Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАНДИ́НСКИЙ

Авторы: В. А. Крючкова
В. В. Кандинский. «Ночь» (из цикла «Стихи без слов»). Цветная гравюра на дереве. 1903. Городская галерея Ленбаххаус (Мюнхен).

КАНДИ́НСКИЙ Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [22.11 (4.12).1866, Мо­ск­ва – 13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Па­ри­жа], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, ди­зай­нер, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва, поэт. Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та. Окон­чил юри­дич. фа­куль­тет Моск. ун-та (1893). В 1889 уча­ст­во­вал в экс­пе­ди­ции по Во­ло­год­ской губ., по­зна­ко­мил­ся с нар. иск-вом. Ре­шив стать ху­дож­ни­ком, в кон. 1896 пе­ре­ехал в Мюн­хен, где обу­чал­ся жи­во­пи­си в шко­ле А. Аж­бе (1897–98) и в АХ у Ф. фон Шту­ка (1900); по­зна­ко­мил­ся с А. Г. Яв­лен­ским, М. В. Ве­рёв­ки­ной, Д. Н. Кар­дов­ским и И. Э. Гра­ба­рём. В 1901 ос­но­вал в Мюн­хе­не объ­е­ди­не­ние ху­дож­ни­ков «Фа­лан­га» («Phalanx»). В 1903–07 пу­те­ше­ст­во­вал по стра­нам Ев­ро­пы и Сев. Аф­ри­ки (Ту­нис); не­од­но­крат­но за­ез­жал в Рос­сию. С 1908 по­се­лил­ся в Мур­нау, близ Мюн­хе­на. В 1909 ос­но­вал «Но­вое мюн­хен­ское ху­дож. объ­е­ди­не­ние» («Neue Künstlervereinigung München»), в 1911 – объ­е­ди­не­ние «Си­ний всад­ник» (совм. с Ф. Мар­ком; в 1912 вы­пус­тил в свет од­но­им. аль­ма­нах с об­лож­кой по собств. эс­ки­зу – про­грамм­ный до­ку­мент ху­дож. аван­гар­диз­ма). Ис­пол­нял так­же ак­ва­ре­ли, вы­ста­воч­ные пла­ка­ты, кси­ло­гра­фии: «Сти­хи без слов» (1903, изд. 1904); кни­га сти­хо­тво­ре­ний К. в про­зе «Зву­ки» («Klänge») с ав­тор­ски­ми ил­лю­ст­рация­ми (1913). В поэ­зии К. со­еди­ни­лись чер­ты сим­во­ли­ст­ской и эк­спрес­сио­ни­стич. поэ­ти­ки, а так­же фу­ту­ри­стич. зау­ми. Дли­тель­ные дру­же­ские от­но­ше­ния, ба­зи­ро­вав­шие­ся на не­из­мен­ном ин­те­ре­се К. к му­зы­ке, свя­зы­ва­ли его с А. Шён­бер­гом.

В. В. Кандинский. «Пейзаж с башней». 1908. Национальный музей современного искусства (Париж).

Ра­бо­ты К. 1900-х гг. от­ме­че­ны разл. влия­ния­ми – от рус. нар. луб­ка, нем. гра­вю­ры 15 в. до франц. им­прес­сио­низ­ма, пост­им­прес­сио­низ­ма, фо­виз­ма, сим­во­лиз­ма, мо­дер­на и «Ми­ра ис­кус­ст­ва» [«Одес­са. Порт» (кон. 1890-х гг., ГТГ), «Вос­кре­се­нье (Древ­не­рус­ское)» (1904, Му­зей Бой­ман­са – ван Бё­нин­ге­на, Рот­тер­дам); порт­ре­ты вто­рой же­ны К., ху­дож­ни­цы Габ­рие­лы Мюн­тер (Münter) (1877–1962), и др.]. В жи­во­пис­ных пей­за­жах кон. 1900-х гг., на­пи­сан­ных в Мур­нау и близ­ких нем. экс­прес­сио­низ­му, фор­си­ро­ван­ные цве­та при­об­ре­та­ют си­лу са­мо­сто­ят. вы­ра­зи­тель­но­сти, про­стран­ст­вен­ные пла­ны ко­лы­шут­ся, изо­бра­же­ние ут­ра­чи­ва­ет зри­тель­ную ус­той­чи­вость («Пей­заж с баш­ней», 1908, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Мур­нау. Вид с же­лез­ной до­ро­гой и зам­ком», Гор. га­ле­рея Лен­бах­ха­ус, Мюн­хен, и др.). Пей­заж­ные фан­та­зии 1910-х гг. ба­лан­си­ру­ют на гра­ни фи­гу­ра­тив­но­сти и аб­ст­рак­ции, на­тур­ные фор­мы всплы­ва­ют и ис­че­за­ют в по­то­ках кра­соч­ных масс [цикл «Им­про­ви­за­ции» (с 1909; ГТГ, ГРМ, Му­зей совр. иск-ва, Сток­гольм, и др. со­б­ра­ния); «Озе­ро» (1910, ГТГ) и др.].

