Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЕ́СТЕРН

Авторы: Е. А. Цурганова, К. А. Чекалов

ВЕ́СТЕРН (англ. western, букв. – за­пад­ный), при­клю­чен­че­ский жанр про­зы и ху­дож. ки­не­ма­то­гра­фа (гл. обр. в США). Ре­аль­ные ис­то­рич. со­бы­тия (ко­ло­ни­за­ция За­па­да Аме­ри­ки во 2-й пол. 19 в.) и пер­со­на­жи под­вер­га­ют­ся в В. ми­фо­ло­ги­за­ции в ду­хе ге­ро­ич. эпо­са; при этом сю­жет­но-те­ма­тич. струк­ту­ры В. силь­но фор­ма­ли­зо­ва­ны и близ­ки ме­ло­дра­ме, аван­тюр­но­му ро­ма­ну и др. жан­рам мас­со­вой куль­ту­ры. Гл. пер­со­наж В. – бла­город­ный ге­рой-оди­ноч­ка; «до­б­рые» и «злые» пер­со­на­жи кон­тра­ст­но про­ти­во­пос­тав­ле­ны друг дру­гу; в цен­тре сю­же­та – борь­ба ков­бо­ев и ше­ри­фов с ин­дей­ца­ми (на фо­не за­во­ра­жи­ваю­щей ди­кой при­ро­ды). В клас­сич. В. сим­па­тия к «ес­те­ст­вен­но­му че­ло­ве­ку» (влия­ние рус­со­из­ма) со­че­та­ет­ся с при­зна­ни­ем не­из­беж­но­сти на­сту­п­ле­ния ци­ви­ли­за­ции. Ро­ман­тич. па­фос со­сед­ст­ву­ет с нравств. ре­ля­ти­виз­мом: в сво­их дей­ст­ви­ях ге­рои ру­ко­во­д­ству­ют­ся не за­ко­ном, а ко­дек­сом чес­ти, от­сю­да оби­лие сцен на­си­лия.

Ли­те­ра­тур­ный В. за­ро­дил­ся в кон. 1850-х – нач. 1860-х гг. (ро­ма­ны Э. С. Эл­ли­са «Сет Джонс, или Плен­ник гра­ни­цы», «Билл Бид­дон, трап­пер», оба 1860, и др.). Окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние жан­ра про­ис­хо­дит в нач. 20 в.: «Вир­ги­нец» О. Уи­сте­ра (1902), «Всад­ни­ки пре­рий» З. Грея (1912). Клас­сич. об­раз­цы В.: «Ин­ци­дент в Окс-Бау» У. ван Тил­бур­га Клар­ка (1940); «Вы­сокое не­бо» (1947) и «Путь на За­пад» (1949) А. Б. Гат­ри; со­чи­не­ния Л. Ла­му­ра (в т. ч. 17-том­ный цикл о Сэк­ке­тах, 1960–85). К В. близ­ки отд. со­чи­не­ния Дж. Ф. Ку­пе­ра, М. Тве­на, Ф. Б. Гар­та, Дж. Лон­до­на. Сре­ди ев­роп. пи­са­те­лей, об­ра­щав­ших­ся к В., – Л. А. Бус­се­нар, К. Май, Э. Саль­га­ри, Г. Эмар.

Пер­вым опы­том ки­не­ма­то­гра­фич. В. счи­та­ет­ся ф. «Боль­шое ог­раб­ле­ние по­ез­да» (1903, реж. Э. С. Пор­тер); рас­цвет жан­ра при­хо­дит­ся на 1930–50-е гг. Наи­бо­лее зна­чит. об­раз­цы ки­не­ма­то­гра­фич. В. – филь­мы Дж. Фор­да («Ди­ли­жанс», в отеч. про­ка­те – «Пу­те­ше­ст­вие бу­дет опас­ным», 1939; «Моя до­ро­гая Кле­мен­ти­на», 1946) и Х. Хо­ук­са («Крас­ная ре­ка», 1948; «Рио Бра­во», 1958). Ки­не­ма­то­граф Ев­ро­пы вы­ра­бо­тал та­кие мо­ди­фи­ка­ции В., как «ис­терн» – «вос­точ­ный» вес­терн («Не­уло­ви­мые мсти­те­ли» Э. Г. Ке­о­сая­на, 1967; «Те­ло­хра­ни­тель» А. И. Хам­рае­ва, 1980; «Свой сре­ди чу­жих, чу­жой сре­ди сво­их» Н. С. Ми­хал­ко­ва, 1974) и «спа­гет­ти-вес­терн» (филь­мы С. Ле­о­не). Про­цесс пе­ре­ос­мыс­ле­ния тра­ди­ций В., его де­ми­фо­ло­ги­за­ции, на­ча­тый амер. ки­но ещё в 1950-х гг. («В са­мый пол­день» Ф. Цин­не­ма­на, 1952), ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся в ря­де филь­мов 1960–90-х гг., где на пер­вом пла­не ока­зы­ва­лись со­ци­аль­но-кри­тич. («Ма­лень­кий боль­шой че­ло­век» А. Пен­на, 1970; «Буф­фа­ло Билл и ин­дей­цы, или Ис­то­ри­че­ский урок Си­дя­ще­го Бы­ка» Р. Олт­ме­на, 1976), ко­ме­дий­ные («Буч Кэс­сиди и Сан­данс Кид» Дж. Р. Хил­ла, 1969), эко­ло­ги­че­ские («Тан­цы с вол­ка­ми» К. Ко­ст­не­ра, 1990), эк­зи­стен­ци­аль­ные («Мерт­вец» Дж. Джар­му­ша, 1995) мо­ти­вы. В кон. 20 в. по­пу­ляр­ность В. сни­жа­ет­ся; ито­ги раз­ви­тия жан­ра под­ве­де­ны в филь­мах «Не­про­щён­ный» К. Ист­ву­да (1992), «Вхо­ди­те без сту­ка» В. Вен­дер­са (2005). Мо­ти­вы В. раз­ра­бо­та­ны так­же в изо­бра­зит. иск-ве и ко­мик­сах.

Лит.: Folson J. K. The American western novel. New Haven, [1966]; Кар­це­ва Е.  Вес­терн. Эво­лю­ция жан­ра. М., 1976; Allmendinger B. Ten most wanted: the new western literature. N. Y., 1998; Bleton P. Western, France. P., 2002; A bibliographical guide to the study of Wes­tern American literature. Lincoln, 1982.

Вернуться к началу