Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КО́КОШКА

Авторы: В. А. Крючкова, А. В. Белобратов (литература)
О. Кокошка. «Вид Праги». 1936. Австрийская галерея, Верхний Бельведер (Вена).

КО́КОШКА (Kokoschka) Ос­кар (1.3.1886, Пёх­ларн, Ниж­няя Ав­ст­рия – 22.2.1980, Виль­нёв, близ Мон­трё, Швей­ца­рия), австр. жи­во­пи­сец, гра­фик, пи­са­тель. Учил­ся в вен­ской Шко­ле при­клад­но­го иск-ва (1904–09), од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в «Вен­ских мас­тер­ских» (как гра­фик). Ран­ние ра­бо­ты К. сво­ей ли­не­ар­но­стью сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии австр. юген­д­сти­ля и Г. Клим­та [став­шая де­бю­том К.-пи­са­те­ля кни­га «Спя­щие маль­чи­ки» («Die träumenden Kna­ben») – сти­хи и цвет­ные ли­то­гра­фии, 1908]. Ар­хитек­тор А. Лоз убе­дил К. за­нять­ся жи­во­пи­сью, ввёл его в круг вен­ских ин­тел­лек­туа­лов. Жи­во­пис­ные порт­ре­ты кон. 1900-х гг. от­ли­ча­ет ост­рый пси­хо­ло­гизм, эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ную ат­мо­сфе­ру соз­да­ют ко­лы­ха­ние тон­ких кра­соч­ных сло­ёв, мер­ца­ние бли­ков, нерв­ная дрожь кон­ту­ров (А. Ло­з, Нац. га­ле­рея, Бер­лин; Х. Тит­це и Э. Тит­це-Кон­рат, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; по­эт П. Аль­тен­берг, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк; все – 1909). В 1910 К. жил в Бер­ли­не, со­труд­ни­чал с ж. «Der Sturm», в ко­то­ром пуб­ли­ко­ва­лись его гра­фич. ра­бо­ты.

Вер­нув­шись в 1911 в Ве­ну, ху­дож­ник об­ра­тил­ся к еван­гель­ской те­ма­ти­ке («Бег­ст­во в Еги­пет», 1911–12, ча­ст­ное со­б­ра­ние; «Бла­го­ве­ще­ние», 1911, Му­зей «Ам-Ост­валль», Дор­тмунд). В этих ком­по­зи­ци­ях тра­диц. ико­но­гра­фия транс­фор­ми­ру­ет­ся, на­сы­ща­ет­ся совр. реа­лия­ми и осо­бой сим­во­ли­кой, вы­ра­жаю­щей лич­ное ми­ро­ощу­ще­ние ав­то­ра. Жи­во­пис­ная ткань ут­ра­чи­ва­ет бы­лую про­зрач­ность, плот­ные кра­соч­ные маз­ки пе­ре­да­ют бур­ле­ние не­ук­ро­ти­мых сти­хий («Ав­то­порт­рет с Аль­мой Ма­лер», 1912–13, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Гам­бург; «Не­вес­та вет­ра», 1913, Ху­дож. му­зей, Ба­зель).

О. Кокошка. «О, Вечность, громовое слово». Лист из серии литографий на тексты кантат И. С. Баха. 1914.

В 1914 К. от­пра­вил­ся доб­ро­воль­цем на фронт, где по­лу­чил тя­жё­лое ра­не­ние (1915). В 1916 пе­ре­се­лил­ся в Дрез­ден, где стал проф. АХ (1919–24). Пе­ре­жи­тые по­тря­се­ния, де­прес­сия от­ра­зи­лись в тра­гич. ат­мо­сфе­ре ра­бот К. это­го вре­ме­ни, в их су­мрач­ном ко­ло­ри­те и осо­бом фак­тур­ном строе: по­лот­на, по­кры­тые змея­щи­ми­ся, скру­чи­ваю­щи­ми­ся в жгу­ты маз­ка­ми, соз­да­ют ощу­ще­ние бе­зыс­ход­но­го кру­же­ния в замк­ну­том про­стран­ст­ве («Эмиг­ран­ты», 1916–17, Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; Ав­то­порт­рет, 1917, Гор. му­зей, Вуп­пер­таль; «Си­ла му­зы­ки», 1918–19, Гор. му­зей Ван Аб­бе, Эйн­дхо­вен). Ра­бо­ты, соз­дан­ные в «дрез­ден­ский пе­ри­од», по­зво­ля­ют счи­тать К. од­ним из вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ав­ст­ро-нем. экс­прес­сио­низ­ма.

