Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БАЛА́КИРЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 688-689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Чередниченко
М. А. Балакирев. Рис. Л. С. Бакста. 1907. Третьяковская галерея (Москва).

БАЛА́КИРЕВ Ми­лий Алек­сее­вич [21.12.1836 (2.1.1837), Ниж­ний Нов­го­род – 16(29).5.1910, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр, муз.-об­ществ. дея­тель. Из мел­ко­по­ме­ст­ных дво­рян. По­лу­чил до­маш­нее муз. об­ра­зо­ва­ние. Впер­вые вы­сту­пил как пиа­нист, автор муз. со­чи­не­ний и ди­ри­жёр в до­маш­них кон­цер­тах А. Д. Улы­бы­ше­ва, дом ко­то­ро­го был цен­тром муз. куль­туры Ниж­не­го Нов­го­ро­да. В кон. 1855 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, где по­зна­ко­мил­ся с М. И. Глин­кой, от­ме­тив­шим испол­ни­тель­ский и ком­по­зи­тор­ский та­лант Б., А. Ф. Льво­вым и А. С. Дар­го­мыж­ским. В 1856–62 сбли­зил­ся с Ц. А. Кюи, М. П. Му­сорг­ским, Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым и А. П. Бо­ро­ди­ным; при под­держ­ке В. В. Ста­со­ва спло­тил их в груп­пу и стал гла­вой Но­вой рус­ской шко­лы (Ба­ла­ки­рев­ско­го круж­ка, см. «Мо­гу­чая куч­ка»). В чис­ле его кор­рес­пон­ден­тов был и П. И. Чай­ков­ский, реа­ли­зо­вав­ший ком­по­зиц. пла­ны, со­об­щён­ные ему Б., в не­ко­то­рых сво­их со­чине­ни­ях. С 1862 Б. ру­ко­во­дил кон­церта­ми Бес­плат­ной муз. шко­лы, уч­ре­ж­дён­ной им совм. с Г. Я. Ло­ма­ки­ным; в 1867–69 гл. ди­ри­жёр Рус­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва (РМО), про­па­ган­диро­вал му­зы­ку рус. ком­по­зи­то­ров (по­ло­жил на­ча­ло ди­ри­жёр­ской ин­тер­пре­та­ции про­из­ве­дений М. И. Глин­ки), а так­же Б. Сме­таны, Г. Бер­лио­за, Ф. Лис­та, Р. Шу­ма­на, Ф. Шо­пе­на. В 1866–67 ди­ри­жи­ро­вал опе­ра­ми М. И. Глин­ки в Пра­ге. Как пра­ви­ло, по­дол­гу вы­на­ши­вал и не­од­но­крат­но пе­ре­ра­ба­тывал собств. со­чи­не­ния, в ко­то­рых во­площал глин­кин­ские идеи: опи­рал­ся на нац. муз. ма­те­ри­ал в сим­фо­нич. увер­тюрах – на те­мы исп. мар­ша (1857; 2-я ред. – Ис­пан­ская увер­тю­ра, 1886) и трёх рус. пе­сен (1858; 2-я ред. – 1881); под воз­дей­ст­ви­ем ори­ен­таль­но­го ко­ло­ри­та опе­ры «Рус­лан и Люд­ми­ла» соз­дал вир­ту­оз­ную фп. фан­та­зию «Ис­ла­мей» (1869, по­свя­ще­на Н. Г. Ру­бин­штей­ну) и сим­фо­нич. по­эму «Та­ма­ра» (ок. 1882) – обе впи­та­ли нац. ме­ло­дии, ко­то­рые Б. за­пи­сы­вал во вре­мя по­ез­док на Кав­каз в 1863, 1864, 1868. Проф. ин­те­рес Б. к нар. пес­не ска­зал­ся и в муз. кар­ти­не «1000 лет» (1862; 2-я ред. – сим­фо­нич. по­эма «Русь», 1887; но­вая ред. – 1907). К Сла­вянскому съез­ду в Мос­кве и С.-Пе­тер­бур­ге на­пи­са­на Чеш­ская увер­тю­ра (1867; 2-я ред. – сим­фо­нич. по­эма «В Че­хии», 1905).

