Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. К. Дмитриева, Е. Э. Чуковская

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО, раз­дел граж­дан­ского пра­ва, ре­гу­ли­рую­щий от­но­ше­ния, свя­зан­ные с соз­да­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, нау­ки и ис­кус­ст­ва, т. е. ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти; один из ви­дов т. н. прав интеллектуальной собственности, или ис­клю­чи­тель­ных прав. А. п. определяет пра­ва ав­то­ра про­из­ве­де­ния, его пра­во­пре­ем­ни­ков, ос­но­ва­ния воз­ник­но­ве­ния и по­ря­док осу­ще­ст­в­ле­ния субъ­ек­тив­ных ав­тор­ских прав, их за­щи­ту от на­руше­ний, ба­зи­рую­щие­ся на них обя­за­тель­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

За­ко­но­да­тель­ст­во об А. п. ста­ло фор­ми­ро­вать­ся по­сле изо­бре­те­ния в 15 в. И. Гу­тен­бер­гом пе­чат­но­го стан­ка, од­на­ко пер­вые нор­мы за­креп­ля­ли ис­клю­читель­но пра­ва из­да­те­лей и за­щи­щали их от не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции. С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и кни­го­тор­гов­ли ав­то­ры до­би­лись за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов. Пер­вый из­ве­ст­ный за­кон в этой сфе­ре – Ста­тут ко­ро­ле­вы Ан­ны (1710, Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 18–19 вв. боль­шин­ст­во ев­роп. стран при­ня­ли соб­ст­вен­ное ав­тор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во. Осо­бен­но­стью воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия А. п. в Рос­сии яв­ля­лась его тес­ная связь с цен­зур­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом. Пер­вый за­кон, за­кре­пив­ший пра­ва ав­то­ров на ис­поль­зо­ва­ние лит. про­из­ве­де­ний, по­явил­ся в 1828 в ка­че­ст­ве спец. гла­вы Цен­зур­но­го ус­та­ва.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва сло­жи­лось два основных под­хо­да к сущ­но­сти А. п. – кон­ти­нен­таль­ный (droit d’au­te­ur) и ан­гло­сак­сон­ский (co­py­right). Для пер­во­го ха­рак­тер­но при­зна­ние лич­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав, что вы­ра­жа­ет­ся в на­ли­чии ши­ро­ко­го спек­тра не­иму­ще­ст­вен­ных прав, а так­же в от­сут­ст­вии тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния фор­маль­но­стей для воз­ник­но­ве­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния; вто­рой ори­ен­ти­ро­ван на ком­мерч. ис­поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та творч. тру­да, при­зна­ние прав на не­го не толь­ко у его соз­да­те­ля, но и у лиц, ока­зав­ших ав­то­ру тех­нич., ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вое со­дей­ст­вие, а так­же за­ви­си­мость пре­до­став­ле­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния от вы­пол­не­ния фор­маль­но­стей (ре­ги­ст­ра­ции про­из­ве­де­ния, де­по­ни­ро­ва­ния его эк­зем­п­ля­ров в спец. ор­га­ни­за­ци­ях и пр.).

Авторское право в России

Кон­сти­ту­ция РФ от­но­сит при­ня­тие норм А. п. к ком­пе­тен­ции Фе­де­ра­ции. В Рос­сии дей­ст­ву­ет За­кон «Об ав­тор­ском пра­ве и смеж­ных пра­вах» 1993 (в ред. 2004).