В 1924–33 К. стран­ст­во­вал по Ев­ро­пе, Сев. Аф­ри­ке и Ближ­не­му Вос­то­ку. В твор­че­ст­ве это­го пе­рио­да пре­об­ла­да­ют пей­за­жи – па­но­рам­ные ви­ды го­ро­дов, пор­тов, на­пи­сан­ные с эпич. ши­ро­той и им­прес­сио­ни­стич. тре­пет­но­стью («Ве­не­ция. Лод­ки на та­мож­не», 1924, Гос. га­ле­рея совр. иск-ва, Мюн­хен; «Мар­сель», 1925, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ба­зель; «Кар­лов мост в Пра­ге», 1934, Нац. га­ле­рея, Пра­га, и др.). В нач. 1934 К. вер­нул­ся в Ве­ну, а в сле­дую­щем го­ду пе­ре­ехал в Пра­гу. В от­вет на кон­фи­ска­цию на­ци­ст­ски­ми вла­стя­ми его ра­бот из нем. му­зе­ев (см. в ст. «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во») К. соз­да­ёт ра­бо­ту, вы­зы­ваю­ще на­зван­ную «Ав­то­порт­рет „ху­дож­ни­ка-вы­ро­ж­ден­ца“» (1937, Шотл. нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Эдин­бург); в ря­де про­из­ве­де­ний от­кли­ка­ет­ся на со­бы­тия гражд. вой­ны в Ис­па­нии. В 1938 К. эмиг­ри­ро­вал в Лон­дон, где вы­сту­пал со стра­ст­ной кри­ти­кой то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов и ми­ли­та­риз­ма.

По­сле вой­ны К. вновь мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе. В позд­них пей­за­жах мас­тер­ски пе­ре­да­ны ме­няю­щее­ся ос­ве­ще­ние, иг­ра сол­неч­ных лу­чей, про­би­ваю­щих­ся сквозь об­ла­ка («Пей­заж в Мон­та­не», 1947, Кун­ст­ха­ус, Цю­рих; «Вид Зальц­бур­га», 1950, Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). Про­дол­жал пи­сать пси­хо­ло­гич. порт­ре­ты (Т. Хейс, 1950, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн). Два позд­них мо­ну­мен­таль­ных трип­ти­ха К. на ан­тич­ную те­му от­ме­че­ны де­ко­ра­тив­но­стью в ду­хе австр. ба­рок­ко – «Са­га о Про­ме­тее» (1950, Ин-т Кур­то, Лон­дон) и «Фер­мо­пи­лы» (1954, Гам­бург­ский ун-т). В 1973 К. ис­пол­нил мо­ну­мен­таль­ную мо­заи­ку в со­бо­ре Св. Ни­ко­лая в Гам­бур­ге.

Ра­бо­тал как сце­но­граф – для те­ат­ра М. Рейн­хард­та (1919), вен­ско­го «Бур­г­теа­тр» (1960–62); оформ­лял опер­ные по­ста­нов­ки (в т. ч. «Вол­шеб­ную флей­ту» В. А. Мо­цар­та, 1955, Зальц­бург­ский фес­ти­валь). Ог­ром­ное гра­фич. на­сле­дие К. (св. 5 тыс. ра­бот) вклю­ча­ет ри­сун­ки, ак­ва­ре­ли, ли­то­гра­фии (се­рии «Ко­роль Лир», 1963; «Одис­сея», 1963–65; «Тро­ян­цы», 1971–72, и др.), ил­лю­ст­ра­ции к сво­им про­из­ве­де­ни­ям (см. илл. к ст. Ил­лю­ст­ра­ция). Пре­по­да­вал в лет­ней АХ в Зальц­бур­ге (1953–63), где вёл по собств. ме­то­ду «Шко­лу ви­де­ния». С 1953 жил в Виль­нё­ве, на Же­нев­ском озе­ре.

