Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РУ́БЕНС

РУ́БЕНС (Rubens) Пи­тер Па­уль (Пау­эл) (28.6.1577, Зи­ген, ны­не Гер­ма­ния – 30.5.1640, Ан­твер­пен), флам. жи­во­пи­сец, гра­фик. Ро­дил­ся в се­мье юри­ста, эмиг­ран­та из Флан­д­рии. В 1589 пе­ре­се­лил­ся в Ан­твер­пен, где об­ра­тил­ся в ка­то­ли­цизм и по­лу­чил гу­ма­ни­стич. об­ра­зо­ва­ние. Учил­ся жи­во­пи­си у Т. Вер­хах­та (1591), А. ван Нор­та (ок. 1591–94), О. Ве­ниу­са (ван Ве­на, ок. 1594–98); мас­тер с 1598. В 1600–08 на­хо­дил­ся на служ­бе у ман­ту­ан­ско­го гер­цо­га Вин­чен­цо I Гон­за­ги, что по­зво­ли­ло ему близ­ко поз­на­ко­мить­ся с жи­во­пи­сью мас­те­ров ве­не­ци­ан­ской шко­лы и Кор­ред­жо, со­вер­шить пу­те­ше­ст­вия в Рим (где Р. изу­чал иск-во ан­тич­но­сти, про­из­ве­де­ния Ми­ке­ланд­же­ло, Ра­фа­эля и Ка­ра­вад­жо), Ге­ную, а также в Ис­па­нию; соз­дал ряд па­рад­ных порт­ре­тов (в т. ч. кон­ный порт­рет гер­цо­га Лер­мы, 1603, Пра­до, Мад­рид).

П. П. Рубенс. «Персей и Андромеда». Ок. 1622. Эрмитаж (С.-Петербург).

Вер­нув­шись в Ан­твер­пен, Р. за­нял ме­сто гл. при­двор­но­го жи­во­пис­ца эрц­гер­цо­гов Иза­бел­лы и Альб­рех­та VII Ав­ст­рий­ско­го. Уже для пер­вых кар­тин это­го вре­ме­ни ха­рак­тер­но наложе­ние впе­чат­ле­ний от итал. иск-ва на тра­диции ста­ро­ни­дер­ланд­ской жи­во­пи­си (П. Брей­гель Стар­ший и др.). В Ан­твер­пе­не Р. пи­сал ал­тар­ные кар­ти­ны [трип­ти­хи «Воз­дви­же­ние Кре­ста» (ок. 1610–11; см. илл. к ст. Бель­гия) и «Сня­тие со Кре­ста» (ок. 1611–14) для ц. Бо­го­ма­те­ри (Он­зе-ли­ве-Врау­экерк) в Ан­твер­пе­не], порт­ре­ты и ми­фо­ло­гич. сце­ны. Про­из­ве­де­ния Р. пол­ны дра­ма­тиз­ма и ба­роч­ной ди­на­ми­ки, ко­то­рые под­чёр­ки­ва­ют­ся мощ­ны­ми све­то­те­не­вы­ми кон­тра­ста­ми; ком­по­зи­ции под­чи­не­ны слож­но­му рит­му; фи­гу­ры, скон­цен­три­ро­ван­ные на пе­ред­нем пла­не, час­то изо­бра­жа­ют­ся в бур­ном дви­же­нии и рез­ких ра­кур­сах; ко­ло­рит стро­ит­ся на взаи­мо­дей­ст­вии круп­ных яр­ких пя­тен. В 1612–20 ра­бо­ты Р. ста­но­вят­ся бо­лее урав­но­ве­шен­ны­ми, па­лит­ра – бо­лее сдер­жан­ной, ком­по­зи­ции – сим­мет­рич­ны­ми, в изо­бра­же­нии фи­гур про­яв­ля­ет­ся ори­ен­та­ция на об­раз­цы эл­ли­ни­стич. пла­сти­ки («Му­че­ни­че­ст­во св. Се­ба­сть­я­на», ок. 1615, КГ, Бер­лин). Скульп­тур­ная трак­тов­ка фор­мы ощу­ща­ет­ся во мно­гих ми­фо­ло­гич. сце­нах Р. [«Пья­ный Ге­ракл» (ок. 1611, КГ, Дрез­ден), «Юпи­тер и Кал­ли­сто» (1613, Кар­тинная га­ле­рея ста­рых мас­те­ров, Кас­сель), «По­хи­ще­ние до­че­рей Лев­кип­па» (ок. 1619 – 1620, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; см. илл. к ст. Ба­рок­ко); «Пер­сей и Ан­дроме­да» (ок. 1622), «Вакх» (1638–40; обе – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург)].

П. П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Сер. 1620-х гг. Эрмитаж (С.-Петербург).

Один из круп­ней­ших ев­роп. мас­те­ров порт­ре­та, Р. обо­га­тил ни­дерл. тра­ди­цию приё­ма­ми итал. порт­ре­ти­стов эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, сво­бод­но варь­и­руя ком­по­зиц. фор­му­лы с по­мо­щью эле­мен­тов др. жан­ров (пей­заж­но­го, бы­то­во­го), а так­же сим­во­ли­ки. Жиз­нен­ность и не­по­сред­ст­вен­ность об­ра­зов ощу­ти­ма как в па­рад­ных, так и в ка­мер­ных порт­ре­тах [ав­то­порт­ре­ты, в т. ч. «Ав­то­порт­рет с же­ной (Иза­бел­лой Брант)» (1609–10, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; см. илл. к ст. Оде­ж­да); «Че­ты­ре фи­ло­со­фа» (1611–12, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция), «Со­ло­мен­ная шляп­ка» (ок. 1625, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Порт­рет ка­ме­ри­ст­ки ин­фан­ты Иза­бел­лы» (сер. 1620-х гг., Эр­ми­таж) и др.]. В этот пе­ри­од Р., не­од­но­крат­но соз­да­вав­ший ри­сун­ки для шпа­лер, в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы по­след­ним стал пи­сать мо­ну­мен­таль­ные сце­ны охо­ты для ук­ра­ше­ния двор­цо­вых ин­терь­е­ров, от­ме­чен­ные бо­га­тым во­об­ра­же­ни­ем и ком­по­зиц. изо­бре­та­тель­но­стью («Охо­та на кро­ко­ди­ла и гип­по­по­та­ма», ок. 1615 – 1616, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен).