К объ­ек­там, ох­ра­няе­мым А. п., от­носят­ся су­ще­ст­вую­щие в объ­ек­тив­ной фор­ме (даю­щей воз­мож­ность вос­при­ятия треть­и­ми ли­ца­ми) про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, яв­ляю­щие­ся ре­зуль­та­том творч. дея­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо от на­зна­че­ния, дос­то­инств, спо­со­ба вы­ра­же­ния, а так­же от об­на­ро­до­ва­ния про­из­ве­де­ния. Ох­ра­на пре­до­став­ля­ет­ся не толь­ко «тра­ди­ци­он­ным» про­из­ве­де­ни­ям (лит., дра­ма­тич., аудио­ви­зу­аль­ным, муз., муз.-дра­ма­ти­че­ским; про­из­ве­де­ни­ям изоб­ра­зит. иск-ва и т. п.), но и про­из­вод­ным (пе­ре­во­ды, аран­жиров­ки, ин­сце­ни­ров­ки, ре­фе­ра­ты, ре­зю­ме и т. п.) и со­став­ным (ан­то­ло­гии, эн­цик­ло­пе­дии, ком­пи­ля­ции и т. п.) про­из­ве­де­ни­ям не­за­ви­си­мо от то­го, ох­ра­ня­ют­ся ли про­из­ве­де­ния, лёг­шие в ос­но­ву со­став­ных и про­из­вод­ных ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти. За­кон со­дер­жит лишь при­мер­ный пе­ре­чень ви­дов объ­ек­тов А. п. (сре­ди них – про­грам­мы для ЭВМ и ба­зы дан­ных); он пол­но пе­ре­чис­ля­ет толь­ко ви­ды произ­ве­де­ний, не ох­ра­няе­мых А. п. (про­из­ве­де­ния народ­ного твор­че­ст­ва, офиц. до­ку­мен­ты, гос. сим­во­лы и зна­ки, ин­фор­мац. со­об­ще­ния). А. п. не рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на идеи, прин­ци­пы, си­сте­мы, спо­со­бы, ме­то­ды, кон­цеп­ции, от­кры­тия и фак­ты, ко­то­рые мо­гут ох­ра­нять­ся при по­мо­щи норм па­тен­т­но­го пра­ва или иных от­рас­лей. Ох­ра­на не тре­бу­ет оформ­ле­ния или со­блюде­ния к.-л. фор­маль­но­стей.

Пер­во­на­чаль­ным субъ­ек­том А. п. яв­ля­ет­ся автор – фи­зич. ли­цо, творч. трудом ко­то­ро­го про­из­ве­де­ние соз­да­но: толь­ко ему пре­дос­тав­ля­ет­ся пол­ный объ­ём прав. Юри­дич. ли­цо не мо­жет быть ав­то­ром. Ес­ли про­из­ве­де­ние соз­да­но со­вме­ст­ным творч. тру­дом не­сколь­ких лиц, они яв­ля­ют­ся со­ав­то­ра­ми; им со­вме­ст­но при­над­ле­жат ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ние в це­лом, а их взаи­мо­от­но­ше­ния мо­гут оп­ре­де­лять­ся со­гла­ше­ни­ем ме­ж­ду ни­ми. Пра­ва со­ав­то­ров раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, об­ра­зу­ет ли про­из­ве­де­ние не­раз­рыв­ное це­лое или со­сто­ит из час­тей, ка­ж­дая из ко­то­рых мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на са­мо­стоя­тель­но. К субъ­ек­там А. п. от­но­сят­ся так­же пра­во­пре­ем­ни­ки ав­то­ра, в т. ч. по ав­тор­ско­му до­го­во­ру (ими мо­гут быть и юри­дич. ли­ца); к ним пе­ре­хо­дит толь­ко часть прав автора – иму­ще­ст­вен­ные пра­ва. Субъ­ек­та­ми А. п. яв­ля­ют­ся и ­ли­цен­зи­аты – ли­ца, по­лу­чив­шие по ли­цен­зии пра­во ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных ею пре­де­лах.

