Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

«МИР ИСКУ́ССТВА»

Авторы: В. А. Кулаков
«Мир искусства». К. А. Сомов. «Вечер». 1902. Третьяковская галерея (Москва).

«МИР ИСКУ́ССТВА», рос. ху­дож. объ­е­ди­не­ние. Идея его соз­да­ния и гл. творч. ус­та­нов­ки сфор­ми­ро­ва­лись в сер. 1890-х гг. в пе­терб. круж­ке мо­ло­дых ху­дож­ни­ков и лю­би­те­лей иск-ва (А. Н. Бе­нуа, С. П. Дя­ги­лев, Д. В. Фи­ло­со­фов, В. Ф. Ну­вель). Фак­ти­че­ски пер­вой вы­став­кой «М. и.» (ещё не но­сив­шей это­го назв.) бы­ла Вы­став­ка рус. и финл. ху­дож­ни­ков в С.-Пе­тер­бур­ге (1898). Как вы­ста­воч­ный со­юз (под эги­дой од­но­им. жур­на­ла) «М. и.» су­ще­ст­во­вал с 1899 (офи­ци­аль­но с 1900) по 1903. В 1903–10 зна­чит. часть мас­те­ров «М. и.» вхо­ди­ла в СРХ; в 1910 объ­е­ди­не­ние воз­ро­ди­лось в рас­ши­рен­ном со­ста­ве (вы­став­ки в Рос­сии про­дол­жа­лись до 1924; по­след­няя – в 1927 в Па­ри­же), од­на­ко уже ут­ра­ти­ло един­ст­во творч. по­зи­ций. Осн. яд­ро «М. и.» со­став­ля­ли пе­терб. мас­те­ра (А. Н. Бе­нуа, Л. С. Бакст, М. В. До­бу­жин­ский, Е. Е. Лан­се­ре, А. П. Ост­ро­умо­ва-Ле­бе­де­ва, К. А. Со­мов). В раз­ное вре­мя чле­на­ми и экс­по­нен­та­ми «М. и.» бы­ли так­же А. Е. Ар­хи­пов, О. Э. Браз, А. М. Вас­не­цов, В. М. Вас­не­цов, М. А. Вру­бель, Н. С. Гон­ча­ро­ва, И. Э. Гра­барь, Б. Д. Гри­горь­ев, В. В. Кан­дин­ский, Д. Н. Кар­дов­ский, П. В. Куз­не­цов, А. В. Ку­прин, М. Ф. Ла­рио­нов, И. И. Ле­ви­тан, А. В. Лен­ту­лов, А. Т. Мат­ве­ев, И. И. Маш­ков, В. Д. и Н. Д. Ми­лио­ти, М. В. Не­сте­ров, К. С. Пет­ров-Вод­кин, Н. К. Ре­рих, А. П. Ря­буш­кин, Н. Н. Са­пу­нов, З. Е. Се­реб­ря­ко­ва, В. А. Се­ров, С. Ю. Су­дей­кин, Н. П. Уль­я­нов, Р. Р. Фальк, К. Ф. Юон, А. Г. Яв­лен­ский и др.

«Мир искусства». Е. Е. Лансере. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого. 1912–16.

