Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РАСТРЕ́ЛЛИ

Авторы: З. В. Золотницкая
Фото Д. В. Соловьёва Фото Д. В. Соловьёва

РАСТРЕ́ЛЛИ (Rastrelli) Бар­то­ло­мео Фран­че­ско (Фран­че­ско Бар­то­ло­мео; Вар­фо­ло­мей Вар­фо­ло­мее­вич) [1700, Па­риж(?) – апр.(?) 1771, С.-Пе­тер­бург(?)], граф Пап­ско­го гос-ва (1704), рос. ар­хи­тек­тор, ген.-м. (1762), поч. воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1771). В Рос­сию при­был в мар­те/апр. 1716 с от­цом – К. Б. Рас­трел­ли. Проф. об­ра­зо­ва­ние при­об­рёл под рук. от­ца и в сре­де пе­терб. зод­чих пет­ров­ско­го вре­ме­ни; све­де­ния о его обу­че­нии в Ита­лии и Фран­ции до­ку­мен­таль­но не под­твер­жде­ны. С 1730 при­двор­ный ар­хи­тек­тор, в 1738–63 обер-ар­хи­тек­тор имп. дво­ра; в 1764–69 обер-ин­тен­дант строе­ний гер­цо­га Кур­лянд­ско­го. Пер­вые круп­ные со­ору­же­ния Р. по­строе­ны для имп. Ан­ны Ио­ан­нов­ны: мо­с­ков­ские де­рев. Зим­ний дво­рец (Зим­ний Ан­нен­гоф) в Крем­ле (1730–31; в 1736 пе­ре­ве­зён в Ле­форто­во) и лет­няя ре­зи­ден­ция Ан­нен­гоф на р. Яу­за (1731–35; оба – не сохр.), «Зим­ний дом» в С.-Пе­тер­бур­ге (т. н. 3-й Зим­ний дво­рец; 1732–36, совм. с К. Б. Рас­трел­ли); они со­че­та­ют уве­рен­ность в по­строе­нии зна­чит. про­стран­ст­вен­ных ком­по­зи­ций и сдер­жан­ность ба­роч­но­го де­ко­ра.

Рас­цвет твор­че­ст­ва Р. при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ние имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, ко­гда воз­рос­шая рос­кошь имп. бы­та оп­ре­де­ли­ла раз­мах ре­пре­зен­та­тив­но­го двор­цо­во­го строи­тель­ст­ва. Лет­ний дво­рец (1741–45; не сохр.) стал пер­вым соору­же­ни­ем ели­за­ве­тин­ско­го ба­рок­ко в С.-Пе­тер­бур­ге. Вер­ши­ной твор­че­ст­ва Р. и все­го зре­ло­го ба­рок­ко в Рос­сии ста­ли его пе­терб. по­строй­ки 1740–60-х гг. – Зим­ний дво­рец (см. илл. к этой ста­тье, а так­же к ст. Двор­цо­вая пло­щадь), соз­да­вав­ший­ся как сим­вол рос. дер­жав­но­сти и гл. со­ору­же­ние сто­ли­цы, и ком­плекс Смоль­но­го мо­на­сты­ря (см. илл. к ст. Ба­рок­ко). Р. при­над­ле­жит так­же мас­штаб­ная пе­ре­строй­ка имп. ре­зи­ден­ций в Пе­тер­го­фе (1746–1754) и в Цар­ском Се­ле [ны­не г. Пуш­кин; Боль­шой (Ека­те­ри­нин­ский) дво­рец (1752–56; см. илл. к ст. Дво­рец)]. Пла­ни­ров­ки двор­цов у Р. от­ме­че­ны чёт­ко­стью про­стых объ­ё­мов, сим­мет­ри­ей ком­по­зи­ции, стро­го­стью пря­мо­ли­ней­ных пла­нов. Гран­ди­оз­ные про­тя­жён­ные ли­нии фа­са­дов оп­ре­де­ля­лись осо­бым ха­рак­те­ром но­вых двор­цо­вых про­странств – тор­же­ст­вен­ных ан­фи­лад, со­стоя­щих из боль­ших па­рад­ных за­лов. Клю­че­вые осо­бен­но­сти по­стро­ек Р. – вы­ра­зи­тель­ная пла­сти­ка фа­сад­но­го де­ко­ра и рос­кош­ная от­дел­ка ин­терь­е­ров, где все де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты соз­да­ва­лись по его ри­сун­кам. Кон­тра­ст­ная и яр­кая двух­цвет­ная ок­ра­ска стен под­чёр­ки­ва­ла празд­нич­ный ха­рак­тер ар­хи­тек­ту­ры. Луч­шие при­ме­ры ча­ст­ных двор­цо­вых зда­ний Р. – пе­терб. усадь­бы М. И. Во­рон­цо­ва (1750-е гг.) и С. Г. Стро­га­нова (1753–60). По про­ек­там Р. для гер­цо­га Э. И. Би­ро­на воз­ве­де­ны в Кур­лян­дии (ны­не Лат­вия) Рун­даль­ский дво­рец и за­мок в Ми­та­ве (1738–40, 1763–72; см. илл. к ст. Ел­га­ва). Пя­ти­гла­вие как дань рус. тра­ди­ции Р. ис­поль­зо­вал в Смоль­ном со­бо­ре, двор­цо­вой церк­ви в Цар­ском Се­ле и Ан­д­ре­ев­ском со­бо­ре в Кие­ве. В Вос­кре­сен­ском со­бо­ре Но­во-Ие­ру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря близ Мо­ск­вы по про­ек­ту Р. (с 1749) воз­ве­дён де­рев. ша­тёр ро­тон­ды (при уча­стии инж. В. Бер­нар­дац­ци; за­вер­шён в 1759 К. И. Блан­ком; унич­то­жен в 1941, вос­ста­новлен в 2012–14); Р. спро­ек­ти­ро­вал так­же леп­ное уб­ран­ст­во ин­терь­е­ра, в т. ч. Ку­вук­лии (1750–1761). Круп­ней­ший зод­чий рус. ба­рок­ко, Р. сыг­рал оп­ре­де­ляю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии это­го сти­ля в рус. ар­хи­тек­ту­ре 18 в.

Лит.: Ар­кин Д. Е. Рас­трел­ли. М., 1954; Де­ни­сов Ю. М., Пет­ров А. Н. Зод­чий Рас­трел­ли. Л., 1963; Вип­пер Б. Р. Ар­хи­тек­ту­ра рус­ско­го ба­рок­ко. М., 1978; Ов­сян­ни­ков Ю. М. Ф. Б. Рас­трел­ли. Л., 1982; Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XVIII в. СПб., 1997; Кузнецов С. О. Строгановский дворец: архитектурная ис­то­рия. СПб., 2015.

Вернуться к началу