Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РУО́

Авторы: В. А. Крючкова

РУО́ (Rouault) Жорж (Жорж Ан­ри) (27.5.1871, Па­риж – 13.2.1958, там же), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. В 1885–90 обу­чал­ся в вит­раж­ной мас­тер­ской; учил­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств в Па­ри­же (1890–95) у Э. Де­ло­не и Г. Мо­ро, ко­то­рый ока­зал на не­го боль­шое влия­ние. Об­раз­ный мир Р. фор­ми­ро­вал­ся под воз­дей­ст­ви­ем ре­лиг. ис­ка­ний, об­ще­ния с Ж. К. Гю­ис­ман­сом и Л. Блуа. С 1903–04 об­ра­тил­ся к совр. те­ма­ти­ке. Один из гл. мас­те­ров фо­виз­ма, Р. со­зда­вал гро­те­ск­ные об­ра­зы лю­дей дна, бро­дяг, ар­ти­стов цир­ка и т. п., об­на­жая со­ци­аль­ные по­ро­ки боль­шо­го го­ро­да («Про­сти­тут­ка», 1906, Му­зей Пти-Па­ле, Па­риж, и др.). Про­дол­жая тра­ди­ции О. До­мье, са­ти­ри­че­ски ост­ро изо­бра­жал вер­ши­те­лей пра­во­су­дия, их мо­раль­ную ущерб­ность («Трое су­дей», 1913, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). Ти­пы-мас­ки у Р. не­из­мен­но оли­це­тво­ря­ют не­кое ме­та­фи­зич. зло, тор­же­ст­вую­щее в бо­го­ос­тав­лен­ном ми­ре; раз­гу­лу зла про­ти­во­сто­ят тра­гич. об­ра­зы Хри­ста и стра­даю­щих лю­дей («Го­ло­ва Хри­ста», 1905, ча­ст­ное со­б­ра­ние).

Ж. Руо. «Распятие». 1936. Частное собрание.

В 1917–27 за­ни­мал­ся гра­фи­кой, ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги (в т. ч. «Цве­ты зла» Ш. Бод­ле­ра, 1927); под впе­чат­ле­ни­ем от со­бы­тий 1-й ми­ро­вой вой­ны соз­дал гра­фич. сюи­ту «Miserere» (опубл. в 1927), по­свя­щён­ную те­мам смер­ти и му­че­ни­че­ско­го уде­ла че­ло­ве­ка на зем­ле. С кон. 1910-х гг. ре­лиг. те­ма­ти­ка в жи­во­пи­си Р. ста­но­вит­ся пре­об­ладаю­щей. Пер­со­на­жи Свя­щен­ной ис­то­рии трак­ту­ют­ся им в тра­ди­ци­ях ср.-век. иск-ва (вит­ра­жа, мо­заи­ки) – плот­ные чёр­ные ли­нии очер­чи­ва­ют кон­тур, внут­ри ко­то­ро­го сия­ют на­сы­щен­ные цве­та; об­ра­зы-ви­де­ния у Р. слов­но вы­плы­ва­ют из не­кой за­пре­дель­ной глу­би­ны, во­пло­щая в се­бе из­на­чаль­ное про­ти­во­бор­ст­во све­та и тьмы, раз­ру­ши­тель­но­го и со­зи­да­тель­но­го на­чал («Рас­пя­тие», 1936, част­ное со­б­ра­ние; «Го­ло­ва Хри­ста», 1937–38, Му­зей ис­кусств, Клив­ленд; «Ве­ро­ни­ка», 1945, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.). Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве зре­ло­го Р. за­ни­ма­ет пей­заж – ши­ро­кие да­ли с та­ин­ст­вен­ным мер­ца­ни­ем спек­траль­ных цве­тов, вы­хва­чен­ных из мглы лу­ча­ми за­хо­дя­ще­го солн­ца («Хри­сти­ан­ский нок­тюрн», 1952, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.). Для труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва офор­мил ба­лет «Блуд­ный сын» С. С. Про­кофь­е­ва (1929, хо­рео­граф Дж. Ба­лан­чин). Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­но­го и при­клад­но­го иск-ва (ке­ра­ми­ка, вит­раж, го­бе­лен, эмаль).

Соч.: Sur l’art et sur la vie. P., 1971.

Лит.: Brion M. G. Rouault. P., 1950; Ma­ri­tain J. G. Rouault. N. Y., 1952; Venturi L. Rouault. Gen., 1959; George W., Nouaille-Rouault G. L’univers de Rouault. P., 1971; Кос­те­не­вич А. Жи­во­пись Ж. Руо // Ис­кус­ст­во Фран­ции XV–XX вв. Л., 1975; Cour­thion P. G. Rouault. P., 1980; Dorival B. Rouault: L’Œuvre peint. Monte-Carlo, 1988.

Вернуться к началу