Субъ­ек­тив­ные пра­ва ав­то­ров за­кон де­лит на не­иму­ще­ст­вен­ные и иму­ще­ст­вен­ные. К не­иму­ще­ст­вен­ным от­но­сят­ся: пра­во ав­тор­ст­ва (пра­во при­зна­вать­ся ав­то­ром про­из­ве­де­ния); пра­во на имя (пра­во обо­зна­чать при ис­поль­зо­ва­нии про­из­ве­де­ния своё под­лин­ное имя, вы­мыш­лен­ное имя – псев­до­ним или вы­сту­пать без обо­зна­че­ния имени – ано­ним­но); пра­во на об­на­ро­до­ва­ние про­изве­де­ния (пра­во от­кры­тия все­об­ще­го дос­ту­па к не­му); пра­во на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра (на за­щи­ту про­из­ве­де­ния от ис­ка­же­ния или иных по­ся­га­тельств, спо­соб­ных на­нес­ти ущерб чес­ти и дос­то­ин­ст­ву ав­то­ра). Ав­то­ром про­из­ве­де­ния счи­та­ет­ся ли­цо, ука­зан­ное в ка­че­ст­ве ав­то­ра на ори­ги­на­ле или эк­зем­п­ля­ре про­из­ве­де­ния (по­ка не до­ка­за­но об­рат­ное). Ав­то­ру при­над­ле­жат ис­клю­чи­тель­ные пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в лю­бой фор­ме и лю­бым спо­со­бом, к ко­то­рым от­но­сят­ся пра­ва на: вос­про­из­ве­де­ние (из­го­тов­ле­ние од­но­го или бо­лее эк­зем­п­ля­ров про­из­ве­де­ния или его час­ти в лю­бой ма­те­ри­аль­ной фор­ме); рас­про­стра­не­ние (про­да­жа, сда­ча в про­кат и пр.); им­порт; пуб­лич­ный по­каз (экс­по­ни­ро­ва­ние кар­ти­ны на вы­став­ке и т. п.); пуб­лич­ное ис­пол­не­ние (напр., в те­ат­рах, кон­церт­ных за­лах); пе­ре­да­чу в эфир и со­об­ще­ние для все­об­ще­го све­де­ния по ка­бе­лю; пе­ре­вод; пе­ре­ра­бот­ку; при­ме­не­ние ди­зай­нер­ско­го, ар­хи­тек­тур­но­го, гра­до­строи­тель­но­го, са­до­во-пар­ко­во­го про­ек­тов. Ав­тор мо­жет рас­по­ря­дить­ся сво­им про­из­ве­де­ни­ем, пе­ре­дав пра­во его ис­поль­зо­ва­ния др. ли­цу (пра­во­пре­ем­ни­ку) или пре­дос­та­вив та­кое пра­во в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах и со­хра­нив его в це­лом за со­бой (вы­дать ли­цен­зию). За раз­ре­ше­ние на ис­поль­зо­ва­ние и за са­мо ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния ав­тор име­ет пра­во на воз­на­гра­ж­де­ние. Дей­ст­вие прав ав­то­ра ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся во вре­ме­ни: они воз­ни­ка­ют с мо­мен­та соз­да­ния про­из­ве­де­ния и дей­ст­ву­ют в те­че­ние всей жиз­ни ав­то­ра и 70 лет по­сле его смер­ти (изъ­я­тия спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­ют­ся в за­ко­не). По ис­те­че­нии сро­ка ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав ав­то­ра про­из­ве­де­ние по­па­да­ет в т. н. сфе­ру об­ществ. до­сто­я­ния и мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но лю­бы­ми ли­ца­ми без чье­го-ли­бо со­гла­сия, но при ус­ло­вии соблю­де­ния лич­ных не­иму­ще­ст­вен­ных прав – пра­ва ав­то­р­ст­ва и пра­ва на имя, а так­же прав на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра или неприкосновенность произведе­ния (эти пра­ва ох­ра­ня­ют­ся бес­сроч­но).

