Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АСА́ФЬЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2, 2005, стр. 350-351

Авторы: Д. О. Чехович

АСА́ФЬЕВ Бо­рис Вла­ди­ми­ро­вич (псевд. Игорь Гле­бов) [17(29).7.1884, С.-Пе­тер­бург – 27.1.1949, Мо­ск­ва], рос. му­зы­ковед, ком­по­зи­тор, пе­да­гог, акад. АН СССР (1943), нар. арт. СССР (1946). Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1908) и С.-Пе­терб. консерваторию по клас­су ком­по­зи­ции А. К. Ля­до­ва (1910). Как кри­тик вы­сту­пал с 1914 в моск. ж. «Му­зы­ка». Од­ним из пер­вых оце­нил мас­штаб да­ро­ва­ния С. С. Про­кофь­е­ва. В 1918–21 ра­бо­тал в Муз. от­де­ле Нар­ком­про­са, соз­дал пер­вый сов. муз. сло­варь «Пу­те­во­ди­тель по кон­цер­там» (1919, вып. 1). В 1919–30 вёл пре­по­да­ва­тель­скую и н.-и. ра­бо­ту в ле­нингр. Ин-те ис­то­рии ис­кусств (ор­га­ни­за­тор и с 1920 ру­ко­во­ди­тель раз­ря­да му­зы­ки). В 1921–30 худ. рук. Ле­нингр. фи­лар­мо­нии. С 1925 проф. Ле­нингр. конс. (ор­га­ни­за­тор ис­то­ри­ко-тео­ре­тич. ф-та). В 1920-х гг. ре­дак­ти­ро­вал сб-ки «Но­вая му­зы­ка», по­свя­тил неск. ста­тей твор­че­ст­ву А. Бер­га, П. Хин­де­ми­та, Э. Кше­нека. С 1943 в Мо­ск­ве, ру­ко­во­дил н.-и. ка­би­не­том при Моск. конс. и сек­то­ром му­зы­ки Ин-та ис­то­рии ис­кусств. С 1948 пред. СК СССР.

Ос­но­во­по­лож­ник круп­ной му­зы­ко­ведч. шко­лы (сре­ди уче­ни­ков – В. А. Ва­си­на-Гросс­ман, С. Л. Гинз­бург, Е. В. Гип­пи­ус, Р. И. Гру­бер, М. С. Дру­скин, Ю. А. Крем­лёв, А. С. Ра­би­но­вич, З. В. Эвальд). Ав­тор ис­сле­до­ва­ний твор­че­ст­ва М. И. Глин­ки, И. Ф. Стра­вин­ско­го, П. И. Чай­ков­ско­го. Убе­ди­тель­но по­ка­зал зна­че­ние рус. муз. куль­ту­ры 18 – 1-й четв. 19 вв., про­па­ган­ди­ро­вал ав­тор­ский текст опер М. П. Му­сорг­ско­го. Оп­ре­де­ляя му­зы­ку как «ис­кус­ст­во ин­то­ни­руе­мо­го смыс­ла», от­стаи­вал про­цес­су­аль­но-ди­на­мич. под­ход к муз. фор­ме. Раз­ра­ба­ты­вая тео­рию муз. ин­то­на­ции (с 1924), од­ним из пер­вых в су­ще­ст­вен­ных мо­мен­тах про­сле­дил за­ко­но­мер­но­сти муз.-ис­то­рич. про­цес­са. Идеи А. за­да­ва­ли на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний рус. му­зы­ки до кон. 20 в. В кри­тич. и пуб­ли­ци­стич. стать­ях А. го­ря­чая за­щи­та но­во­го в твор­че­ст­ве и муз. жиз­ни со вре­ме­нем ус­ту­пи­ла ме­сто кон­фор­ми­ст­ским тен­ден­циям. Ав­тор 11 опер (в т. ч. «Ка­зна­чей­ша» по М. Ю. Лер­мон­то­ву, по­став­ле­на в 1937), 28 ба­ле­тов (в т. ч. «Пла­мя Па­ри­жа», 1932; «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» по од­но­им. по­эме А. С. Пуш­ки­на, 1934), 4 сим­фо­ний, му­зы­ки к дра­ма­тич. спек­так­лям, ка­мер­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний, ро­ман­сов. Ин­ст­ру­мен­то­вал по ав­тор­ским ру­ко­пи­сям опе­ру М. П. Му­сорг­ско­го «Хо­ван­щи­на», осу­ще­ст­вил но­вую редакцию опе­ры А. Н. Се­ро­ва «Вра­жья си­ла». Гос. пр. СССР (1943, 1948).

Соч.: Избр. тру­ды. М., 1952–1957. Т. 1–5; Ре­че­вая ин­то­на­ция. М.; Л., 1965; Рус­ская жи­во­пись. Мыс­ли и ду­мы. Л.; М., 1966; Кри­ти­че­ские ста­тьи, очер­ки и ре­цен­зии. М.; Л., 1967; Сим­фо­ни­че­ские этю­ды. Л., 1970; Му­зы­каль­ная фор­ма как про­цесс. 2-е изд. Л., 1971. Кн. 1–2; Избр. ста­тьи о му­зы­каль­ном про­све­ще­нии и об­ра­зо­ва­нии. 2-е изд. Л., 1973; Кни­га о Стра­вин­ском. Л., 1977; Глин­ка. 3-е изд. Л., 1977; Рус­ская му­зы­ка. XIX и на­ча­ло XX в. 2-е изд. Л., 1979.

Лит.: Вос­по­ми­на­ния о Б. В. Асафь­е­ве. Л., 1974; Ор­ло­ва Е., Крю­ков А. Ака­де­мик Б. В. Асафь­ев. Л., 1984; Крю­ков А. Б. В. Асафь­ев. Л., 1984; Б. В. Асафь­ев и со­вет­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра: Ма­те­риа­лы Все­со­юз­ной на­уч­но-тео­ре­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. М., 1986.

Вернуться к началу