В. В. Кандинский. «Композиция VI». 1913. Эрмитаж (С.-Петербург).

В 1912 в Мюн­хе­не вы­шла кни­га К. «О ду­хов­ном в ис­кус­ст­ве» («Über das Geis­tige in der Kunst»), став­шая од­ним из пер­вых опы­тов тео­ре­тич. обос­но­ва­ния аб­ст­рак­цио­низ­ма (пер­вая аб­ст­ракт­ная ак­ва­рель К. бы­ла соз­да­на ещё в 1910). В тео­рии К. эле­мен­ты ху­дож. фор­мы (ли­ния, цвет) яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми пер­вич­ных смы­слов; ком­би­на­ции та­ких форм-зна­ков, ос­во­бо­ж­дён­ных от пред­мет­но­сти, об­ра­зу­ют ху­дож. текст, рас­кры­ваю­щий ду­хов­ное со­дер­жа­ние уни­вер­су­ма. По­лот­на К. 1910–14 со­хра­ня­ют связь с пей­заж­ным вос­при­яти­ем, од­на­ко по­лы­ха­ния цве­та, па­ря­щие фор­мы, мол­ние­нос­ные рос­чер­ки ас­со­циа­тив­но со­от­но­сят­ся ско­рее с об­щи­ми пред­став­ле­ния­ми о ди­на­мич. про­цес­сах в при­ро­де – ор­га­нич. жиз­ни, гео­ло­гич. ка­так­лиз­мах, пуль­си­рую­щих то­ках мик­ро­ми­ра, ко­ло­вра­ще­ни­ях в кос­мич. про­стран­ст­ве: «Им­про­ви­за­ция № 27 (Сад люб­ви II)» (1912, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Кар­ти­на хо­лод­ных форм» (1914, ГТГ); цикл кар­тин круп­но­го фор­ма­та «Ком­по­зи­ции» (I–III не сохр.; IV – 1911, Ху­дож. со­б­ра­ние зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия, Дюс­сель­дорф; V – 1911, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Швей­ца­рия; VI – 1913, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; VII – 1913, ГТГ) и др.

В кон. 1914 К. вер­нул­ся в Рос­сию, где по­сле 1917 ра­бо­тал в моск. от­де­ле ИЗО Нар­ком­про­са, в Ин­сти­ту­те ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук; 1920–21), пре­по­да­вал в Сво­бод­ных ху­дож. мас­тер­ских – Вху­те­ма­се (1918–21) и Моск. ун-те (1920; поч. проф.), за­ни­мал­ся ре­ор­га­ни­за­ци­ей му­зе­ев в Рос­сии (один из ор­га­ни­за­то­ров Му­зея жи­во­пис­ной куль­ту­ры, см. Жи­во­пис­ной куль­ту­ры му­зей в Мо­ск­ве, так­же ди­рек­тор в 1919–21); был ви­це-пре­зи­ден­том Рос­сий­ской ака­де­мии ху­до­же­ст­вен­ных на­ук (РАХН, 1921). Со­труд­ни­чал с К. С. Ма­ле­ви­чем и А. М. Род­чен­ко. В этот пе­ри­од аб­ст­ракт­ные фор­мы в жи­во­пи­си К. об­ре­та­ют поч­ти ве­ще­ст­вен­ную плот­ность, а фи­гу­ра­тив­ные трак­ту­ют­ся как «сгу­ще­ния» не­ма­те­ри­аль­ных энер­гий («Мо­ск­ва I», 1916, ГТГ; «Су­ме­реч­ное», 1917, ГРМ). В нач. 1920-х гг. его эс­ки­зы ис­поль­зо­ва­лись в Рос­сии так­же в рос­пи­сях по фар­фо­ру (см. илл. к ст. Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во).

