Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МАЛЕ́ВИЧ

Авторы: А. С. Шатских

МАЛЕ́ВИЧ Ка­зи­мир Се­ве­ри­но­вич [11(23).2.1878, Ки­ев – 15.5.1935, Ле­нин­град; по­хо­ро­нен близ Нем­чи­нов­ки, Моск. обл.; мо­ги­ла ут­ра­че­на], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, пе­да­гог, тео­ре­тик иск-ва. Ро­дил­ся в се­мье вы­ход­цев из Поль­ши. Учил­ся в Ки­ев­ской ри­со­валь­ной шко­ле (1895–96), за­тем в Мо­ск­ве – в МУЖВЗ (1904), сту­дии Ф. И. Рер­бер­га (1905–10). В 1-й пол. 1900-х гг. ра­бо­тал пре­им. с на­ту­ры, пи­сал этю­ды на пле­нэ­ре («Цве­точ­ни­ца», 1903, ГРМ, и др.). Зна­ком­ст­во с М. Ф. Ла­рио­но­вым при­об­щи­ло его к но­вым те­че­ни­ям в иск-ве; уча­ст­во­вал во мно­гих вы­став­ках, ини­ции­ро­ван­ных Ла­рио­но­вым, а так­же в вы­став­ках объединения «Буб­новый валет» и пе­терб. об-ва «Со­юз мо­ло­дё­жи» (чл. об-ва в 1913–14). Кар­ти­ны М. нач. 1910-х гг. на те­мы из жиз­ни кре­сть­ян и рос. про­вин­ции пред­ста­ви­ли его собств. ва­ри­ант не­оп­ри­ми­ти­ви­ст­ских ис­ка­ний, ха­рак­тер­ных для кру­га ху­дож­ни­ков Ла­рио­но­ва, сви­де­тель­ст­вуя вме­сте с тем о его зна­ком­ст­ве с твор­че­ством П. Го­ге­на и мас­те­ров франц. фо­виз­ма. Ин­тен­сив­ность цве­та, си­ла кон­тра­стов слов­но бы де­фор­ми­ро­ва­ли сво­им на­по­ром ри­су­нок и ком­по­зи­цию де­ко­ратив­но-экс­прес­сио­ни­стич. гуа­шей «Ку­паль­щик», «На буль­ва­ре», «Са­дов­ник» (все – 1911, Сте­де­лейк­мю­се­ум, Ам­стер­дам) и др.

К. С. Малевич. «Уборка ржи». 1912. Стеделейкмюсеум (Амстердам).

Сти­ли­сти­ку сво­их ра­бот 1912–15 сам М. оп­ре­де­лял как «за­ум­ный реа­лизм» (1912), «ку­бо­фу­ту­ри­сти­че­ский реа­лизм» (1913). Ало­гизм, ир­ра­цио­наль­ность об­ра­зов ис­поль­зо­ва­ны им как ин­ст­ру­мент раз­ру­ше­ния «омерт­вев­ше­го» тра­диц. иск-ва; про­из­ве­де­ния М. это­го пе­рио­да по­строе­ны на шо­ки­рую­щем мон­та­же раз­но­род­ных пла­стич. и об­раз­ных эле­мен­тов, скла­ды­ваю­щих­ся в ре­пре­зен­та­тив­но-де­ко­ра­тив­ную ком­по­зи­цию, не под­даю­щую­ся од­но­знач­но­му ис­тол­ко­ванию («То­чиль­щик. Прин­цип мель­ка­ния», 1912, КГ Йель­ско­го ун-та, Нью-Хей­вен, США; «Авиа­тор», «Ком­по­зи­ция с Мо­ной Ли­зой», обе – 1914, ГРМ; «Анг­ли­ча­нин в Мо­ск­ве», 1914, Сте­де­лейк­мю­се­ум, Ам­стер­дам). Порт­ре­ты это­го вре­ме­ни – И. В. Клю­на («Усо­вер­шен­ст­во­ван­ный порт­рет строи­те­ля», 1913, ГРМ), М. В. Ма­тю­ши­на (1913, ГТГ) – вос­соз­да­ва­ли че­ло­ве­че­ский об­лик, сло­жен­ный из раз­но­об­раз­ных зри­тель­ных и так­тиль­ных ощу­ще­ний, из ас­со­циа­тив­ных це­по­чек, в ко­то­рые вы­страи­ва­лись пред­мет­ные и фак­тур­ные ком­би­на­ции. Прин­ци­пы ку­бо­фу­ту­риз­ма ху­дож­ник реа­ли­зо­вал так­же в оформ­ле­нии фу­ту­ри­стич. опе­ры «По­бе­да над Солн­цем» М. В. Ма­тю­ши­на на текст А. Е. Кру­чё­ных и В. Хлеб­ни­ко­ва (1913, С.-Пе­тер­бург), творч. со­дру­же­ст­во с ко­то­ры­ми на­ча­лось в 1912.