Дра­ма­тур­гия К., од­но­го из за­чи­на­те­лей экс­прес­сио­ни­ст­ско­го те­ат­ра, сло­жилась под влия­ни­ем О. Вей­нин­ге­ра, А. Стринд­бер­га, Ф. Ве­де­кин­да. Экс­та­тич. и сно­вид­че­ская сти­ли­сти­ка дра­мы «Убий­ца – на­де­ж­да жен­щин» («Mörder, Hoffnung der Frauen», 1909; по­ло­же­на на му­зы­ку П. Хин­де­ми­том, 1921), пре­ду­смот­рен­ное ав­то­ром со­че­та­ние вер­баль­но­го и ви­зу­аль­но­го ря­дов, све­то­вых и зву­ко­вых эф­фек­тов соз­да­ют осо­бое про­стран­ст­во «син­те­ти­че­ско­го те­ат­ра», центр. те­ма ко­то­ро­го – смер­тель­ная схват­ка Муж­чи­ны и Жен­щи­ны, свя­занных от­но­ше­ния­ми люб­ви-не­на­вис­ти. Пье­са К. «Сфинкс и со­ло­мен­ное чу­че­ло» («Sphinx und Strohmann», 1909; пе­ре­ра­бо­та­на в дра­му «Иов»  «Hiob», 1917) пред­вос­хи­ти­ла аб­сур­да те­атр. Мис­те­рия «Не­опа­ли­мая ку­пи­на» («Der bren­nen­de Dornbusch», 1911) и дра­ма «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» («Orpheus und Eury­di­ke», 1919; по­ло­же­на на му­зы­ку Э. Кше­не­ком, 1926) об­ра­ще­ны к биб­лей­ским и ми­фо­ло­гич. об­раз­ам; ан­ти­фа­ши­ст­ская те­ма раз­ра­бо­та­на в дра­ме «Ко­ме­ни­ус» («Co­me­nius», 1929, опубл. в 1974). Ав­то­био­гра­фич. про­за [«Моя жизнь» («Mein Leben», 1971)] со­че­та­ет реа­ли­стич. ма­не­ру опи­са­ния с ви­зио­нер­ски­ми пас­са­жа­ми.

Соч.: Das schriftliche Werk. Hamb., 1973–1976. Bd 1–4; Briefe. Düsseldorf, 1984–1988. Bd 1–4; Letters 1905–1976. L., 1992.

Лит.: Hoffmann E. Kokoschka: life and work. L., 1947; Goldschneider L. O. Kokoschka. Köln, 1963; Hodin J. P. O. Kokoschka: the artist and his time. N. Y.; L., 1966; Tomeš J. Ko­ko­schka: the artist in Prague. L., 1967; Wing­ler H. M., Welz F. O. Kokoschka: Das drück­gra­phische Werk. Salzburg, 1975–1981. Bd 1–2; Schvey H. I. O. Kokoschka: the painter as playwright. Detroit, 1982; Schweiger W. Der junge Ko­ko­schka: Leben und Werk, 1904–1914. W., 1983; O. Kokoschka-Symposium. W.; Salz­burg, 1986; Whitford F. O. Kokoschka: a life. L., 1986; O. Kokoschka: Die Gemälde / Hrsg. J. Wink­ler, K. Erling. Salzburg, 1995; O. Ko­koschka und der frühe Expressionismus / Hrsg. G. Frodl, G. T. Natter. W., 1997; O. Ko­ko­sch­ka: Das Mo­derne Bildnis, 1909–1914 / Hrsg. G. T. Natter. Köln, 2002; O. Kokoschka: Kunst und Politik, 1937–1950 / Hrsg. G. Sultano, P. Werkner. W., 2003; Гор­ба­тен­ко М. Б. О. Ко­кош­ка: те­атр ху­дож­ни­ка // Мо­дерн и ев­ро­пей­ская ху­до­жест­вен­ная ин­те­гра­ция. М., 2003.

Вернуться к началу