В. В. Кандинский. «В чёрном квадрате». 1923. Музей С. Гуггенхейма (Нью-Йорк).

В кон. 1921 К. воз­вра­тил­ся в Гер­ма­нию и по пред­ло­же­нию В. Гро­пиу­са пре­по­да­вал в Бау­хау­зе (в Вей­ма­ре и Дес­сау), где вёл класс ана­ли­тич. ри­сун­ка и мас­тер­скую на­стен­ной жи­во­пи­си, за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми ди­зай­на. В 1924 по ини­циа­ти­ве К. воз­ник­ло ху­дож. объ­е­ди­не­ние «Си­няя чет­вёр­ка» («Blaue Vier») в Бер­ли­не (П. Клее, А. Г. Яв­лен­ский, Л. Фей­нин­гер и К.). К. про­дол­жал пуб­ли­ко­вать тео­ре­тич. ра­бо­ты («Ос­нов­ные эле­мен­ты фор­мы», «Курс и се­ми­нар по цве­то­ве­де­нию», «Аб­ст­ракт­ный син­тез на сце­не», «Аб­ст­ракт­ное ис­кус­ст­во» и др.); в 1926 в Мюн­хе­не вы­шла его кн. «Точ­ка и ли­ния на плос­ко­сти» («Punkt und Linie zu Fläche…»), в ко­то­рой нача́ла ху­дож. фор­мо­об­ра­зо­ва­ния вы­во­дят­ся из ли­ней­ных по­строе­ний. Под воз­дей­ст­ви­ем кон­ст­рук­ти­виз­ма Бау­хау­за сло­жил­ся но­вый жи­во­пис­ный стиль К., на­зван­ный им «ли­ри­че­ским гео­мет­риз­мом». Из осн. гео­мет­рич. эле­мен­тов (круг, овал, тре­уголь­ник, квад­рат) и их про­из­вод­ных фор­ми­ру­ют­ся слож­ные фи­гу­ры, рас­по­ла­гаю­щие­ся по па­рал­лель­ным пла­нам или рас­хо­дя­щим­ся осям («Ма­лень­кая меч­та в крас­ном», 1925, Ху­дож. му­зей, Берн; «Жёл­тое – Крас­ное – Си­нее», 1925, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.). Не­ко­то­рые ра­бо­ты («Квад­рат», 1927, га­ле­рея Маг, Па­риж) сво­ей иг­рой со зри­тель­ны­ми ил­лю­зия­ми на неск. де­ся­ти­ле­тий опе­ре­жа­ют экс­пе­ри­мен­ты оп-ар­та. К кон. 1920-х гг. «хо­рео­гра­фия» гео­мет­рич. форм об­ре­та­ет поч­ти сце­нич. вы­ра­зи­тель­ность, яв­ляя не­кую от­вле­чён­ную мо­дель сю­жет­ных взаи­мо­дей­ст­вий («Уров­ни», 1929, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; «Лёг­кое», 1930, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). По про­ек­ту К. бы­ли ис­пол­не­ны так­же на­стен­ные рос­пи­си в За­ле приё­мов в Юри­ф­рай (1922) и ке­ра­мич. де­кор Муз. са­ло­на для нем. стро­ит. вы­став­ки (арх. Л. Мис ван дер Роэ, 1931; оба – в Бер­ли­не; не сохр.). Соз­дан­ное К. оформ­ле­ние по­ста­нов­ки ба­ле­та «Кар­тин­ки с вы­став­ки» на муз. М. П. Му­сорг­ско­го (1928, Дес­сау) яви­лось прак­тич. раз­ра­бот­кой ху­дож­ни­ком про­блем све­то­му­зы­каль­но­го син­те­за (см. Све­то­му­зы­ка).

