Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДЮБЮФФЕ́

Авторы: В. А. Крючкова
Ж. Дюбюффе. «Загородный дом». 1944. Частное собрание.

ДЮБЮФФЕ́ (Dubuffet) Жан (Жан Фи­липп Ар­тур) (31.7.1901, Гавр – 12.5.1985, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся в АХ Гав­ра (1916–17) и в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же (1918). По­сле пу­те­ше­ст­вия в Ита­лию (1923) за­нял­ся тор­гов­лей ви­ном (с 1924) и уе­хал в Бу­энос-Ай­рес. Вновь об­ра­тив­шись к твор­че­ст­ву (с 1933), ис­пол­нял порт­ре­ты, мас­ки и кук­лы-ма­рио­нет­ки, соз­да­вал боль­шие жи­во­пис­ные се­рии («Мет­ро», 1943; «Ма­рио­нет­ки го­ро­да и де­рев­ни», 1943–44; «Фее­ри­че­ские пей­за­жи», 1946–47; «Грун­ты и зем­ли. Мыс­лен­ные пей­за­жи», 1951–1952, и др.), экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с разл. тех­ни­ка­ми. Ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния для Д. слу­жи­ли «од­но­род­ные про­стран­ст­ва» – мо­ре, снеж­ные на­но­сы, за­стыв­шие по­то­ки ла­вы, вы­щерб­лен­ные вет­ром ка­ме­ни­стые ланд­шаф­ты, сте­пи, пус­ты­ни (не­од­но­крат­но по­се­щал Сев. Аф­ри­ку, в 1947–49 пу­те­ше­ст­во­вал по Са­ха­ре); мно­го­слой­ная кра­соч­ная мас­са с при­ме­ся­ми пес­ка, гра­вия, ра­ку­шек и т. п. в его кар­ти­нах ими­ти­ру­ет по­верх­но­сти не­жи­вой при­ро­ды.

Д. ввёл в иск-во по­ня­тие ар брют. В порт­рет­ных се­ри­ях «Они кра­си­вее, чем по­ла­га­ют» (1946–47) и «Дам­ские те­ла» (1950–51) ка­ри­ка­тур­ные, аг­рес­сив­ные фи­гу­ры слов­но бро­са­ют вы­зов всем эс­те­тич. нор­мам; се­рия «Тек­сту­ро­ло­гии» (1957–59) вы­зы­ва­ет в па­мя­ти ста­рые, об­лу­пив­шие­ся сте­ны, ис­пещ­рён­ные тре­щи­на­ми гео­ло­гич. пла­сты; цикл «Ма­те­рио­ло­гии» (1959–60) обыг­ры­ва­ет фак­тур­ные ка­че­ст­ва мя­той фоль­ги и бу­ма­ги, тка­ней, по­ли­сти­ро­ла, смо­лы, вы­со­х­ших рас­те­ний и т. п. Кар­ти­ны позд­них цик­лов («Ур­луп», 1962–74; «Те­ат­ры па­мя­ти», 1975–78; «Пси­хо­ланд­шаф­ты», 1981–82, и др.) при­об­ре­та­ют сход­ст­во с то­по­ло­гич. го­ло­во­лом­кой, зри­тель­ны­ми ла­би­рин­та­ми, в ко­то­рых блу­ж­дают ир­ре­аль­ные об­ра­зы-фан­то­мы. Эту сис­те­му, сти­му­ли­рую­щую по­ис­ко­вую ак­тив­ность зри­тель­ско­го вос­при­ятия, Д. ис­поль­зо­вал так­же в скульп­ту­ре. По­кры­вая объ­ём­ные фи­гу­ры цвет­ны­ми ме­ан­д­ра­ми, ху­дож­ник соз­дал свое­об­раз­ную «скульп­то-жи­во­пись», раз­ви­ваю­щую­ся в про­стран­ст­ве. Д. за­ни­мал­ся и ис­кус­ст­вом кни­ги, в ко­то­ром ри­су­нок, текст, кал­ли­гра­фия со­став­ля­ют еди­ное це­лое. Ра­бо­ты Д. на­хо­дят­ся в Му­зее де­ко­ра­тив­но­го иск-ва и в Нац. му­зее совр. иск-ва в Па­ри­же, Му­зее совр. иск-ва в Нью-Йор­ке и др. со­б­ра­ни­ях.

Соч.: «Prospectus» et tous écrits suivants. P., 1967. Vol. 1–2; Bâtons rompus. P., 1986; Asphyxianting culture and other writings. N. Y., 1988.

Лит.: Catalogue des travaux de J. Dubuffet / Éd. M. Loreau. P., 1964–1984. Vol. 1–37; Picon G. Le tra­vail de J. Dubuffet. Gen., 1973; Thévoz M. Dubuffet. Gen., 1986; Glim­cher M. J. Du­buf­fet: towards an alternative re­ality. N. Y., 1987; Franzke A. J. Dubuffet. Köln, 1990; Webel S. L’Œuvre gravé et les liv­res illustrés par J. Du­buf­fet. P., 1991. Vol. 1–2; Pacquet M. J. Du­buf­fet. P., 1993.

Вернуться к началу