Ху­дож.-ми­ро­воз­зренческая плат­фор­ма «М. и.» ха­рак­те­ри­зо­ва­лась пре­ж­де все­го обо­ст­рён­ным не­при­яти­ем мно­гих черт совр. бур­жу­аз­ной ци­ви­ли­за­ции, ко­то­рым объ­яс­ня­ет­ся са­мо­дов­лею­щий эс­те­тизм, а так­же пас­се­изм «ми­ри­скус­ни­ков» – свое­об­раз­ный ху­дож. культ ми­нув­ших эпох (пре­ж­де все­го 17 и 18 вв., на­ря­ду с ху­дож. пре­тво­ре­ни­ем тра­ди­ций др.-рус. иск-ва, фольк­ло­ра, тем рус. ис­то­рии). Это «рет­ро­спек­тив­ное меч­та­тель­ст­во» име­ло ро­ман­тич. ок­ра­ску, не ли­шён­ную вме­сте с тем иро­нии и са­мо­па­ро­дии. Не­со­мнен­ное влия­ние на «ми­ри­скус­ни­че­ский» стиль ока­за­ло англ. и нем. иск-во кон. 19 в. Стрем­ле­ние к эс­те­тич. пре­об­ра­зо­ва­нию ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти, утон­чён­ное сти­ли­за­тор­ст­во со­че­та­лись у мас­те­ров «М. и.» с про­па­ган­дой «чис­то­го» иск-ва и не­ред­ко апо­ли­тич­но­стью; от­сю­да – дек­ла­ри­ро­ван­ное «М. и.» не­при­ятие про­грамм­но­го иск-ва позд­не­го пе­ре­движ­ни­че­ст­ва, от­кры­тая по­ле­ми­ка с В. В. Ста­со­вым и И. Е. Ре­пи­ным. С др. сто­ро­ны, су­ще­ст­вен­но так­же на­чав­шее­ся с сер. 1900-х гг. раз­ме­же­ва­ние «М. и.» с те­че­ния­ми на­ро­ж­даю­ще­го­ся рус. аван­гар­диз­ма.

В об­лас­ти стан­ко­во­го иск-ва наи­бо­лее зна­чи­те­лен вклад «ми­ри­скус­ни­ков» в порт­рет, ис­то­ри­ко-бы­то­вой жанр и пей­заж. С наи­боль­шей пол­но­той по­ис­ки еди­но­го сти­ле­об­ра­зую­ще­го на­ча­ла, имев­шие точ­ки со­при­кос­но­ве­ния с ев­роп. и рус. мо­дер­ном и сим­во­лиз­мом, вы­ра­зи­лись в об­ра­ще­нии мас­те­ров «М. и.» к иск-ву оформ­ле­ния кни­ги, жур­на­ла, а так­же к те­ат­ру. Пер­вы­ми в Рос­сии они су­ме­ли ре­шить про­бле­му кон­ст­рук­тив­ной це­ло­ст­но­сти кни­ги (А. Н. Бе­нуа, Л. С. Бакст, И. Я. Би­ли­бин, М. В. До­бу­жин­ский, В. Д. За­ми­рай­ло, Б. М. Кус­то­ди­ев, Е. Е. Лан­се­ре, Д. И. Мит­ро­хин, Г. И. Нар­бут, К. А. Со­мов, С. В. Че­хо­нин), до­стиг­нув пол­но­го сти­ли­стич. един­ст­ва всех ху­дож. ком­по­нен­тов (об­лож­ка, ил­лю­ст­ра­ции, шрифт, все гра­фич. эле­мен­ты).

«Мир искусства». А. Я. Головин. Эскиз декорации к постановке оперы «Орфей и Эвридика» К. А. Глюка. 1911. Музей Мариинского театра (С.-Петербург).

