Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АВТОНО́МИЯ

Авторы: И. А. Ракитская

АВТОНО́МИЯ (греч. αὐτονομία, от αὐτός – сам и νόμος – за­кон), оп­ре­де­лён­ная сте­пень са­мо­сто­ятель­но­сти к.-л. ор­га­нов, ор­га­ни­за­ций (А. уч­реж­де­ний), тер­ри­тори­аль­ных, нац. и др. об­щ­но­стей (А. общ­но­стей) в воп­ро­сах их фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния и жиз­не­дея­тель­но­сти в рам­ках си­сте­мы уп­рав­ле­ния.

А. уч­реж­де­ний мо­жет быть фи­нан­со­вой, эко­но­ми­че­ской и пре­до­став­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, отд. ор­га­нам и уч­реж­де­ниям в си­лу спе­ци­фи­ки их дея­тель­но­сти, тре­бу­ю­щей при­ня­тия опе­ра­тив­ных и ком­пе­тен­т­ных ре­ше­ний.

А. общ­но­стей мо­жет быть тер­ри­то­ри­аль­ной, на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­риаль­ной, на­ци­о­наль­но-куль­тур­ной.

Тер­ри­то­ри­аль­ная А. – внутр. са­мо­уп­рав­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц го­су­дар­ст­ва (ре­ги­о­нов), об­ла­да­ю­щих са­мо­стоя­тель­но­стью в рам­ках кон­сти­ту­ции или за­ко­на. Са­мо­уп­рав­ля­ю­щие­ся тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы (ав­то­ном­ные об­ла­сти, ав­то­ном­ные рай­о­ны, ав­то­ном­ные ок­ру­га, ав­то­но­м­ные уез­ды и др.) об­лада­ют са­мо­стоя­тель­но­стью в ре­ше­нии сво­их дел. Ос­но­вы пра­во­во­го по­ло­же­ния тер­ри­то­ри­аль­ной А. обыч­но ре­гу­ли­ру­ют­ся кон­сти­ту­ци­я­ми (напр., Кон­сти­ту­ция Ис­па­нии 1978) или спец. за­ко­на­ми (напр., по­ло­же­ние Кор­си­ки во Фран­ции), оп­ре­де­ля­ю­щи­ми её ста­тус, си­сте­му ав­то­ном­ных ор­га­нов, их ком­пе­тен­цию, вза­имо­от­но­ше­ния с центр. ор­га­на­ми вла­сти, по­ря­док рас­смот­ре­ния спо­ров меж­ду ав­то­ном­ны­ми об­ра­зо­ва­ния­ми и цен­т­ром. Кон­сти­ту­ции и за­ко­ны в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев пре­ду­смат­ри­вают, что ав­то­ном­ные еди­ни­цы вы­ра­баты­ва­ют (иног­да так­же са­ми при­ни­мают) ос­но­во­по­ла­га­ю­щие нор­ма­тив­ные ак­ты, оп­ре­де­ля­ю­щие их внутр. устрой­ст­во (кон­сти­ту­ции, ус­та­вы, по­ло­же­ния, ста­ту­ты, хар­тии са­мо­уп­рав­ле­ния и т. д.). В не­ко­то­рых слу­ча­ях тер­ри­то­ри­аль­ная А. на­де­ля­ет­ся пол­но­мо­чия­ми в об­ла­сти на­ло­го­об­ло­же­ния (напр., пар­ла­мент Шот­лан­дии име­ет пра­во из­ме­нять ба­зо­вые став­ки на­ло­го­об­ло­же­ния, ус­та­нов­лен­ные пар­ла­мен­том Ве­ли­ко­бри­та­нии). В за­ви­си­мо­сти от объ­ё­ма прав тер­ри­то­ри­аль­ной А. вы­де­ля­ют две её фор­мы: го­су­дар­ст­вен­ную (за­ко­но­да­тель­ную) и ме­ст­ную (ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную). Гос. фор­ма ха­ра­к­те­ри­зу­ет­ся тем, что её но­си­тель име­ет внеш­ние приз­на­ки го­су­дар­ст­ва (пар­ла­мент, пра­ви­тель­ст­во), иног­да соб­ст­вен­ную кон­сти­ту­цию, граж­дан­ст­во, при­чём в об­ще­гос. кон­сти­ту­ции обыч­но оп­ре­де­ля­ет­ся сфе­ра за­ко­но­дат. ком­пе­тен­ции ав­то­ном­но­го пар­ла­мен­та (об­ла­сти в Ита­лии, Ис­па­нии, Шот­лан­дия в Ве­ли­ко­бри­та­нии). Ме­ст­ная фор­ма та­ких приз­на­ков не име­ет, а круг ав­то­ном­ных прав тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц оп­ре­де­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, обыч­ным за­ко­ном (в ча­ст­но­сти, ав­то­ном­ные рай­о­ны, ав­то­ном­ные ок­ру­га, ав­то­ном­ные уе­з­ды в КНР). Центр. власть в ав­то­ном­ных еди­ни­цах мо­жет быть пред­став­ле­на спец. чи­нов­ни­ком, гос. сек­ре­та­рём или ко­мис­са­ром, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет кон­т­роль за тем, что­бы дея­тель­ность ор­га­нов вла­сти А. не вы­хо­ди­ла за пре­де­лы ком­пе­тен­ции, пре­до­став­лен­ной им кон­сти­ту­ци­ей или за­ко­ном. В не­ко­то­рых стра­нах за­ко­ном пре­ду­смот­ре­ны спец. про­це­ду­ры рас­смот­ре­ния спо­ров меж­ду центр. и ав­то­ном­ны­ми вла­стя­ми (напр., в Да­нии ак­та­ми о ме­ст­ном уп­рав­ле­нии Фа­рер­ских о-вов, 1948, и Грен­лан­дии, 1978).

