­ко, га­ст­ро­ли­ро­вал в рос. про­вин­ции. В 1899–1904 муз. ру­ко­во­ди­тель и гл. ди­ри­жёр Т-ва рус. ча­ст­ной опе­ры (Ча­ст­ная рус­ская опе­ра С. И. Ма­мон­то­ва), где вёл ед­ва ли не весь ре­перту­ар, в 1900 ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­рой сво­ей опе­ры «Ася» (по И. С. Тур­ге­не­ву); здесь под его ру­ко­во­дством бы­ли впер­вые по­став­ле­ны опе­ры Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва «Цар­ская не­вес­та» (1899), «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» (1900), «Ка­щей Бес­смерт­ный» (1902). С 1904 ра­бо­тал в Опе­ре С. И. Зи­ми­на (до 1906 гл. ди­ри­жёр), в 1910 ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­рой сво­ей опе­ры «Из­ме­на» (по тра­ге­дии А. И. Сум­ба­то­ва-Южи­на; в 1914 так­же в пе­терб. Ма­ри­ин­ском те­ат­ре). В 1916 ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­рой сво­ей опе­ры «Оле из Норд­лан­да» в моск. Боль­шом те­ат­ре, в 1925–28 ди­ри­жёр это­го те­ат­ра, в 1925–27 так­же зав. муз. ча­стью, до 1928 зам. ди­рек­то­ра по ху­дож. час­ти.

В твор­че­ст­ве опи­рал­ся на тра­ди­ции рус. клас­си­ки, гл. обр. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. За­пи­сы­вал и изу­чал груз. фольк­лор, на его ос­но­ве на­пи­сал «Кав­каз­ские эс­ки­зы» (1894) и сюи­ту «Иве­рия» (1895) для ор­ке­ст­ра. За­вер­шил не­окон­чен­ную опе­ру М. П. Му­сорг­ско­го «Же­нить­ба» (ис­пол­не­на в 1931 в моск. Ра­дио­те­ат­ре).

В 1893–1924 проф., в 1905–18 так­же ди­рек­тор, в 1919–22 рек­тор Моск. конс., пре­по­да­вал гар­мо­нию, ин­ст­ру­мен­тов­ку, ком­по­зи­цию, вёл опер­ный класс; сре­ди уче­ни­ков – С. Н. Ва­си­лен­ко, Р. М. Гли­эр, А. Б. Голь­ден­вей­зер, Н. С. Жи­ля­ев, Л. В. Ни­ко­ла­ев. В 1917 вме­сте с же­ной ор­га­ни­зо­вал при Моск. конс. Во­каль­ную сту­дию им. П. И. Чай­ков­ско­го (су­ще­ст­во­ва­ла до 1924). В 1924–25 рек­тор и проф. по клас­су ком­по­зи­ции Тиф­лис­ской конс., сре­ди уче­ни­ков – А. М. Ба­лан­чи­вад­зе.

Ав­тор ста­тей, вос­по­ми­на­ний («50 лет рус­ской му­зы­ки в мо­их вос­по­ми­на­ни­ях», 1934).

Лит.: Под­зем­ская Л. П. М. М. Ип­по­ли­тов-Ива­нов и гру­зин­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра. Тб., 1963; М. М. Ип­по­ли­тов-Ива­нов. Пись­ма. Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния / Сост. Н. Со­ко­лов. М., 1986.

Вернуться к началу