Зна­чит. вклад в ис­то­рию те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­но­го иск-ва вне­сли Б. И. Анис­фельд, А. А. Ара­пов, Л. С. Бакст, А. Н. Бе­нуа, А. Я. Го­ло­вин, М. В. До­бу­жин­ский, К. А. Ко­ро­вин. Стре­мясь к воз­ро­ж­де­нию те­ат­ра как «син­те­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния иск-ва» (от­час­ти под влия­ни­ем идей Р. Ваг­не­ра), мас­те­ра «М. и.» опи­ра­лись на опыт ху­дож­ни­ков Ча­ст­ной рус­ской опе­ры С. И. Ма­мон­то­ва, а так­же изу­ча­ли но­вые прин­ци­пы по­ста­но­воч­ных ре­ше­ний Мей­нин­ген­ско­го т-ра (га­ст­ро­ли­ро­вав­ше­го в Рос­сии в 1885 и 1890) и ран­них спек­так­лей МХТ. Гл. за­да­ча­ми «М. и.» в сфе­ре те­ат­ра бы­ли борь­ба с псев­до­ис­то­рич. ус­лов­но­стью ли­бо чрез­мер­ным бы­то­виз­мом, ца­рив­ши­ми на ка­зён­ных сце­нах, ут­вер­жде­ние зри­тель­но-изо­бра­зит. строя как од­но­го из важ­ней­ших ком­по­нен­тов спек­так­ля, дос­ти­же­ние сти­ли­стич. цель­но­сти оформ­ле­ния во всех его де­та­лях и не­раз­рыв­ной свя­зи сце­но­гра­фии с ре­жис­сёр­ской и хо­рео­гра­фич. кон­цеп­ци­ей, дра­ма­тур­ги­ей, му­зы­кой. Этим за­да­чам це­ли­ком от­ве­ча­ли ши­ро­та ху­дож. воз­зре­ний и поч­ти уни­вер­саль­ная эру­ди­ция ве­ду­щих мас­те­ров «М. и.». Стрем­ле­ние «ми­ри­скус­ни­ков» к рас­ши­ре­нию гра­ниц об­раз­но-ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти спек­так­ля сов­па­ло с уси­лия­ми ре­фор­ма­то­ров рус. те­ат­ра; бо­лее то­го, в не­ко­то­рых слу­ча­ях оно на­ча­ло ока­зы­вать зна­чит. воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние но­вых прин­ци­пов ре­жис­су­ры и хо­рео­гра­фии. «М. и.» сыг­рал ре­шаю­щую роль в соз­да­нии Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва и труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва на ран­нем эта­пе её су­ще­ст­во­ва­ния (спек­так­ли соз­да­ва­лись в со­труд­ни­че­ст­ве с хо­рео­гра­фа­ми М. М. Фо­ки­ным и В. Ф. Ни­жин­ским, ком­по­зи­то­ром И. Ф. Стра­вин­ским); ху­дож­ни­ки «М. и.» ра­бо­та­ли так­же в труп­пах А. П. Пав­ло­вой, И. Л. Ру­бин­штейн, позд­нее во мн. труп­пах и теат­рах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. В 1900–10-е гг. «ми­ри­скус­ни­ки» ра­бо­та­ли с ре­жис­сёра­ми В. Э. Мей­ер­холь­дом, Н. Н. Ев­реи­но­вым и А. А. Са­ни­ным (оба – в Ста­рин­ном те­ат­ре), с 1908 – с К. С. Ста­ни­слав­ским и Вл. И. Не­ми­ро­ви­чем-Дан­чен­ко (в МХТ). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 не­ко­то­рые из ху­дож­ни­ков «М. и.» при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в ста­нов­ле­нии сов. те­ат­ра (со­труд­ни­ча­ли с БДТ, МХАТом, Ма­лым те­ат­ром в Мо­ск­ве и др.).

Лит.: Бе­нуа А. Н. Воз­ник­но­ве­ние «Ми­ра ис­кус­ст­ва». Л., 1928; Со­ко­ло­ва Н. «Мир ис­кусст­ва». М.; Л., 1934; По­жар­ская М. Н. Рус­ское те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. М., 1970; она же. Рус­ские се­зо­ны в Па­ри­же. 1908–1929. М., 1988; Гу­са­ро­ва АП. «Мир ис­кус­ст­ва». Л., 1972; Лап­ши­на Н. П. «Мир ис­кус­ст­ва»: Очер­ки ис­то­рии и твор­че­ской прак­ти­ки. М., 1977; Вла­со­ва Р. И. Рус­ское те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во на­ча­ла ХХ в.: Из на­сле­дия пе­тер­бург­ских мас­те­ров. Л., 1984; Пет­ров ВН., Ка­мен­ский А. А. «Мир ис­кус­ст­ва»: Рус­ское ху­до­же­ст­вен­ное объ­е­ди­не­ние на­ча­ла ХХ в. Л., 1991; Пет­ров ВН. «Мир ис­кус­ст­ва»: Ху­до­же­ст­вен­ное объ­е­ди­не­ние на­ча­ла XX в. Жи­во­пись, гра­фи­ка, те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное ис­кус­ст­во. СПб., 1997; Ель­шев­ская ГВ. «Мир ис­кус­ст­ва». М., 2008.

Вернуться к началу