К. С. Малевич. «Супрематизм» («Supremus № 50»). 1915. Стеделейкмюсеум (Амстердам).

В 1915 на вы­став­ке в Пет­ро­гра­де М. впер­вые по­ка­зал 39 по­ло­тен под об­щим назв. «Су­пре­ма­тизм жи­во­пи­си», в т. ч. са­мое зна­ме­ни­тое своё про­изв. – «Чёр­ный квад­рат» («Чёр­ный квад­рат на бе­лом фо­не»; «Чёр­ный су­пре­ма­ти­че­ский квад­рат», 1914–15, ГТГ). Эта кар­ти­на, по мне­нию ху­дож­ни­ка, ста­ла за­вер­ше­ни­ем преж­не­го иск-ва: ста­вя свое­об­раз­ную «точ­ку» в кон­це су­ще­ст­во­ва­ния ста­ро­го доа­ван­гард­но­го твор­че­ст­ва, она долж­на бы­ла зна­ме­но­вать на­ча­ло но­во­го твор­че­ст­ва во всех сфе­рах куль­ту­ры. Бес­пред­мет­ность су­пре­ма­тиз­ма (в свою оче­редь, под­раз­де­ляв­ше­го­ся М. на 3 сту­пе­ни – чёр­ный, цвет­ной и бе­лый) рас­смат­ри­ва­лась ав­то­ром как но­вая сту­пень ху­дож. соз­на­ния, как плат­фор­ма для даль­ней­ше­го раз­ви­тия всех про­стран­ст­вен­ных ис­кусств, вклю­чая ар­хи­тек­ту­ру.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 М. при­сое­ди­нил­ся к Объ­е­ди­не­нию ле­вых ху­дож­ни­ков; в пер­вые дни Окт. ре­во­лю­ции 1917 был из­бран чл. Ко­мис­сии по ох­ра­не ху­дож. цен­но­стей и ко­мис­са­ром по ох­ра­не цен­но­стей Крем­ля. В Пет­рогра­де соз­дал де­ко­ра­ции для по­ста­нов­ки пье­сы «Мис­те­рия-буфф» В. В. Мая­ков­ско­го (1918), в Мо­ск­ве пре­по­да­вал в Сво­бод­ных ху­дож. мас­тер­ских (1919). Пер­со­наль­ная вы­став­ка М. в Мо­ск­ве в кон. 1919 – нач. 1920, по за­мыс­лу са­мо­го ху­дож­ни­ка, раз­во­ра­чи­ва­лась от ран­них им­прес­сио­ни­стич. ра­бот че­рез при­ми­ти­визм, ку­бо­фу­ту­ризм и ало­гич. по­лот­на к су­пре­ма­тиз­му. За­вер­ша­лась экс­по­зи­ция под­рам­ни­ка­ми с чис­ты­ми хол­ста­ми – на­гляд­ной ма­ни­фе­ста­ци­ей от­ка­за от жи­во­пи­си как та­ко­вой.

С сент. 1919 по вес­ну 1922 М. ра­бо­тал в Ви­теб­ске, где пре­по­да­вал в Нар. ху­дож. шко­ле, воз­глав­ляе­мой М. З. Ша­га­лом. В эти го­ды на­пи­са­ны поч­ти все тео­ре­тич. тек­сты ху­дож­ни­ка, в т. ч. ру­ко­пись «Су­пре­ма­тизм. Мир как бес­пред­мет­ность» (1922) – про­грамм­ный до­ку­мент рус. ху­дож. аван­гар­диз­ма. В рам­ках дея­тель­но­сти соз­дан­но­го им объ­еди­не­ния «Ут­вер­ди­те­ли но­во­го ис­кус­ст­ва» («Уно­вис») М. бы­ли оп­ро­бо­ва­ны мн. но­вые идеи в ху­дож., пе­да­го­гич., ути­ли­тар­но-прак­тич. сфе­рах бы­то­ва­ния су­пре­ма­тиз­ма.

По­сле пе­ре­ез­да в Пет­ро­град (1922) М. воз­гла­вил Му­зей ху­дож. куль­ту­ры (1923), ре­ор­га­ни­зо­ван­ный в 1924 в Ин­сти­тут ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Гин­хук; го­су­дар­ст­вен­ный с 1925; за­крыт в 1926). В рам­ках экс­пе­рим. ра­бо­ты Гин­ху­ка он про­во­дил ана­ли­тич. ис­сле­до­ва­ния, за­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой собств. тео­рии «при­ба­воч­но­го эле­мен­та» в жи­во­пи­си. В сер. 1920-х гг. ис­пол­нил пер­вые ри­сун­ки «пла­ни­тов», став­ших про­ект­ной ста­ди­ей в фор­ми­ро­ва­нии про­стран­ст­вен­но-объ­ём­но­го су­пре­ма­тиз­ма. Вско­ре М. при­сту­пил к из­го­тов­ле­нию объ­ём­ных су­пре­ма­тич. по­строе­ний («ар­хи­тек­то­нов»), слу­жив­ших, по его мыс­ли, мо­де­лью но­вой ар­хи­тек­ту­ры, «су­пре­ма­ти­че­ско­го ор­де­ра», ко­то­рый дол­жен был лечь в ос­но­ву но­во­го все­объ­ем­лю­ще­го уни­вер­саль­но­го сти­ля.