В 1870 Б. вы­дви­нул проект транс­крип­ции пес­но­пе­ний цер­ков­но-певч. оби­хо­да в скри­пич­ном клю­че (вме­сто ус­та­рев­ше­го т. н. це­фа­ут­но­го), од­на­ко по­лу­чил от­каз Свя­тей­ше­го Си­но­да в его реа­ли­за­ции. Не­при­ми­ри­мый кон­фликт с РМО, финансовый крах кон­цер­тов Бес­плат­ной муз. шко­лы и не­обес­пе­чен­ность се­мьи (на его по­пе­че­нии ос­та­лись сё­ст­ры по­сле смер­ти от­ца в 1869) вы­ну­ди­ли Б. вре­мен­но пре­кра­тить ди­ри­жёр­скую дея­тель­ность. Пе­ре­жив ду­хов­ный кри­зис в нач. 1870-х гг., Б. вы­шел из не­го глу­боко ре­лиг. че­ло­ве­ком. Он сбли­зил­ся с пра­во­слав­ными кру­га­ми (Т. И. Фи­лип­пов и др.), пе­ре­стал со­чи­нять и вы­сту­пать как ис­пол­ни­тель, по­сту­пил на служ­бу в Ма­га­зин­ное управ­ле­ние Пе­терб.-Вар­шав­ской ж. д. (1872). От­ка­зал­ся от пред­ло­же­ния за­нять ме­сто проф. Мо­с­ков­ской конс. Не­смот­ря на кри­зис, со­хра­нил при­вер­жен­ность сво­ему идеа­лу – М. И. Глин­ке. Ду­мая, как и Глин­ка в позд­ние го­ды, о син­те­зе пра­во­слав­ной бо­го­слу­жеб­ной му­зы­ки с тра­ди­ция­ми зап.-ев­роп. ком­по­зи­тор­ско­го пись­ма, Б. в 1880-х гг. вер­нул­ся к ак­тив­ной муз. дея­тель­но­сти. В 1881 вновь воз­гла­вил Бес­плат­ную муз. шко­лу, в 1883 стал так­же управ­ляю­щим При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лой (до 1894), соз­дал хо­ры для цер­ков­но­го оби­хо­да. По прось­бе обер-про­ку­ро­ра Си­но­да К. П. По­бе­до­нос­це­ва осу­ще­ств­лял цен­зу­ру ду­хов­но-муз. со­чи­не­ний, при­влёк Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и А. К. Ля­до­ва к но­вой гар­мо­ни­за­ции тра­диц. рас­пе­вов и к пре­по­да­ва­нию в ка­пел­ле.

Офиц. при­зна­ние к Б. при­шло в 1887 (ему на­зна­чи­ли по­жиз­нен­ную пен­сию в свя­зи с 25-ле­ти­ем Бес­плат­ной муз. шко­лы). В 1889 со­стоя­лось пер­вое ис­пол­не­ние со­чи­не­ний Б. за ру­бе­жом (Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков в Па­ри­же ди­ри­жи­ро­вал Увер­тю­рой на те­мы трёх рус. пе­сен). Б. при­ни­мал уча­стие в ра­бо­те Ко­мис­сии по изу­че­нию нар. пе­сен при Рус. гео­гра­фич. об-ве. Из­дал сб-ки «40 рус­ских на­род­ных пе­сен для го­ло­са с фп.» (т. 1–2, 1866) и «30 рус­ских на­род­ных пе­сен» (для фп. в 4 ру­ки, 1898). По­след­ний кон­церт Б.-ди­ри­жё­ра со­сто­ялся в 1899 в Бер­ли­не по слу­чаю от­кры­тия ме­мо­ри­аль­ной дос­ки на до­ме, где умер М. И. Глин­ка. Пре­кра­тив пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния, Б. с 1900 ре­дак­ти­ровал из­да­ния пар­ти­ту­ры «Te Deum» Г. Бер­лио­за, со­чи­не­ний Ф. Шо­пе­на и с 1902 – Пол­но­го соб­ра­ния со­чи­не­ний Глин­ки (совм. с С. М. Ля­пу­но­вым). В 1906 на тор­же­ст­вах, по­свя­щён­ных от­кры­тию па­мят­ни­ка Глин­ке в С.-Пе­тер­бур­ге, ис­пол­не­на его Кан­та­та па­мя­ти Глин­ки (соч. 1904).

