Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГОРДЕ́ЕВ

Ф. Г. Гордеев. «Прометей».Свинец (гальванопластика). Отлив 19 в. с гипсового оригинала 1769. Русский музей (С.-Петербург).

ГОРДЕ́ЕВ Фё­дор Гор­дее­вич [1744, Цар­ское Се­ло (ны­не г. Пуш­кин, в чер­те г. С.-Пе­тер­бург) – 23.1(4.2).1810, С.-Пе­тер­бург], рос. скульп­тор. Ро­дил­ся в се­мье «Сар­ско­го се­ла дво­ро­во­го скот­ни­ка». Учил­ся в пе­терб. АХ (1759–67) у Н. Ф. Жил­ле; в 1767–69 был пен­сио­не­ром АХ в Па­риже (за­ни­мал­ся у Ж. Б. Ле­муа­на), в 1769–72 – в Ри­ме. За рель­еф «Мер­ку­рий, от­даю­щий но­во­ро­ж­дён­но­го Ба­ху­са на вос­пи­та­ние ним­фам» по­лу­чил зва­ние акад. пе­терб. АХ (1776). Пре­по­да­вал там же с 1773 (проф. с 1782, адъ­юнкт-рек­тор с 1794, рек­тор скульп­ту­ры с 1802). В ран­нем твор­че­ст­ве Г. чув­ст­ву­ет­ся влия­ние ба­рок­ко («Про­ме­тей», 1769), впо­след­ст­вии стал од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров рус. клас­си­циз­ма. Соз­да­вал пре­им. мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ную скульп­ту­ру: ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми по уб­ран­ст­ву фа­са­да и ин­терь­е­ров зда­ний АХ (1784–1785) и Ста­ро­го Эр­ми­та­жа (1785–87), Ка­зан­ско­го со­бо­ра (сев. пор­тик, 1804–1807) в С.-Пе­тер­бур­ге, Ос­тан­кин­ско­го двор­ца близ Мо­ск­вы (1794–96). За­ни­мал­ся ус­та­нов­кой в С.-Пе­тер­бур­ге па­мят­ни­ка Пет­ру I ра­бо­ты Э. М. Фаль­ко­не (от­крыт в 1782) и мо­ну­мен­та А. В. Су­во­ро­ву ра­бо­ты М. И. Коз­лов­ско­го (от­крыт в 1801). По его вос­ко­вым мо­делям ан­тич­ных ста­туй и бюс­тов от­ли­ва­лись брон­зо­вые скульп­ту­ры для пар­ков Цар­ско­го Се­ла, Пав­лов­ска, Пе­тер­го­фа. Ав­тор ря­да над­гро­бий (мра­мор) – кн. Н. М. Го­ли­цы­ной (ба­рель­еф, 1780), кн. Д. М. Го­ли­цы­на (1799, оба – н.-и. Му­зей ар­хи­тек­ту­ры им. А. В. Щу­се­ва, Мо­ск­ва), ген.-фельдм. А. М. Го­ли­цы­на (1788; в Бла­го­ве­щен­ской ц. Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры).

Лит.: Ро­га­чев­ский В. И. Ф. Г. Гор­де­ев. Л.; М., 1960.

Вернуться к началу