За­кон мо­жет ус­та­нав­ли­вать ис­клю­чения из иму­ще­ст­вен­ных прав в от­но­шении, как пра­ви­ло, об­на­ро­до­ван­ных про­из­ве­де­ний – слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ний без со­гла­сия ав­то­ра и вы­пла­ты воз­наг­раж­де­ния или ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния без со­гла­сия ав­то­ра, но с вы­пла­той воз­наг­раж­де­ния. К пер­вым от­но­ся­т­ся си­ту­а­ции, об­ус­лов­лен­ные не­об­хо­ди­мо­стью удов­лет­во­ре­ния по­треб­но­стей в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, нау­ки, ин­фор­ма­ции и т. п., нужд ор­га­нов су­да и след­ст­вия, обес­пе­че­ния доступа к куль­турным ценностям лиц с ограниченны­ми возможностями, а также в офиц. и ре­лиг. це­лях. Вто­рая груп­па яв­ля­ет­ся по су­ти ком­про­мис­сом в тех об­ла­стях ис­поль­зо­ва­ния, где лич­ный конт­роль ав­то­ра за эк­сплу­а­та­ци­ей про­из­ве­де­ния за­труд­нён или не­воз­мо­жен – ча­ст­ное ко­пи­ро­ва­ние, пе­ре­да­ча в эфир или по ка­бе­лю, ме­ха­нич. вос­про­из­ве­де­ние и т. п. Для упо­ря­до­че­ния та­ких си­ту­а­ций, ис­поль­зо­ва­ния и сбо­ра при­чи­та­ю­ще­го­ся воз­наг­раж­де­ния соз­да­ют­ся ор­га­ни­за­ции по кол­лек­тив­но­му уп­рав­ле­нию иму­щест­вен­ны­ми ав­тор­ски­ми пра­ва­ми (пер­вая из­ве­ст­ная ав­тор­ская ор­га­ни­за­ция – Об-во дра­ма­тич. ав­то­ров и ком­по­зи­то­ров бы­ло со­зда­но во Фран­ции в 1777 при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии П. Бо­мар­ше).

Взаи­мо­от­но­ше­ния ав­то­ра (пра­во­об­лада­те­ля) с поль­зо­ва­те­лем про­из­ве­де­ния оп­ре­де­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, ав­тор­ским до­го­во­ром. Один вид ав­тор­ско­го договора – до­го­вор об уступке – пре­ду­смат­ри­ва­ет пе­ре­да­чу прав на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния, дру­гой вид – ли­цен­зи­онный договор – пре­ду­смат­ри­ва­ет вы­да­чу раз­ре­ше­ния на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах (с со­хра­не­ни­ем прав ав­то­ра). За­кон выделя­ет раз­но­вид­но­сти лицензии – ис­клю­чи­тель­ную, по ко­то­рой ис­поль­зова­ние в обо­зна­чен­ных пре­де­лах раз­ре­ша­ет­ся толь­ко ли­цен­зиа­ту, и не­ис­клю­чи­тель­ную. Ав­тор­ский до­го­вор счи­та­ет­ся пе­ре­даю­щим не­ис­клю­чи­тель­ные пра­ва, ес­ли в нём не пре­ду­смот­ре­но иное. До­го­вор пред­по­ла­га­ет­ся воз­мезд­ным, за не­ко­то­ры­ми ис­клю­че­ния­ми (напр., вос­про­из­ве­де­ние в лич­ных це­лях), он дол­жен быть за­клю­чён в письм. фор­ме.

Осо­бый по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния ус­та­нов­лен для слу­жеб­ных про­из­ве­де­ний, к ко­то­рым от­не­се­ны про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в по­ряд­ке вы­пол­не­ния слу­жеб­ной обя­зан­но­сти или слу­жеб­но­го за­да­ния. Пра­ва на та­кие про­из­ве­де­ния при­над­ле­жат ав­то­ру, но ис­поль­зу­ют­ся они без за­клю­че­ния ав­тор­ско­го до­го­во­ра, при со­хра­не­нии за ав­то­ром пра­ва на об­на­ро­до­ва­ние про­из­ве­де­ния. Ис­клю­чи­тель­ное пра­во их ис­поль­зо­ва­ния при­над­ле­жит, как пра­ви­ло, ра­бо­то­да­те­лю.