Сре­ди со­чи­не­ний: для ор­ке­ст­ра – 2 сим­фо­нии (C-dur, 1864–97; d-moll, 1907–08), Сюи­та в 3 час­тях (1901–09, окон­че­на С. М. Ля­пу­но­вым), му­зы­ка к тра­ге­дии «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра (1858–61, 2-я ред. – 1905); для фп. с ор­ке­ст­ром – Боль­шая фан­та­зия на рус. нац. на­пе­вы (1852), 2 кон­цер­та (fis-moll, 1-я часть, 1855; Es-dur, 1861–62, 1909–1910, окон­чен Ля­пу­но­вым); ка­мер­ные ан­самб­ли – ок­тет (1850–56) и др.; для фп. – со­на­ты (b-moll, 1856–57; b-moll, 1905), со­на­ти­на (C-dur, 1909), скер­цо, ма­зур­ки, валь­сы и др.; ро­ман­сы, в т. ч. «Пес­ня раз­бой­ни­ка», «Мне ли мо­лод­цу», «При­ди ко мне» (стих. А. В. Коль­цо­ва), «За­пев­ка» (стих. Л. А. Мея), «Гру­зин­ская пес­ня» (стих. А. С. Пуш­ки­на), «Пес­ня Се­ли­ма», «Ев­рей­ская ме­ло­дия», «Пес­ня зо­ло­той рыб­ки», «Сон» (стих. М. Ю. Лер­мон­то­ва), «Сон» (стих. М. Л. Ми­хай­ло­ва); хо­ры, в т. ч. Гимн в честь св. вел. кн. Вла­ди­мир­ско­го Ге­ор­гия Все­во­ло­до­ви­ча, ос­но­ва­те­ля Ниж­не­го Нов­го­ро­да, ду­хов­ные (в т. ч. «До­стой­но есть») и свет­ские хо­ро­вые со­чи­не­ния и пе­ре­ло­же­ния; тран­скрип­ции для фп. в 2 и 4 ру­ки.

Соч.: Пе­ре­пис­ка с П. И. Чай­ков­ским. СПб., 1912; Пись­ма к М. П. Му­сорг­ско­му // Му­сорг­ский М. П. Пись­ма и до­ку­мен­ты. М.; Л., 1932; Пе­ре­пис­ка с Н. Г. Ру­бин­штей­ном и с М. П. Бе­ляе­вым. М., 1956; Пе­ре­пис­ка с но­то­из­да­тель­ст­вом П. Юр­ген­со­на. М., 1958; Вос­по­ми­на­ния и пись­ма. Л., 1962; Ба­ла­ки­рев М. А., Ста­сов В. В. Пе­ре­пис­ка. М., 1970–1971. Т. 1–2.

Лит.: Ти­мо­фе­ев Г. М. А. Ба­ла­ки­рев // Рус­ская мысль. 1912. № 6–7; Чер­нов К. Н. М. А. Ба­ла­ки­рев // Му­зы­каль­ная ле­то­пись. Ста­тьи и ма­те­риа­лы. Л.; М., 1925. Сб. 3; Ки­се­лев Г. М. А. Ба­ла­ки­рев. М., 1938; Каш­кин Н. Д. М. А. Ба­ла­ки­рев и его от­но­ше­ния к Мо­ск­ве // Каш­кин Н. Д. Ста­тьи о рус­ской му­зы­ке и му­зы­кан­тах. М., 1953; Кан­дин­ский А. И. Сим­фо­ни­че­ские про­из­ве­де­ния Ба­ла­ки­ре­ва. М., 1960; М. А. Ба­ла­ки­рев. Ис­сле­до­ва­ния и ста­тьи. Л., 1961; Рим­ский-Кор­са­ков Н. Ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1963. Т. 5; он же. Ле­то­пись мо­ей му­зы­каль­ной жиз­ни. 9-е изд. М., 1982; М. А. Ба­ла­ки­рев. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва. Л., 1967; Кел­дыш Ю. В. М. А. Ба­ла­ки­рев // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1994. Т. 7; Ба­ла­ки­ре­ву по­свя­ща­ет­ся: Сб. ста­тей. СПб., 1998; Ми­хай­лов А. Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков и М. А. Ба­ла­ки­рев // Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков. М., 2000; Зай­це­ва Т. А. М. А. Ба­ла­ки­рев: Истоки. СПб., 2000; она же. М. А. Ба­ла­ки­рев и рус­ская опе­ра // От­ра­же­ния му­зы­каль­но­го те­ат­ра. СПб., 2001. Кн. 1; она же. Ба­ла­ки­рев // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002. Т. 4; М. А. Ба­ла­ки­рев. Лич­ность. Тра­ди­ции. Сов­ре­мен­ни­ки. СПб., 2004.

Вернуться к началу