Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АБО́РТ

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 28

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Л. Гуртовой, А. Я. Иванюшкин

АБО́РТ (лат. abortus, букв. – не­ро­ж­де­ние; вы­ки­дыш) у че­ло­ве­ка, пре­ры­ва­ние бе­ре­мен­но­сти до ис­те­че­ния 22 нед или до дос­ти­же­ния пло­дом мас­сы 500 г.

А. под­раз­де­ля­ют на ран­ние (до 12 нед бе­ре­мен­но­сти) и позд­ние (13–22 нед бе­ре­мен­но­сти), са­мо­про­из­воль­ные и ис­кус­ст­вен­ные. Ран­ние А. (как правило, са­мо­про­из­воль­ные) про­ис­хо­дят без ка­кой бы то ни бы­ло про­во­ка­ции, обыч­но в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ния ма­те­ри и пло­да; позд­ние А. яв­ля­ют­ся пред­на­ме­рен­ным из­гна­ни­ем пло­да. Ис­кус­ст­вен­ные А. мо­гут быть раз­ре­ше­ны за­ко­ном, но мо­гут быть кри­ми­наль­ны­ми. Толь­ко раз­ре­шён­ные за­ко­ном А. сле­ду­ет от­но­сить к ме­ди­цин­ским (уг­ро­за для жиз­ни жен­щи­ны при про­дле­нии бе­ре­мен­но­сти; не­жиз­не­спо­соб­ность пло­да или на­ли­чие не­со­вмес­ти­мых с жиз­нью ано­ма­лий). В за­ко­но­да­тель­ст­ве РФ по ох­ра­не здо­ровья гра­ж­дан чёт­ко рег­ла­мен­ти­ро­ва­но ис­кус­ст­вен­ное пре­ры­ва­ние бе­ре­мен­но­сти (при сро­ке до 12 нед – по же­ла­нию жен­щи­ны, от 13 до 22 нед – толь­ко по мед. по­ка­за­ни­ям с со­гла­сия жен­щи­ны).

Самопроизвольные аборты

Не свя­за­ны с по­сто­рон­ним вме­ша­тель­ст­вом и про­ис­хо­дят по при­чи­не за­бо­ле­ва­ний ма­те­ри или пло­да: ост­рые и хро­нич. ин­фек­ции (крас­ну­ха, грипп, ту­бер­ку­лёз и др.), за­бо­ле­ва­ния по­чек, тя­жё­лые за­бо­ле­ва­ния серд­ца, ал­ко­го­лизм, нар­ко­ма­ния, не­со­вмес­ти­мость по груп­пам кро­ви (напр., по ре­зус-фак­то­ру), ано­ма­лии раз­ви­тия и др. Ес­ли при­чи­на не уст­ра­не­на, то вы­ки­ды­ши по­вто­ря­ют­ся; в та­ком слу­чае го­во­рят о при­выч­ном вы­ки­ды­ше. Ле­че­ние са­мо­про­из­воль­ных А. в пер­вую оче­редь на­прав­ле­но на вы­яв­ле­ние и ле­че­ние при­чин, при­вед­ших к вы­ки­ды­шу. На­чаль­ные сим­пто­мы – тя­ну­щие бо­ли в по­яс­ни­це и жи­во­те, кро­во­те­че­ние. При этом не­об­хо­ди­ма гос­пи­та­ли­за­ция жен­щи­ны для ак­тив­но­го ле­че­ния в мед. уч­ре­ж­де­нии.

Искусственный аборт

Мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся пу­тём ва­ку­ум-ас­пи­ра­ции (от­са­сы­ва­ния со­дер­жи­мо­го мат­ки с по­мо­щью ва­ку­ум-на­со­са), ди­ла­та­ции и кю­ре­та­жа (рас­ши­ре­ния шей­ки мат­ки и вы­скаб­ли­ва­ния её сли­зи­стой обо­лоч­ки). К кон. 1990-х гг. дос­тиг­нут су­ще­ст­вен­ный про­гресс в раз­ра­бот­ке но­вых ме­то­дов пре­ры­ва­ния бе­ре­мен­но­сти. Так, при за­держ­ке мен­ст­руа­ции до 20 дней в акушер­скую прак­ти­ку вне­дре­на ран­няя ва­ку­ум-ас­пи­ра­ция (т. н. ми­ни-аборт). В бо­лее позд­ние сро­ки (до 6 нед) ис­поль­зу­ют ме­то­ды фар­ма­ко­ло­гич. А.: при­ме­ня­ют син­те­тич. ана­ло­ги про­стаг­лан­ди­на Е2 и ан­ти­про­гес­ти­на RU-486.

