Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПРОКО́ФЬЕВ

И. П. Прокофьев. «Актеон, преследуемый собаками». Бронза. Отлив 1824 с гипсового оригинала 1784. Русский музей (С.-Петербург).

ПРОКО́ФЬЕВ Иван Про­кофь­е­вич [24.1(4.2).1758, С.-Пе­тер­бург – 10(22).2.1828, там же], рос. скульп­тор, ака­де­мик пе­терб. АХ (1785). Ро­дил­ся в се­мье слу­жи­те­ля при­двор­ной Ко­ню­шен­ной кон­то­ры. Учил­ся в пе­терб. АХ (1764–79) у Н. Ф. Жил­ле и (с 1776) у Ф. Г. Гор­дее­ва. Пен­сио­нер АХ в Па­ри­же (1779–84), где ра­бо­тал под рук. П. Жюль­е­на. В пер­вых зна­чит. про­из­ве­де­ни­ях («Мор­фей», гипс то­ни­ро­ван­ный, 1782, ГРМ; «Ак­те­он, пре­сле­дуе­мый со­ба­ка­ми», гипс, 1784, Му­зей РАХ, С.-Пе­тер­бург; брон­зо­вый от­лив 1824, ГРМ), от­ме­чен­ных ди­на­мич­но­стью и изя­ще­ст­вом си­лу­эта, за­мет­но влия­ние ро­ко­ко. Рель­е­фы для зда­ния пе­терб. АХ (гипс, 1785–86, 1819) и Пав­лов­ско­го двор­ца (гипс, 1797–98) с их мер­ным и плав­ным рит­мом зна­ме­ну­ют пе­ре­ход П. к клас­си­циз­му. Ав­тор де­ко­ра­тив­ных ста­туй и групп для Боль­шо­го кас­ка­да в Пе­тер­го­фе («Акид», «Вол­хов», «Три­то­ны», 1799–1801), бур­ная па­те­ти­ка ко­то­рых со­звуч­на ба­роч­ной ар­хи­тек­ту­ре ан­самб­ля; мо­ну­мен­таль­но­го рель­е­фа «Мед­ный змий» (ка­мень, 1804–06) на ат­ти­ке зап. про­ез­да ко­лон­на­ды Ка­зан­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге. Сре­ди стан­ко­вых ра­бот – «Вол­хов и Не­ва» (1801), «Три­умф Неп­ту­на» (1817), так­же порт­ре­ты (кон­фе­ренц-сек­ре­та­ря АХ А. Ф. Лаб­зи­на и его же­ны А. Е. Лаб­зи­ной, оба 1802; все – тер­ра­ко­та, ГРМ). Ос­та­вил боль­шое гра­фич. на­сле­дие (хра­нит­ся в ГРМ). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (с 1784; проф. с 1800, в 1819–28 стар­ший проф.).

Лит.: Ромм А. И. П. Про­кофь­ев. М.; Л., 1948; Пет­ров В. Н. Рус­ская пла­сти­ка по­сле Коз­лов­ско­го // Пет­ров В. Н. Очер­ки и ис­сле­до­ва­ния. М., 1978.

Вернуться к началу