К. С. Малевич. Автопортрет. 1933. Русский музей (С.-Петербург).

По­сле по­езд­ки в Поль­шу и Гер­манию (1927), где М. по­зна­ко­мил­ся с В. Гро­пиу­сом и Л. Мо­хой-На­дем и ос­та­вил зна­чит. ко­ли­че­ст­во про­из­ве­де­ний и ар­хив (пред­по­ла­гая в бу­ду­щем со­вершить тур­не по Ев­ро­пе), он раз­ра­баты­вал (вме­сте с И. Г. Чаш­ни­ком и Н. М. Суе­ти­ным) идею со­циа­ли­стич. го­ро­дов-спут­ни­ков Мо­ск­вы; опуб­ли­ко­вал в харь­ков­ском ж. «Но­ва генерацiя» 12 ста­тей о но­вых на­прав­ле­ни­ях в иск-ве, на­чи­ная с П. Се­зан­на (1928–30); чи­тал курс лек­ций по тео­рии жи­во­пи­си в До­ме ис­кусств в Ле­нин­гра­де (1930), соз­дал эс­ки­зы рос­пи­сей Крас­но­го те­ат­ра в Ле­нин­гра­де, ра­бо­тал в экс­пе­рим. ла­бо­ра­то­рии в ГРМ, уча­ст­во­вал во мно­гих вы­став­ках (по­сле по­ка­за его ра­бот в 1935 про­из­ве­де­ния М. не экс­по­ни­ро­ва­лись в СССР вплоть до 1962). С 1928 ху­дож­ник воз­вра­тил­ся к жи­во­пи­си, вос­соз­да­вая те­мы и сю­же­ты ран­не­го «кре­сть­ян­ско­го» цик­ла. Ещё од­ну се­рию пост­су­пре­ма­тич. кар­тин пред­став­ля­ют хол­сты, где обоб­щён­но-аб­ст­ра­ги­ров. фор­мы муж­ских и жен­ских го­лов, тор­сов и фи­гур ис­поль­зо­ва­лись для кон­ст­руи­ро­ва­ния иде­аль­но­го пла­стич. об­раза. Твор­че­ст­во М. по­след­не­го пе­рио­да тя­го­те­ло к реа­ли­стич. шко­ле рус. жи­во­пи­си.

Соч.: Essays on art / Ed. T. Andersen. Cph., 1968–1978. [Vol. 1–4]; Ecrits / Ed. A. B. Na­kov. P., 1975; Собр. соч. / Сост. А. С. Шат­ских. М., 1995–2004. Т. 1–5.

Лит.: Andersen T. Malevich: Catalogue raison­né of the Berlin exhibition 1927, including the collection in the Stedelijk Museum, Amster­dam. Amst., 1970; Karshan D. Malevich: The graphic work, 1913–1930: a print catalogue rai­sonné. Jerusalem, 1975; Martineau E. Malévitch et la philosophie. Lausanne, 1977; K. Ma­lewitsch zum 100. Geburtstag. (Kat.). Köln, 1978; Hul­ten P., Martin J.-H. Malévitch. (Cat.). P., 1978; Martin J.-H., Pedersen P. Malévitch: Œuvres. P., 1980; Mar­cadé J.-C. Malévitch. P., 1990; K. Malevich. (Cat.). Los Ang., 1990; Demosfenova G. Male­vič, artista e teorico. Verona, 1991; Stein­mül­ler G. Die suprematistischen Bilder von K. Ma­lewitsch. [Köln], 1991; Са­рабь­я­нов Д., Шат­ских А. К. Ма­ле­вич. Жи­во­пись. Тео­рия. М., 1993; Ма­ле­вич о се­бе. Со­вре­мен­ни­ки о Ма­ле­ви­че: пись­ма, до­ку­мен­ты, вос­по­ми­на­ния, кри­ти­ка / Сост. И. А. Ва­кар, Т. Н. Ми­хе­ен­ко. М., 2004. Т. 1–2; Шат­ских А. С. К. Ма­ле­вич и об­ще­ст­во Су­пре­мус. М., 2009.

Вернуться к началу