В 1928 К. по­лу­чил герм. гра­ж­дан­ст­во. В 1930–31 пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии, Егип­ту, Па­ле­сти­не, Тур­ции, Гре­ции. В 1933, по­сле за­кры­тия на­цис­та­ми Бау­хау­за, К. пе­ре­се­лил­ся во Фран­цию; в 1939 при­нял франц. гра­ж­дан­ст­во. В Гер­ма­нии его ра­бо­ты бы­ли по­ка­за­ны на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» (1937) и изъ­я­ты из му­зе­ев. В жи­во­пи­си по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия жиз­ни К. до­стиг­нут оп­ре­де­лён­ный син­тез пред­ше­ст­вую­щих по­ис­ков: мяг­ко из­ги­баю­щие­ся фор­мы за­клю­че­ны в чёт­кий кон­тур и яс­но вы­де­ля­ют­ся на од­но­тон­ном фо­не («Во­круг кру­га», 1940, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; «Мяг­кий по­рыв», 1944, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). Не­ко­то­рые из позд­них аб­ст­рак­ций К. на­по­ми­на­ют древ­ние пик­то­грам­мы, ма­гич. зна­ки или идео­грам­мы, сбли­жа­ясь с жи­во­пи­сью Х. Ми­ро и пред­вос­хи­щая на­прав­ле­ние ие­рог­ли­фи­че­ско­го аб­ст­рак­цио­низ­ма.

Соч.: A. Schoenberg, W. Kandinsky: letters, pictures and documents / Ed. by J. Hahl-Koch. L.; Boston, 1984; Complete writings on art / Ed. by K. C. Lindsay, P. Vergo. N. Y., 1994; W. Kandinsky and G. Münter: letters and re­mi­nis­cences, 1902–1914 / Ed. by A. Hoberg. Münch.; N. Y., 1994; Über das Theater. Köln, 1998; Из­бран­ные тру­ды по тео­рии ис­кус­ст­ва. 2-е изд. М., 2008. Т. 1–2.

Лит.: Grohmann W. W. Kandinsky. Leben und Werk. Köln, 1958; Ringbom S. The sounding cosmos. Åbo, 1970; Weiss P. Kandinsky in Munich: the formative Jugendstil years. Prin­ceton, 1979; idem. Kandinsky and Old Russia… New Haven, 1995; Long R. C. W. Kandinsky: the development of an abstract style. Oxf.; N. Y., 1980; Röthel HK., Benjamin J. K. Kan­din­sky, catalogue raisonné of the oil paintings. L., 1982–1984. Vol. 1–2; Poling C. V. Kan­din­sky’s teaching at the Bauhaus. N. Y., 1986; Куд­ря­шов Ю. Фи­ло­со­фия ис­кус­ст­ва Кан­дин­ско­го в све­те эс­те­ти­ки не­мец­ко­го ро­ман­тиз­ма // Про­бле­мы му­зы­каль­но­го ро­ман­тиз­ма. Л., 1987; В. В. Кан­дин­ский: Кат. вы­став­ки. Л., 1989; Bar­nett V. E. Kandinsky watercolo­urs: Catalogue raisonné. Ithaca, 1992–1994. Vol. 1–2; Са­рабь­я­нов ДВ., Ав­то­но­мо­ва Н. Б. В. Кан­дин­ский. Путь ху­дож­ни­ка. Ху­дож­ник и вре­мя. М., 1994; Ла­кост М. Кан­дин­ский. М., 1995; Са­рабь­я­нов Д. В. В. Кан­дин­ский в рус­ском кон­тек­сте // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. 1997. Вып. 1; Мно­го­гран­ный мир Кан­дин­ско­го. [Сб. ст.] / Ред. Н. Б. Ав­то­но­мо­ва и др. М., 1998; Mazur-Keblowski E. Apoka­lyp­se als Hoff­nung: Die russischen Aspekte der Kunst und Kunsttheorie V. Kandinskijs vor 1914. Tüb., 2000; Гон­тарь С. М. Кан­дин­ский: Го­ды в Рос­сии, 1866–1921. Крас­но­дар, 2002; Тур­чин В. С. Кан­дин­ский в Рос­сии. М., 2005; Друж­ко­ва Н. И. Кан­дин­ский в Бау­хау­зе... М., 2006.

Вернуться к началу