Во 2-м три­ме­ст­ре (4–6-й мес) бе­ре­мен­ность пре­ры­ва­ют, при­ме­няя про­стаг­лан­ди­ны, ко­то­рые вво­дят в мат­ку, вла­га­ли­ще, плод­ный пу­зырь (ин­тра­ам­ни­аль­но), внутрь, внут­ри­вен­но, внут­ри­мы­шеч­но; с по­мо­щью ди­ла­та­ции и эва­куа­ции (до 16 нед бе­ре­мен­но­сти), ино­гда аб­доми­наль­ной или ва­ги­наль­ной гис­те­рото­мии (рас­се­че­ния мат­ки), а так­же ком­би­ни­руя эти ме­то­ды. По­сле 12 нед наи­бо­лее оп­ти­маль­ным ме­то­дом ис­кус­ст­вен­но­го А. яв­ля­ет­ся ме­ди­ка­мен­тоз­ное рас­ши­ре­ние ка­на­ла мат­ки, воз­бу­ж­де­ние её со­кра­тит. дея­тель­но­сти.

Ос­лож­не­ния А. за­ви­сят от сро­ка бе­ремен­но­сти (кро­во­те­че­ние, по­вре­ж­де­ние шей­ки и те­ла мат­ки, об­шир­ное внут­ри­со­су­ди­стое свёр­ты­ва­ние кро­ви, пер­фо­ра­ция мат­ки и её ин­фек­ция). Позд­ни­ми ос­лож­не­ни­ми мо­гут быть хро­нич. вос­па­лит. за­бо­ле­ва­ния по­ло­вых ор­га­нов, труб­ное бес­пло­дие, ист­ми­ко-цер­ви­каль­ная не­дос­та­точ­ность (на­ру­ше­ние функ­ции пе­ре­шей­ка и шей­ки мат­ки), на­рушения мен­ст­ру­аль­но­го цик­ла. Ис­кус­ст­вен­ный А. в 1-м три­ме­ст­ре (3 мес) при ус­ло­вии про­ве­де­ния его в ста­цио­на­ре ред­ко со­про­во­ж­да­ет­ся ос­лож­не­ния­ми.

Нравственные и социально-юридические аспекты аборта

Ис­кус­ст­вен­ный А. с древ­них вре­мён об­ще­ст­во осоз­на­ва­ло как про­бле­му, имею­щую, по­ми­мо ме­ди­цин­ско­го, юри­дич., со­ци­аль­ное, этич. и ре­лиг. со­дер­жа­ние. Так, Гип­по­крат рас­смат­ри­вал ис­кус­ст­вен­ное пре­ры­ва­ние бе­ре­мен­но­сти не­со­вмес­ти­мым с вра­чеб­ной про­фес­си­ей. Ари­сто­тель счи­тал А. до­пус­ти­мым в це­лях ре­гу­ли­ро­вания ро­ж­дае­мо­сти. В Древ­нем Ри­ме пе­рио­да им­пе­рии А. ши­ро­ко прак­ти­ко­вал­ся. С воз­ник­но­ве­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва А. стал ото­жде­ст­в­лять­ся с убий­ст­вом че­ло­ве­ка. В средние ве­ка за А. пре­ду­смат­ри­ва­лось на­ка­за­ние, вплоть до смерт­ной каз­ни, в т. ч. для лиц, про­из­во­див­ших его. В 19–20 вв. от­но­ше­ние об­ще­ст­ва к А. ус­лож­ни­лось под воз­дей­ст­ви­ем та­ких фак­то­ров, как се­ку­ля­ри­за­ция об­щест­ва, но­вые на­уч. зна­ния в об­лас­ти ме­ди­ци­ны, по­зи­ции про­фес­сио­наль­ных вра­чеб­ных со­об­ществ, ме­няю­щее­ся за­ко­но­да­тель­ст­во, разл. гражд. ини­циа­ти­вы (фе­ми­ни­ст­ское дви­же­ние, дви­же­ние в за­щи­ту жиз­ни пло­да).

В Рос­сии А. бы­ли раз­ре­ше­ны в 1920. В 1936 вы­шло по­ста­нов­ле­ние ЦИК и СНК СССР о за­пре­те А. (в свя­зи с низкой ро­ж­дае­мо­стью), что при­ве­ло к рас­про­стра­не­нию кри­ми­наль­ных А. и уве­ли­че­нию ма­те­рин­ской смерт­но­сти. В 1955 А. был ле­га­ли­зо­ван. Впо­след­ст­вии ана­ло­гич­ные ли­бе­раль­ные за­ко­ны об А. бы­ли при­ня­ты в боль­шин­ст­ве зап. стран (в Ве­ли­ко­бри­та­нии – в 1967, в США – в 1973, во Фран­ции – в 1975). Это, в свою оче­редь, по­тре­бо­ва­ло раз­ра­бот­ки но­вых ме­то­дов пре­ры­ва­ния бере­мен­но­сти, обес­пе­чи­ваю­щих безо­пас­ность, ми­ним. трав­ма­тич­ность и сни­же­ние час­то­ты ос­лож­не­ний. Дей­ст­вую­щи­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва­ми боль­ши­н­ст­ва стран ми­ра ус­та­нов­ле­на уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность за не­за­кон­ное про­из­во­д­ст­во А. ли­цом, не имею­щим выс­ше­го мед. об­ра­зо­ва­ния со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля. В 1968 ВОЗ при­ня­ла ре­зо­лю­цию, в ко­то­рой А. был от­не­сён к серь­ёз­ной про­бле­ме ох­ра­ны здо­ро­вья жен­щин.

