#Социальная структура российского общества
Социальная структура российского общества
Тег

Социальная структура российского общества

Социальная структура российского общества
Найденo 12 статей
Роды
Нагие
Наги́е, русский аристократический род конца 15 – 2-й половины 17 вв. Происходили от бояр Тверского княжества. Родоначальник – Иван Семёнович Нога (2-я половина 15 в.). С конца 15 – начала 16 вв. входили в Государев двор, главным образом как дворовые дети боярские. По преимуществу были заняты в дворцово-путных ведомствах и на придворной службе. Рост влияния Нагих пришёлся на середину – 2-ю половину 1570-х гг. Женитьба царя Ивана IV Васильевича Грозного в 1580 г. на представительнице рода – Марии Фёдоровне – заметно усилила в последние годы его правления позиции Нагих в ближайшем окружении царя в составе Особого двора. После Смутного времени Нагие не получали думных чинов, состояли стольниками и дворянами московскими. Среди известных представителей: внуки Ивана Семёновича Ноги: боярин Фёдор Михайлович Нагой Немой (ум. 1560) и дворянин московский Г. И. Нагой; сын Ф. М. Нагого – думный дворянин А. Ф. Нагой; внуки Ф. М. Нагого: царица Мария Фёдоровна, её братья – бояре Михаил Фёдорович (ум. 1611) и Григорий Фёдорович (ум. 1606/1607); племянник Ф. М. Нагого – боярин М. А. Нагой.
История
Социальные группы
Кулаки
Кулаки́, принятое в российской и советской литературе название слоя зажиточных крестьян. Термин возник в крестьянской среде, обозначал крестьян, занимавшихся перекупками, спекуляцией и ростовщичеством. До 1918 г. большевики отличали собственно кулаков (ростовщиков, перекупщиков) от крестьян-предпринимателей, но в связи с неприятием зажиточными крестьянами-товаропроизводителями реквизиционной политики советской власти соединили их в единый «класс» – кулаков. Несмотря на восстановление сельского хозяйства в годы проведения новой экономической политики в СССР, к 1927 г. насчитывалось около 4 % кулацких хозяйств, к началу же 1930 г. кулаки как социально-имущественная группа крестьянства фактически перестали существовать. В ходе коллективизации, когда к категории кулаков мог быть отнесён любой политически неблагонадёжный с точки зрения властей сельский житель или переехавший из деревни горожанин, проведено раскулачивание деревни.
Агитплакат «Кулаки». 1933
Социальные институты
Местничество
Ме́стничество, в Русском государстве в середине 15 – конце 17 вв. система социальных, служебных и бытовых норм в среде знати; в середине 16 – конце 17 вв. также иерархия членов Государева двора. Начало складываться в связи с включением в состав Государева двора служилых князей и необходимостью соотнесения их статуса с положением старомосковского боярства; оформилось к середине 16 в. По нормам местничества проводились назначения на подавляющее большинство государственных должностей. Способствовало консолидации знати и выработке единой позиции в её отношениях с государственной властью и с провинциальной служилой массой, сыграло значительную роль в формировании дворянского самосознания. Окончательно упразднено в 1682 г.
Царь Михаил Фёдорович советуется со своим отцом святейшим патриархом Филаретом о «безместии» на царской свадьбе. Миниатюра из Описания «в лицах» свадьбы царя Михаила Фёдоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. 29 января (5–8 февраля) 1626
Социальные группы
Посадские люди
Поса́дские лю́ди, в России в 15–18 вв. податное (т. н. чёрное), преимущественно торгово-ремесленное, население посада и государевых слобод, в середине 17 в. – 1775 г. одно из сословий. Именовались в источниках – «посажане», «посадчане», «посадские». В зависимости от имущественного положения делились на категории – «лучшие», «середние», «молодшие» и «самые молодшие». Платили прямые налоги, в частности с 1724 г. подушную подать, отбывали различные повинности. Численность – свыше 220 тыс. человек во 2-й половине 18 в. С 1785 г. одна из категорий мещанства.
