Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВО́ЛГО-БАЛТИ́ЙСКИЙ ВО́ДНЫЙ ПУТЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5, 2006, стр. 617

Авторы: К. К. Эдельштейн

ВО́ЛГО-БАЛТИ́ЙСКИЙ ВО́ДНЫЙ ПУТЬ, вод­но-транс­порт­ная сис­те­ма в Рос­сии, со­еди­няю­щая р. Вол­га с Бал­тий­ским м., а че­рез Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал – с Бе­лым мо­рем.

В.-Б. в. п. (дви­же­ние от­кры­то в 1810), вклю­чав­ший Ма­ри­ин­скую сис­те­му, на­чи­нал­ся у г. Ры­бинск. Про­хо­дил по Шекс­не, Бе­ло­му оз., р. Ков­жа, Ма­ри­ин­ско­му (позд­нее Но­во­ма­ри­ин­ско­му) ка­на­лу, про­ло­жен­но­му че­рез пло­ский во­до­раз­дел бас­сей­нов Вол­ги и Онеж­ско­го оз., за­тем по р. Вы­те­гра, Онеж­ско­му оз., р. Свирь, Ла­дож­ско­му оз. и р. Не­ва (все­го ок. 1100 км). Соб­ст­вен­но Ма­ри­ин­ской сис­те­мой на­зы­ва­лась часть пу­ти от Вол­ги до Онеж­ско­го оз. От­хо­дя­щий от Шекс­ны (в рай­оне г. Ки­рил­лов) Се­веро-Двин­ский ка­нал (от­крыт в 1829) обес­пе­чил вы­ход че­рез ре­ки Су­хо­на и Сев. Дви­на к Бе­ло­му мо­рю.

На В.-Б. в. п. труд­но­сти пла­ва­ния не­боль­ших плос­ко­дон­ных су­дов по круп­ным озё­рам за­ста­ви­ли впо­след­ст­вии про­ло­жить об­ход­ные ка­на­лы – Бе­ло­зер­ский, Онеж­ский и Но­во­ла­дож­ский. Для сво­его вре­ме­ни Ма­ри­ин­ская сис­те­ма – вы­даю­щее­ся гид­ро­тех­ническое со­ору­же­ние. Она бы­ла од­ной из пер­вых по­доб­ных сис­тем в ми­ре и име­ла боль­шое эко­но­мическое зна­че­ние, но к нач. 20 в. пе­ре­ста­ла удов­ле­тво­рять рас­ту­щие транс­порт­ные по­треб­но­сти стра­ны, не­смот­ря на пред­при­ня­тую в кон. 19 в. ре­кон­струк­цию.

Но­вая ре­кон­ст­рук­ция В.-Б. в. п. на­ча­лась по­сле Вел. Отеч. вой­ны, раз­вер­ну­лась в 1960 и за­вер­ши­лась 5.6.1964. Он час­тич­но про­хо­дит по трас­се преж­ней Ма­ри­ин­ской сис­те­мы, мес­та­ми не­сколь­ко от­кло­ня­ет­ся от неё. На всём его про­тя­же­нии поч­ти не ос­та­лось ес­теств. ру­сел рек: Вы­те­гра спрям­ле­на и шлю­зо­ва­на, Ков­жа спрям­ле­на, ме­ж­ду Ков­жей и вер­ховь­я­ми Вы­тег­ры про­рыт пря­мой во­до­раз­дель­ный ка­нал, рус­ло Шекс­ны за­то­п­ле­но Шекс­нин­ским и Ры­бин­ским во­до­хра­ни­ли­ща­ми. На В.-Б. в. п. по­строе­но 7 гид­ро­уз­лов с 9 од­но­ка­мер­ны­ми шлю­за­ми. На ГЭС Шекс­нин­ско­го гид­ро­уз­ла впер­вые в СССР ус­та­нов­ле­ны го­ри­зон­таль­ные гид­ро­аг­ре­га­ты кап­суль­но­го ти­па. В.-Б. в. п. сде­лал воз­мож­ным сквоз­ное пла­ва­ние су­дов сме­шан­но­го (ре­ка – мо­ре) ти­па и дос­тав­ку гру­зов из мор. пор­тов Ев­ро­пы в рос. внутр. реч­ные пор­ты, он стал важ­ней­шим зве­ном еди­ной глу­бо­ко­вод­ной транс­порт­ной сис­те­мы Ев­роп. час­ти Рос­сии, обес­пе­чив­шим со­еди­не­ние вод­ных пу­тей, вы­хо­дя­щих к Бал­тий­ско­му, Бе­ло­му, Кас­пий­ско­му, Чёр­но­му и Азов­ско­му мо­рям.

Лит.: Близ­няк Е. В. Вол­го-Бал­тий­ский вод­ный путь // Близ­няк Е. В., Ов­чин­ни­ков К. М., Бы­ков В. Д. Гид­ро­гра­фия рек СССР. М., 1945; Ка­та­лог во­до­хра­ни­лищ СССР. М., 1988.

Вернуться к началу