Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВИ́ЛЛА АДРИА́НА

Авторы: В. А. Кулаков
Вилла Адриана близ Тиволи. «Каноп».

ВИ́ЛЛА АДРИА́НА (Villa Adriana; Villa Hadriana), рим. вил­ла в 3 км к юго-за­па­ду от Ти­бу­ра (ны­не Ти­во­ли), в 25 км к вос­то­ку от Ри­ма. Наи­бо­лее мо­ну­мен­таль­ный и рос­кош­ный из двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лей ан­тич­но­сти (пл. ок. 120 га). Яд­ро В. А. со­ста­ви­ла вил­ла кон. 2 – 1-й пол. 1 вв. до н. э., с крип­то­пор­ти­ка­ми, пе­ри­сти­лем, ним­фе­ем, мо­за­ич­ны­ми по­ла­ми. Пе­ре­шла в соб­ст­вен­ность имп. Ад­риа­на в ка­че­ст­ве при­да­но­го его же­ны Ви­бии Са­би­ны. В 118–134 н. э. бы­ла рас­ши­ре­на и пе­ре­строе­на для его лет­ней ре­зи­ден­ции, мно­гое – по про­ек­там Ад­риа­на, в ко­то­рых от­ра­зи­лось его ув­ле­че­ние зод­че­ст­вом Древ­ней Гре­ции и Егип­та. Не­ко­то­рые ком­плек­сы соз­да­ва­лись и на­зва­ны по об­раз­цу па­мят­ни­ков и го­ро­дов, ко­то­рые по­се­щал Ад­ри­ан. На разл. уров­нях рас­по­ло­же­ны: ан­самбль имп. двор­ца, 3 биб­лио­те­ки, т. н. Мор. те­атр, Греч. те­атр, тер­мы и па­ле­ст­ра, т. н. Пе­чи­ле (Pe­cile – уве­ли­чен­ная ко­пия афин­ской стои Пой­ки­ле, пл. 232×97 м; с са­дом, бас­сей­ном, эс­пла­на­дой), «Ка­ноп» (по назв. эл­ли­ни­стич. го­ро­да в дель­те Ни­ла – ко­лон­на­ды, ка­риа­ти­ды, мра­мор­ные ле­ст­ни­цы, па­виль­о­ны, эк­сед­ра «Се­ра­пе­ум», рас­по­ло­жен­ные во­круг об­шир­но­го бас­сей­на пл. 119×18 м), храм Ве­не­ры, т. н. Ака­де­мия, Ли­цей, так­же ним­феи, пар­ко­вые тер­ра­сы, фон­та­ны и т. п. На вил­ле бы­ла раз­ме­ще­на цен­ней­шая кол­лек­ция скульп­тур и ру­ко­пи­сей. С сер. 2 в. В. А. при­шла в упа­док, позд­нее бы­ла раз­граб­ле­на и раз­ру­ше­на; часть про­из­ве­де­ний иск-ва имп. Кон­стан­тин Ве­ли­кий в нач. 4 в. вы­вез в Кон­стан­ти­но­поль. С сер. 15 в. на­чи­на­ют­ся не­кон­тро­ли­руе­мые рас­коп­ки В. А.; с 1870, ко­гда она ста­ла гос. соб­ст­вен­но­стью, ве­дут­ся сис­те­ма­тич. ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния и рес­тав­ра­ци­он­ные ра­бо­ты. Мно­гие про­из­ве­де­ния иск-ва из В. А. (св. 300 скульп­тур и др.) ук­ра­ша­ют разл. кол­лек­ции (ны­не – в Му­зе­ях Ва­ти­ка­на, Ар­хео­ло­гич. му­зее в Ти­во­ли и во мно­гих др. му­зе­ях ми­ра); на преж­нем мес­те час­тич­но со­хра­ни­лись скульп­ту­ры и за­ме­ча­тель­ные мо­заи­ки. В. А. опи­са­на в тру­дах А. Пал­ла­дио (1554), Ф. Де­лор­ма (1567), Ф. Кон­ти­ни (1668), П. Ли­го­рио (1723). Ар­хи­тек­ту­ра В. А. по­влия­ла на зод­че­ст­во 16–18 вв. (от Д. Бра­ман­те, Ра­фа­эля, А. Пал­ла­дио, Ф. Де­лор­ма, Ф. Бор­ро­ми­ни до Р. Ада­ма и Ч. Ка­ме­ро­на), яви­лась об­раз­цом для зна­ме­ни­тых двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лей в Ев­ро­пе. В. А. вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Aurigemma S. Villa Adriana. Roma, 1962; Franceschini M. de. Villa Adriana: Mo­saici, pavimenti, edifici. Roma, 1991; MacDo­nald W. L., Pinto J. A. Hadrian’s villa and its legacy. New Haven, 1995.

Вернуться к началу