На ру­бе­же 20 и 21 вв. в ми­ре с це­лью ре­гу­ли­ро­ва­ния ро­ж­дае­мо­сти де­ла­лось ок. 45 млн. А. в год. В 98% стран ми­ра А. раз­ре­шён в це­лях спа­се­ния жиз­ни жен­щи­ны, в 62% – в це­лях со­хра­не­ния её фи­зич. или пси­хич. здо­ро­вья, в 42% – в слу­ча­ях бе­ре­мен­но­сти в ре­зуль­та­те из­на­си­ло­ва­ния или ин­це­ста, в 40% – по при­чи­не серь­ёз­ных де­фек­тов у пло­да, в 29% – по эко­но­мич. и со­ци­аль­ным при­чи­нам, в 21% – на ос­но­ва­нии же­ла­ния жен­щи­ны.

В ос­но­ве спо­ра сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков А. ле­жит про­бле­ма при­ро­ды и ста­ту­са че­ло­ве­че­ско­го эм­брио­на. Пер­вые при­во­дят сле­ду­ю­щую ар­гу­мен­та­цию. Ко­гда под­чёр­ки­ва­ют фак­ты возник­но­ве­ния серд­це­бие­ния у пло­да (16-й день по­сле за­ча­тия) или по­яв­ле­ния био­элек­трич. им­пуль­сов моз­га (40-й день), то этим лишь кон­ста­ти­ру­ют на­ли­чие у не­го отд. при­зна­ков жиз­ни. Эти и др. объ­ек­тив­ные фак­ты, от­ра­жаю­щие не­пре­рыв­ный про­цесс эм­брио­ге­не­за, тем не ме­нее ещё не оз­на­ча­ют по­яв­ле­ния чело­ве­ка как та­ко­во­го. С точ­ки зре­ния про­тив­ни­ков А., эм­бри­он на лю­бой ста­дии раз­ви­тия об­ла­да­ет оп­ре­де­лён­ной би­о­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. уни­каль­ностью, и все дей­ст­вия по от­но­ше­нию к не­му под­ле­жат мо­раль­ной оцен­ке, ко­то­рая сво­дит­ся к то­му, что в ко­неч­ном счё­те А. – зло.

Офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви за­пре­ща­ют А. да­же по мед. по­ка­за­ни­ям (эн­цик­ли­ка Пав­ла VI «Humanae vitae», 1968). Ар­хие­рей­ский со­бор Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви в 2000 под­твер­дил, что ка­но­нич. пра­ви­ла при­рав­ни­ва­ют А. к убий­ст­ву. Од­на­ко, ко­гда про­дол­же­ние бе­ре­мен­но­сти уг­рожа­ет жиз­ни ма­те­ри, то пре­ры­ва­ние бе­ре­мен­но­сти не при­во­дит к от­лу­че­нию жен­щи­ны от ев­ха­ри­стич. об­ще­ния с цер­ко­вью и ре­ко­мен­ду­ет­ся в пас­тыр­ской прак­ти­ке про­яв­лять к ней снис­хо­ж­де­ние. В про­тес­тант­ских церк­вах А. осу­ж­да­ет­ся как сред­ст­во кон­тро­ля над ро­ж­дае­мо­стью, но до­пус­ка­ет­ся в ис­клю­чит. си­туа­ци­ях (при бе­ре­мен­но­сти в ре­зуль­та­те из­на­си­ло­ва­ния). В «Ис­лам­ском кодек­се ме­ди­цин­ской эти­ки» (Ку­вейт, 1981) совр. тен­ден­ции раз­ре­ше­ния А. осу­ж­да­ют­ся, но в отд. слу­ча­ях и с со­гла­сия обо­их суп­ру­гов ис­кус­ст­вен­ный А. до­пус­тим при не­боль­шом сро­ке бе­ре­мен­но­сти. Со­глас­но буд­диз­му, А. есть раз­но­вид­ность убий­ст­ва, не­за­ви­си­мо от ста­дии раз­ви­тия эм­брио­на.

Лит.: The ethics of abortion: Pro-life vs. pro-choice / Ed. by R. M. Baird, S. M. Rosenbaum. Buffalo; N. Y., 1989; Steinbock B. Life before birth: the moral and legal status of embryos and fetuses. N. Y.; Oxf., 1996; Хар­тия ра­бот­ни­ков здра­во­охра­не­ния / Пап­ский Со­вет по апо­столь­ст­ву для ра­бот­ни­ков здра­во­охра­не­ния. Ва­ти­кан; М., 1996; [Гур­то­вой Б. Л.] Аборт // Ру­ко­во­дство по пла­ни­ро­ва­нию се­мьи. М., 1997; Аборт. М., 2003.

Вернуться к началу