К ав­тор­ским пра­вам по дей­ст­вую­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву при­мы­ка­ют т. н. смеж­ные права – пра­ва ис­пол­ни­те­лей, про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм, ор­га­ни­за­ций эфир­но­го и ка­бель­но­го ве­ща­ния и др.

Международная охрана авторских прав

В 1-й пол. 19 в. мн. стра­ны за­клю­чи­ли дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния о вза­им­ной ох­ра­не А. п., но соз­да­ние меж­ду­нар. си­сте­мы за­щи­ты прав твор­цов свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем Бернской конвенции об охране литературных и художественных про­изведений (1886). Кон­вен­ция не толь­ко за­креп­ля­ла прин­ци­пы меж­ду­нар. А. п. (напр., прин­цип пре­до­став­ле­ния иностр. ав­то­рам на­ци­о­наль­но­го ре­жи­ма), но и со­дер­жа­ла нор­мы фак­ти­че­ски пря­мо­го дей­ст­вия, не­об­хо­ди­мые для вклю­че­ния в нац. за­ко­но­да­тель­ст­во стра­ны-уча­ст­ни­цы, при­чём эти нор­мы не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ли вы­со­кий уро­вень ох­ра­ны ин­те­ре­сов ав­то­ра, но и бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на го­су­дар­ст­ва кон­ти­нен­таль­ной си­сте­мы пра­ва. Это соз­да­ва­ло пре­пя­т­ст­вия для пол­но­цен­но­го уча­стия стран ан­г­ло­сак­сон­ской тра­ди­ции в меж­ду­нар. ох­ра­не ав­тор­ских прав. За­да­чу сбли­же­ния двух под­хо­дов к А. п. и соз­да­ния уни­вер­саль­ной си­сте­мы ох­ра­ны ин­те­ре­сов твор­цов вы­пол­ни­ла Всемирная конвенция об авторском праве (1952), ко­то­рая ус­та­но­ви­ла ме­нее стро­гие тре­бо­ва­ния для при­со­е­ди­ня­ю­щих­ся стран.

Рос­сия так­же уча­ст­ву­ет с 1995 в Же­нев­ской кон­вен­ции об ох­ра­не ин­те­ре­сов про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм от не­за­кон­но­го ис­поль­зо­ва­ния (1971). В 1996 был за­клю­чён мно­го­сто­рон­ний До­го­вор по ав­тор­ско­му пра­ву, спе­ци­аль­но на­прав­лен­ный на ох­ра­ну А. п. в се­ти Ин­тер­нет (Рос­сия не уча­ст­ву­ет).

Глав­ное со­дер­жа­ние ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой ох­ра­ны ав­тор­ских прав:

а) пре­одо­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав: пра­ва ав­то­ра на ху­до­же­ст­вен­ное или иное про­из­ве­де­ние, воз­ник­шее в од­ном из уча­ст­вую­щих го­су­дарств, при­зна­ют­ся и ох­ра­няют­ся на тер­ри­то­рии др. государств;

б) ох­ра­на оп­ре­де­лён­но­го объ­ё­ма ав­тор­ских прав. Ав­то­рам ох­ра­няе­мых про­из­ве­де­ний пред­остав­ля­ет­ся нац. ре­жим, т. е. пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные собств. за­ко­но­да­тель­ст­вом, и сверх то­го пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные до­го­во­ром. Наи­боль­ший объ­ём ав­тор­ских прав со­дер­жит Берн­ская кон­вен­ция;