История
Социальные группы
Приказные люди
Приказны́е лю́ди, в Русском государстве в 16 – 1-й четверти 18 вв. должностные лица приказов и приказных изб. Пополнялись преимущественно из числа служилых людей, детей священно- и церковнослужителей и самих приказных людей, посадских людей. Делились на две большие группы – дьяков (возглавляли структурные подразделения приказов – «столы» или «повытья», реже – сами приказы и приказные избы, отвечали за текущее состояние их дел) и подьячих (осуществляли главным образом делопроизводство). Включались в состав дипломатических миссий (дьяки во многом вырабатывали тексты международных соглашений, подьячие вели посольскую переписку, составляли статейные списки), участвовали в торжественных обедах, встречах и проводах иностранцев, приезжавших в Москву, состояли при полковых воеводах. Численность приказных людей увеличилась в 17 в. в 5 раз: с почти 700 человек на рубеже 16–17 вв. до 4,6 тыс. человек в конце столетия.
История
Социальные группы
Гостиная сотня
Гости́ная со́тня, вторая по значимости (после гостей) привилегированная сословная купеческая корпорация в Русском государстве в последней трети 16 – 1-й четверти 18 вв. Формировалась путём записи в неё достаточно крупных и среднего достатка купцов Москвы и посадских общин других городов, переселённых в связи с этим в столицу. Звание члена гостиной сотни являлось наследственным; в 17 в. пополнялась за счёт родственников гостей, представителей суконной сотни и богатых торговых крестьян (общая численность за время существования – не менее 3 тыс. человек). Члены гостиной сотни занимались откупами и подрядами, ростовщическими операциями, несли «гостиные службы» как помощники гостей, руководили таможнями средних и небольших городов. Они освобождались от посадского тягла, подворной подати, уплаты мелких таможенных пошлин; в отличие от гостей обладали меньшим политическим влиянием. В 1720-х гг. члены гостиной сотни включены в состав купеческих гильдий и обложены подушной податью.
История
Социальные группы
Гости (элитная купеческая группа)
Го́сти, в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях категория купцов, занятых главным образом внешней торговлей, и иностранцы; в Русском государстве и Российской империи во 2-й половине 15 – 1-й четверти 18 вв. сословная корпорация, включавшая преимущественно богатых купцов, имевших торговые и дипломатические заслуги перед государственной властью и пользовавшихся рядом прав и привилегий. Занимались оптовой торговлей русскими, западноевропейскими и восточными товарами, организацией соляных и рыбных промыслов, поставкой государству по подрядам хлеба, вина, соли, иностранной монеты для перечеканки, сбором налогов, которые брали на откуп. Выполняли особые службы (например, руководство таможенной службой в наиболее крупных городах и портах, управление различными казёнными промыслами), служили финансистами, оценщиками мехов и товаров и др. Участвовали в деятельности земских соборов, приглашались на совещания Боярской думы для обсуждения некоторых вопросов. Пополнялись преимущественно из числа членов гостиной сотни и суконной сотни, имели ряд привилегий (в том числе освобождение от подсудности властям тех русских городов, которые посещали по торговым делам, от несения тягла). В 1720-х гг. включены в состав купеческих гильдий и обложены подушной податью.
Гость Гаврила Фетиев. Конец 17 – начало 18 вв. (Копия А. Брагина. 1930)
Обиходные названия
«Поповичи»
«Попо́вичи», в Российской империи – лица, происходившие из духовного сословия (сыновья священников, дьяконов, причетников и т. п.). Понятие никогда не применялось как юридическая категория и в отличие от слова «поп» имело нейтральную коннотацию. Многие выходцы из духовенства охотно пользовались этим самоназванием, порой культурно противопоставляя себя дворянству и даже интеллигенции (Манчестер Л. Поповичи в миру. М., 2015. С. 7). Особенно заметной социальная рефлексия представителей этой группы стала после церковных реформ 1860-х гг., открывших выход из духовного сословия, когда «поповичи» оказались в секулярной среде, но так или иначе сохраняли связь со средой духовенства. Многие представители «поповичей» пополнили ряды революционного движения.
История
1
2