Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АРАБЕ́СКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2, 2005, стр. 134-135

Арабеска.

АРАБЕ́СКА (франц. ara­besque, от итал. ara­besco – араб­ский), ев­роп. на­зва­ние ор­на­мен­та, сло­жив­ше­го­ся в ср.-век. иск-ве ис­лам­ско­го ми­ра. В ос­но­ве А., гео­мет­ри­че­ски по­стро­ен­ной на пря­мо- или ко­со­уголь­ной сет­ке, ле­жит прин­цип бес­конеч­но­го про­стран­ст­вен­но­го раз­ви­тия по­вто­ряю­щих­ся групп де­ко­ра­тив­ных мо­ти­вов. На­слое­ние од­но­род­ных форм соз­да­ёт впе­чат­ле­ние при­хот­ли­во­го узо­ра. Раз­ли­ча­ет­ся А. рас­ти­тель­ная (цве­точ­ные и ли­ст­вен­ные узо­ры) и гео­мет­ри­че­ская (на­по­ми­на­ет ри­сун­ки ка­лей­до­ско­па); не­ред­ки ком­по­зи­ции с над­пи­ся­ми.

В пе­ре­нос­ном смыс­ле этот тер­мин исполь­зу­ет­ся и в дру­гих ис­кус­ст­вах. К лит-ре по­ня­тие «А.» впер­вые при­ме­нил Ф. Шле­гель, на ру­бе­же 18–19 вв. ос­мыс­лив­ший А. не толь­ко как ху­дож. при­ём, под­ра­зу­ме­ваю­щий за­мы­сло­ва­тое пе­ре­пле­те­ние сти­лей и жан­ро­во-ком­по­зиц. форм, но и как иде­аль­ную фор­му ро­ман­тич. про­из­ве­де­ния во­об­ще, свя­зав с А. фи­лософский ро­ман Л. Ти­ка «Виль­ям Ло­вель» (1795–96) и кни­гу но­велл и очер­ков В. Г. Вак­кен­ро­де­ра «Сер­деч­ные из­лия­ния мо­на­ха, лю­бя­ще­го ис­кус­ст­во» (1797). По­ня­тие «А.» рас­про­стра­ни­лось в лит-ре с нач. 19 в., час­то обо­зна­чая про­из­ве­де­ния, имею­щие слож­ную, цик­лич. ком­по­зи­цию: сб. «Ара­бе­ски» Н. В. Го­голя (1835), ро­ман «Мюнх­гау­зен. Ис­то­рия в ара­бе­сках» К. Им­мер­ма­на (1838), сб. «Гро­те­ски и ара­бе­ски» Э. А. По (1840), сбор­ник ли­те­ра­тур­но-кри­тических ста­тей «Ара­бе­ски» А. Бе­ло­го (1911).

В му­зы­ке ев­роп. тра­ди­ции, пре­им. ро­ман­ти­че­ской, А. – не­боль­шая фп. пье­са. От­ли­ча­ет­ся при­хот­ли­вым ха­рак­те­ром ме­ло­дии и тща­тель­но от­де­лан­ным фак­тур­ным ри­сун­ком, вы­зы­ваю­щи­ми зри­тель­ные ас­со­циа­ции, в ча­ст­но­сти с араб­ской вя­зью (ара­бе­ски Р. Шу­ма­на, Н. Га­де, А. С. Арен­ско­го, А. К. Ля­до­ва, Н. К. Мет­не­ра, К. Де­бюс­си и др.).

Лит.: Pol­heim K. K. Die Ara­beske. An­sichten und Ideen aus Frie­drich Schlegels Po­etik. Münch., 1966; Castéra J.-M. Ara­besques: deco­ra­tive art in Mo­rocco. Cour­bevoie, 1999.

Вернуться к началу