Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПЬЯЦЦЕ́ТТА

Дж. Б. Пьяццетта. «Гадалка». Ок. 1740. Галерея Академии (Венеция).

ПЬЯЦЦЕ́ТТА (Piazzetta) Джо­ван­ни Бат­ти­ста (13.2.1682, Ве­не­ция – 29.4.1754, там же), итал. жи­во­пи­сец. Мас­тер ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Учил­ся у сво­его от­ца, рез­чи­ка по де­ре­ву Дж. Пьяц­цет­ты (1640–1705), за­тем у А. Мо­ли­на­ри. Ис­пы­тал влия­ние мас­те­ров бо­лон­ской шко­лы, в осо­бен­но­сти Дж. М. Крес­пи. Его ран­нюю жи­во­пись от­ли­ча­ют сдер­жан­ная цве­то­вая па­лит­ра и ин­тен­сив­ное кья­ро­ску­ро. На­чи­ная с 1735 под влия­ни­ем идей И. Нью­то­на о све­те и цве­те жи­во­пись П. ра­ди­каль­но ме­ня­ет­ся: ком­по­зи­ции на­пол­ня­ют­ся све­том, фи­гу­ры ста­но­вят­ся бо­лее реа­ли­стич­ны­ми и не­по­сред­ст­вен­ны­ми. Ав­тор мн. ал­тар­ных об­ра­зов («Свя­тые Гиа­цинт, Вин­сент и Лю­до­вик», 1738, ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Ро­за­рио, Ве­не­ция), пас­то­ра­лей («Пас­то­раль­ная сце­на», 1740-е гг., Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк) и жан­ро­вых сцен («Га­дал­ка», ок. 1740, га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция). С 1750 пре­зи­дент ве­не­ци­ан­ской АХ, ре­фор­ми­ро­вал сис­те­му обу­че­ния. Его влия­ни­ем от­ме­че­но ран­нее твор­че­ст­во Дж. Б. Тье­по­ло.

Лит.: Mariuz A. L’opera completa del Pia­zzetta. Mil., 1982; Jones L. The paintings of G. B. Piazzetta. Ann Arbor, 1983. Vol. 1–3; Pia­zzet­ta. (Cat.). Wash., 1983; Knox G. G. Piazzetta. Oxf., 1992.

Вернуться к началу