#Современные философские дискуссии
Современные философские дискуссии
Тег

Современные философские дискуссии

Современные философские дискуссии
Найденo 182 статьи
Термины
Проблема «разум – тело»
Пробле́ма «ра́зум – те́ло», общее наименование для совокупности проблем и вопросов в философии сознания, касающихся соотношения разума и тела. Современная проблема «разум – тело» включает в себя множество аспектов, в том числе проблему научного объяснения разума, проблему ментальной каузальности, проблему объяснения сознания и др. Под термином «разум» в данном случае понимаются душа, психика, сознание и другие аспекты ментальности, а под термином «тело» – мозг, физические и физиологические процессы в живых организмах и др.
Философия
Философские произведения
«Феноменологические интерпретации Аристотеля»
«Феноменологи́ческие интерпрета́ции Аристо́теля», общее название для лекционных курсов М. Хайдеггера, прочитанных в зимнем семестре 1921/1922 г. («Феноменологические интерпретации Аристотеля. Введение в феноменологическое исследование»), в летнем семестре 1922 г. («Феноменологические интерпретации избранных трактатов Аристотеля по онтологии и логике»), а также приложение к лекциям летнего семестра 1922 г. – «Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации)» (Natorp-Bericht). Хайдеггеровское прочтение Аристотеля закладывает основание для трансформации аристотелевской проблематики бытия в проблематику сочинения «Бытие и время».
Философия
Философы
Сеземан Василий Эмильевич
Се́земан Васи́лий Эми́льевич (1884–1963), российский, литовский и советский философ, близкий к неокантианству марбургской школы, специалист по логике, теории познания, истории философии, эстетике и др. Приват-доцент Петроградского университета, Вятского педагогического института, доцент Саратовского университета, профессор Каунасского и Вильнюсского университетов. Внёс значительный вклад в создание современной философской терминологии на литовском языке, был учителем Б. Д. Дандарона в области европейской философии.
Василий Сеземан. 1912
Философы
Геттиер Эдмунд
Геттие́р Эдму́нд (1927–2021), американский философ, специалист в области эпистемологии, философии языка и формальной семантики. Известен благодаря критике классического определения знания, изложенной в статье «Является ли знанием истинное обоснованное убеждение?» (Gettier. 1963). Эпистемологическая проблема, сформулированная в статье, позже стала называться проблемой Геттиера. Статья существенно повлияла на развитие эпистемологии во второй половине 20 в., став одной из наиболее цитируемых работ в истории философии.
Эдмунд Геттиер
Научные школы
Люблянская школа психоанализа
Любля́нская шко́ла психоана́лиза, философская школа, возникшая вокруг Общества теоретического психоанализа в Любляне (Словения). Школу относят к континентальной философской традиции, продолжающей постструктуралистские подходы и развивающей теоретико-методологические идеи Ж. Лакана. Также иногда школу причисляют к современному пост-марксизму. Основателями были С. Жижек, Р. Мочник и М. Долар. Видными представителями школы являются: А. Зупанчич-Жердин, М. Божович, Р. Салецл, П. Клепец, З. Кобе, Р. Риха, Е. Шумич-Риха и др.
Славой Жижек, Младен Долар, Гал Кирн и Аленка Зупанчич-Жердин во время конференции. Берлин. 2011
Научные направления
Критическая педагогика
Крити́ческая педаго́гика, оформившееся в 20 в. направление в философских исследованиях образования, проблематика которых связана с анализом обусловленности образовательных отношений властными институциональными практиками и доминантными культурными установками, с выявлением неявных идеологических оснований норм и содержания образования, с критикой механизмов воспроизводства и закрепления средствами образования социальных иерархий и привилегий. Большое внимание также уделяется анализу скрытых механизмов власти в отношениях между субъектами образования, в связи с чем предметом исследований являются модели образовательных практик, миссия и статус учителя/педагога в образовательных процессах.
Социология
Термины
Интерпассивность
Интерпасси́вность, интерсубъективный психический феномен, выражающийся в «делегировании» личных переживаний другим людям или вещам. Понятие «интерпассивность» введено Р. Пфаллером и образовано по аналогии с термином «интерактивность», однако обычно не определяется через противопоставление. В современной философии интерпассивность тесно связана с психоаналитическим изучением ритуалов и культурных практик.
Философия
1
2
3
4
5