в) ог­ра­ни­че­ние дей­ст­вия ав­тор­ских прав во вре­ме­ни. Пра­ва ав­то­ра ох­ра­ня­ют­ся в те­че­ние всей его жиз­ни и по­сле смер­ти. Ми­ни­маль­ный срок ох­ра­ны про­из­ве­де­ния по­сле смер­ти ав­то­ра со­став­ля­ет 50 лет, однако во многих странах ус­тановлены иные сроки: напр., 25 лет – в Ал­жи­ре, на Ку­бе, в Ли­вии; 30 – в Ира­не, Ни­ка­ра­гуа; 60 – в Бра­зи­лии, Ис­па­нии; 70 – во Фран­ции (в от­но­ше­нии муз. про­из­ве­де­ний), Гер­ма­нии, Из­ра­и­ле; 75 – в Мек­си­ке; 80 – в Ко­лум­бии и Гви­нее; 99 – в Кот-д’Ивуа­ре. В не­ко­то­рых стра­нах ус­та­нов­ле­ны осо­бые сро­ки ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав в оп­ре­де­лён­ных си­ту­а­ци­ях. Так, в рос. за­ко­но­да­тель­ст­ве осо­бые сро­ки дей­ст­ву­ют в от­но­ше­нии про­из­ве­де­ний, со­здан­ных в со­ав­тор­ст­ве, впер­вые вы­пу­щен­ных в свет по­сле смер­ти ав­то­ра ано­ним­ных про­из­ве­де­ний, а так­же в слу­ча­ях, ес­ли ав­тор про­из­ве­де­ния был реп­рес­си­ро­ван и ре­а­би­ли­ти­ро­ван по­смер­т­но или ра­бо­тал во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, или уча­ст­во­вал в ней;

г) ус­та­нов­ле­ние ус­ло­вий ох­ра­ны А. п.: ох­ра­на ли­бо в си­лу са­мо­го фак­та соз­да­ния (опуб­ли­ко­ва­ния) про­из­ве­де­ния, без вы­пол­не­ния к.-л. фор­маль­но­стей, ли­бо при ус­ло­вии вы­пол­не­ния оп­ре­де­лён­ных дей­ст­вий (напр., ре­ги­ст­ра­ция, де­по­ни­ро­ва­ние эк­зем­п­ля­ров и пр.). В го­су­дар­ст­вах, где спец. тре­бо­ва­ния к А. п. не ус­та­нов­ле­ны, на всех эк­зем­п­ля­рах про­из­ве­де­ния по­ме­ща­ет­ся т. н. знак ох­ра­ны (со­стоя­щий из трёх эле­мен­тов: пер­вой бук­вы сло­ва co­py­right в ок­руж­но­сти ©, име­ни ав­то­ра или на­име­но­ва­ния пра­во­об­ла­да­те­ля и го­да пер­во­го вы­пу­ска про­из­ве­де­ния в свет), оз­на­чаю­щий, что лю­бые фор­маль­но­сти вы­пол­не­ны.

Ав­тор­ские пра­ва гра­ж­дан РФ за гра­ни­цей в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве го­су­дарств при­зна­ют­ся лишь при уча­стии РФ и этих го­су­дарств в ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ни­ях или на на­ча­лах вза­им­но­сти. Ав­тор­ские пра­ва ино­ст­ран­цев в РФ оп­ре­де­ля­ют­ся внут­рен­ним рос. за­ко­но­да­тель­ст­вом и меж­ду­нар. до­го­во­ра­ми РФ.

В сфе­ре А. п. дей­ст­ву­ют неск. меж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, наи­бо­лее из­ве­ст­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся Все­мир­ная ор­га­ни­зация ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти (ВО­ИС) и ЮНЕС­КО. Со­дей­ст­вие в за­щи­те прав рос. ав­то­ров, ока­за­ние им кон­суль­та­ци­он­ных ус­луг и пра­во­вой по­мо­щи по ох­ра­не ав­тор­ских и смеж­ных прав за ру­бе­жом мо­жет ока­зы­вать Рос. ав­тор­ское об­ще­ст­во.

Лит.: Сер­ге­ев А. П. Ав­тор­ское пра­во Рос­сии. СПб., 1994; он же. Пра­во ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. 2-е изд. М., 2003; Ав­тор­ское пра­во: Нор­ма­тив­ные ак­ты. На­цио­наль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во и ме­ж­ду­на­род­ные кон­вен­ции. М., 1998.

Вернуться к началу