На­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ная А. – осо­бый ав­то­ном­ный ста­тус тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц со зна­чит. до­лей на­се­ле­ния дру­гой на­ци­о­наль­но­сти или на­се­ле­ния, от­ли­ча­ю­ще­го­ся ины­ми осо­бен­но­стя­ми сво­е­го бы­та (Алан­д­ские о-ва в Фин­лян­дии, на­се­лён­ные шве­да­ми; о. Грен­лан­дия в Да­нии, на­се­лён­ный эс­ки­мо­са­ми; ос­тров­ные и не­ко­то­рые при­гра­нич­ные об­ла­с­ти Ита­лии).

Од­на из раз­но­вид­но­стей на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го ав­то­ном­но­го об­ра­зо­ва­ния – ав­то­ном­ные рес­пуб­ли­ки, ко­то­рые в прош­лом бы­ли фор­мой на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ной А. в РСФСР. В Рос. Федерации, по­сле за­клю­че­ния 31.3.1992 Фе­де­ра­тив­но­го до­го­во­ра, рес­пуб­ли­ки, быв­шие ра­нее ав­то­ном­ны­ми, пре­об­ра­зо­ва­лись в рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ. Ав­то­ном­ные рес­пуб­ли­ки су­ще­ст­ву­ют в не­ко­то­рых стра­нах СНГ (напр., На­хи­че­ван­ская Рес­пуб­ли­ка в Азер­бай­джа­не, Ад­жар­ская Рес­пуб­ли­ка в Гру­зии, Рес­пуб­ли­ка Крым в Ук­ра­и­не).

К нач. 21 в. в Рос­сии су­ще­ст­ву­ет два ви­да на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ных об­ра­зо­ва­ний – ав­то­ном­ная об­ласть (Ев­ рей­ ская АО) и ав­ то­ ном­ ные ок­ ру­ га. Осо­бен­ность их ста­ту­са за­клю­ча­ет­ся в том, что они на­ря­ду с рес­пуб­ли­ка­ми, кра­я­ми, об­ла­стя­ми, го­ро­да­ми фе­де­раль­но­го зна­че­ния при­зна­ют­ся субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции. Воп­рос о вхо­ж­де­нии в со­став Рос. Фе­де­ра­ции тер­ри­то­рий ав­то­ном­ных субъ­ек­тов ре­гу­ли­ру­ет­ся спе­ци­фи­чес­ким об­ра­зом. Ев­рей­ская АО вхо­дит в Рос. Фе­де­ра­цию не­по­сред­ст­вен­но. Ав­то­ном­ные ок­ру­га име­ют воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но ре­шать воп­рос о вхож­де­нии в Рос. Фе­де­ра­цию не­по­сред­ст­вен­но или че­рез дру­гой субъ­ект Фе­де­ра­ции (край, об­ласть). При этом от­но­ше­ния ав­то­ном­ных ок­ру­гов, вхо­дя­щих в со­став края, мо­гут ре­гу­ли­ро­вать­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном и до­го­во­ром меж­ду ор­га­на­ми гос. вла­сти ав­то­ном­но­го ок­руга и, со­от­вет­ст­вен­но, ор­га­на­ми гос. влас­ти края или об­ла­сти. Из всех ав­тоном­ных ок­ру­гов толь­ко Чу­кот­ский ав­то­ном­ный округ в 1992 вы­де­лил­ся из Ма­ га­ дан­ ской обл. и не­ по­ сред­ ст­ вен­ но во­шёл в со­став Рос. Фе­де­ра­ции. Др. ок­ру­га вхо­дят в со­став Рос. Фе­де­ра­ции че­рез края или об­ла­сти.

На­цио­наль­но-куль­тур­ная А. – осо­бая фор­ма на­ци­о­наль­но-куль­тур­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния на­цио­наль­ных мень­шинств. В Рос­сии – это фор­ма на­ци­о­наль­но-куль­тур­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния, пред­став­ля­ю­щая со­бой об­ще­ст­вен­ное объ­еди­не­ние граж­дан, от­но­ся­щих се­бя к оп­ре­де­лён­ным эт­ни­че­ским об­щ­но­стям, на ос­но­ве их доб­ро­воль­ной са­мо­ор­га­ни­за­ции в це­лях са­мо­сто­я­тель­но­го ре­ше­ния воп­ро­сов со­хра­не­ния са­мо­быт­но­сти, раз­ви­тия язы­ка, об­ра­зова­ния, нац. куль­ту­ры. Пра­во нана­ци­о­наль­но-куль­тур­ную А. не яв­ля­ет­ся пра­вом на на­ци­о­наль­но-тер­рито­ри­аль­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние, а осу­ще­ст­в­ле­ние это­го пра­ва не дол­ж­но на­но­сить ущер­ба ин­те­ре­сам дру­гих эт­ни­че­ских общ­но­стей. Со­зда­ние та­кой А. пре­ду­ смот­ре­но в РФ спец. за­ко­ном «О на­цио­наль­но-куль­тур­ной ав­то­но­мии» (1996).

Лит.: Кон­сти­ту­ци­он­ное (го­су­дар­ст­вен­ное) пра­во за­ру­беж­ных стран. 2-е изд. М., 1996. Т. 1–2: Общая часть; Правовые системы стран ми­ра. 3-е изд. М., 2003; Ко­да­не­ва С. И. Бри­тан­ский ре­ги­о­на­лизм: Кон­сти­ту­ци­он­ная ре­форма. М., 2004; Баг­лай М. В., Лей­бо Ю. И., Эн­тин Л. М. Кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во за­ру­беж­ных стран. М., 2004.

Вернуться к началу