В 1611–18 по собств. про­ек­ту Р. по­стро­ил свой дом в Ан­твер­пе­не в сти­ле итал. мань­е­риз­ма; в нём он раз­мес­тил цен­ную кол­лек­цию кар­тин и па­мят­ни­ков ан­тич­но­го иск-ва. С 1625 Р. с ди­пло­ма­тич. мис­си­ей по­се­тил ряд стран, в т. ч. Гол­лан­дию (1627), Ис­па­нию (1628–29), Анг­лию (1629–30), где так­же соз­да­вал жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния. В 1620-е гг. ор­га­ни­зо­вал боль­шую мас­тер­скую, вы­пол­няв­шую мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ные се­рии – «Три­умф Ген­ри­ха IV» (не окон­че­на), «Ис­то­рия Ма­рии Ме­ди­чи» (ок. 1622–25, Лувр, Па­риж), пла­фон­ная жи­во­пись для «Бан­кет­но­го за­ла» в Лон­до­не (1635) и др. Мно­го­числ. ми­фо­ло­гич. и ал­ле­го­рич. кар­ти­ны, ис­пол­нен­ные по за­ка­зу исп. ко­ро­ля Фи­лип­па IV («Суд Па­ри­са», ок. 1639, Пра­до, и др.), сю­жет­но и сти­ли­сти­че­ски пе­ре­кли­ка­ют­ся с «по­эзия­ми» Ти­циа­на, ино­гда яв­ляясь ко­пия­ми его ра­бот. Зна­чит. ме­сто в позд­нем твор­че­ст­ве Р. за­нял об­раз его вто­рой же­ны Е. Фо­ур­мен, ко­то­рую он изо­бра­жал в ми­фо­ло­гич. и биб­лей­ских ком­по­зи­ци­ях («Вир­са­вия», ок. 1635, КГ, Дрез­ден), а так­же в порт­ре­тах, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее вы­даю­щим­ся яв­ля­ет­ся «Шуб­ка» (ок. 1635–39, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), где ху­дож­ник мас­тер­ски объ­е­ди­нил ми­фо­ло­гич. об­раз Ве­не­ры с приё­ма­ми па­рад­но­го и ин­тим­но­го порт­ре­тов, соз­дав один из са­мых чув­ст­вен­ных жен­ских об­ра­зов в ев­роп. иск-ве. Осо­бое ме­сто в позд­нем твор­че­ст­ве Р. за­ни­ма­ют пей­за­жи («Воз­чи­ки кам­ней», ок. 1620; «Пей­заж с ра­ду­гой», ок. 1632–1635, оба – Эр­ми­таж, и др.); в них то­на мяг­ко пе­ре­те­ка­ют один в дру­гой, кон­тра­сты све­то­те­ни смяг­че­ны. Эти­ми же ка­че­ст­ва­ми от­ме­че­ны и мо­ну­мен­таль­ные сце­ны нар. празд­неств («Кер­мес­са», ок. 1635–36, Лувр). Ри­сун­ки Р. так­же от­ли­ча­ют­ся тон­кой на­блю­да­тель­но­стью, слож­ной ор­ке­ст­ров­кой де­ко­ра­тив­ных пя­тен и изо­гну­тых ли­ний. Мас­тер­ская Р. ста­ла шко­лой для ра­бо­тав­ших в ней мн. флам. ху­дож­ни­ков – А. ван Дей­ка, Я. Йор­дан­са, Ф. Сней­дер­са и др. Твор­че­ст­во Р. ста­ло од­ним из наи­бо­лее яр­ких во­пло­ще­ний ев­роп. ба­рок­ко и име­ло ог­ром­ное зна­че­ние для раз­ви­тия всей ев­роп. жи­во­пи­си 17–19 вв.

Соч.: Пись­ма. М.; Л., 1933; Пись­ма. До­ку­мен­ты. Су­ж­де­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1977.

Лит.: Гер­шен­зон-Че­го­дае­ва Н. М. Ру­бенс. М.; Л., 1938; Не­ве­жи­на В. М. Ру­бенс. Л., 1938; Ри­сун­ки Ру­бен­са. Кат. М.; Л., 1940; Stechow W. Rubens and the classical tradition. Camb. (Mass.), 1968; White Ch. Rubens and his world. N. Y., [1968]; Куз­не­цов Ю. И. Ри­сун­ки Ру­бен­са. М., 1974; Ла­за­рев В. Н. Ста­рые ев­ро­пей­ские мас­те­ра. М., 1974; Вар­шав­ская М. Кар­ти­ны Ру­бен­са в Эр­ми­та­же. Л., 1975; Alpers S. The making of Rubens. New Haven; L., 1995; Logan A.-M., Plomp M. C. P. P. Rubens: The drawings. N. Y., 2005; Bütt­ner N. Herr P. P. Rubens. Gött., 2006; Arents P. Rubens – Bibliographie. Brux., 1943.

Вернуться к началу