Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПОСТИМПРЕССИОНИ́ЗМ

Авторы: В. А. Крючкова

ПОСТИМПРЕССИОНИ́ЗМ (англ. post-im­pressionism), со­би­ра­тель­ное на­име­но­ва­ние разл. тен­ден­ций и на­прав­ле­ний во франц. изо­бра­зит. иск-ве кон. 19 – нач. 20 вв., воз­ник­ших как ре­ак­ция на им­прес­сио­низм. Тер­мин впер­вые упот­реб­лён англ. ис­то­ри­ком иск-ва Р. Фра­ем, ор­га­ни­зо­вав­шим в 1910–11 в лон­дон­ской га­ле­рее Граф­тон вы­став­ку «Ма­не и пост­им­прес­сио­ни­сты». Хро­но­ло­гич. гра­ни­цы П. обыч­но оп­ре­де­ля­ют­ся вре­ме­нем от 1886 (по­след­няя вы­став­ка им­прес­сио­ни­стов) до 1905 (по­яв­ле­ние фо­виз­ма, за­тем др. на­прав­ле­ний аван­гар­диз­ма). Ве­ду­щие ху­дож­ни­ки П. – П. Се­занн, В. Ван Гог, П. Го­ген, А. де Ту­луз-Лот­рек, Ж. Сёрa – унас­ле­до­ва­ли дос­ти­же­ния им­прес­сио­низ­ма (чис­тые цве­та, сво­бод­ная жи­во­пис­ная ма­не­ра), од­на­ко, от­ка­зы­ва­ясь от прин­ци­па изо­бра­же­ния на­ту­ры в её под­виж­но­сти и веч­ной из­мен­чи­во­сти, стре­ми­лись пе­ре­дать в жи­во­пи­си ус­той­чи­вые со­стоя­ния при­ро­ды и веч­ные ду­хов­ные цен­но­сти. Эс­те­ти­ка лит. сим­во­лиз­ма ока­за­ла зна­чит. влия­ние на жи­во­пись П., оп­ре­де­лив та­кие её чер­ты, как аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние от зри­мой ре­аль­но­сти, уси­ле­ние фор­маль­но­го на­ча­ла, обоб­ще­ние изо­бра­зит. мо­ти­ва до ём­ко­го сим­во­ла. По­ми­мо на­прав­ле­ния нео­им­прес­сио­низ­ма, к П. от­но­сят не­ко­то­рых пред­ста­ви­те­лей сим­во­лиз­ма (П. Пю­ви де Ша­ванн, О. Ре­дон, ху­дож­ни­ки груп­пы «На­би»), так­же и позд­нее (фак­ти­че­ски до сер. 1920-х гг.) твор­че­ст­во им­прес­сио­ни­стов (К. Пис­сар­ро, О. Ре­ну­ар, Э. Де­га, К. Мо­не).

Лит.: Ре­валд Дж. Пост­им­прес­сио­низм: От Ван-Го­га до Го­ге­на. Л.; М., 1962; Про­кофь­ев В. Н. Пост­им­прес­сио­низм: (Аль­бом). М., 1973; El­gar F. The post-impressionists. Oxf., 1977; Post-impressionism: Cross-currents in European pa­inting. (Cat). L., 1979; Thomson B. The post-im­pressionists. Oxf., 1983; Rewald J. Studies in post-impressionism. L., 1986.

Вернуться к началу