Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БУШЕ́

Ф. Буше. «Купание Дианы». 1742. Лувр (Париж).

БУШЕ́ (Boucher) Фран­суа (29.9.1703, Па­риж – 30.5.1770, там же), франц. жи­во­пи­сец, сце­но­граф, ри­со­валь­щик и гра­вёр. Учил­ся у от­ца, жи­во­пис­ца Ни­ко­ла Бу­ше (ок. 1671–1743); в 1727–31 жил в Ри­ме. С 1734 чл. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (в 1765–68 ди­рек­тор); «пер­вый жи­во­пи­сец ко­ро­ля» (с 1765). Один из гл. мас­те­ров франц. ро­ко­ко, Б. в на­ча­ле творч. пу­ти ис­пы­тал влия­ние А. Ват­то (гра­ви­ро­вал его кар­ти­ны) и Дж. Б. Тье­по­ло. Пи­сал кар­ти­ны с ми­фо­ло­гич., пас­то­раль­ны­ми, жан­ро­вы­ми сце­на­ми («Ри­наль­до и Ар­ми­да», 1734, Лувр, Па­риж; «Три­умф Ве­не­ры», 1740, Нац. му­зей, Сток­гольм; «Ку­па­ние Диа­ны», 1742, Лувр, и др.); идил­лич. пей­за­жи, вы­дер­жан­ные в мяг­ких се­реб­ри­сто-зе­лё­ных то­нах («Вид в ок­ре­ст­ностях Бо­ве», нач. 1740-х гг., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), порт­ре­ты (се­рия порт­ре­тов мар­ки­зы де Пом­па­дур, по­кро­ви­тель­ст­во­вав­шей ху­дож­ни­ку). 1730–50-е гг. – пе­ри­од рас­цве­та та­лан­та Б.; он ис­пол­нил мно­го де­ко­ра­тив­ных ра­бот по за­ка­зам Лю­до­ви­ка XV и ев­роп. ари­сто­кра­тов, с не­ис­то­щи­мой фан­та­зи­ей ре­шая слож­ные ком­по­зиц. за­да­чи: в Вер­са­ле – пан­но и пла­фо­ны для жи­лых апар­та­мен­тов двор­ца («Ве­не­ра и Вул­кан», 1747, ны­не Лувр, и др.); для Ко­ро­лев­ской б-ки и оте­ля Су­биз в Па­ри­же, двор­цов Бель­вю (1750) и Фон­тенб­ло (1753). В позд­них про­из­ве­де­ни­ях, с их ус­лов­ным ко­ло­ри­том (оби­лие от­тен­ков ро­зо­во­го и го­лу­бо­го), изы­скан­ным спле­те­ни­ем ли­ний и слож­ны­ми ра­кур­са­ми, уси­ли­ва­ют­ся свой­ст­вен­ные ро­ко­ко де­ко­ра­тив­ность, чув­ст­вен­ность, не­сколь­ко же­ман­ная гра­ция, впе­чат­ле­ние «фар­фо­ро­во­сти» фи­гур; Д. Дид­ро рез­ко уп­ре­кал Б. в без­дум­ной лёг­ко­сти и хо­лод­но­сти.

Мно­го ра­бо­тал как ил­лю­ст­ра­тор («Ис­то­рия Фран­ции» Г. Да­ни­эля, опубл. в 1729; «Со­чи­не­ния» Моль­е­ра, 1734–35, и др.). С 1735 Б. вы­пол­нял кар­то­ны для го­бе­ле­нов – для ко­ро­лев­ских ма­ну­фак­тур в Бо­ве и Па­ри­же (в 1755–65 ин­спек­тор), эс­ки­зы для фар­фо­ро­вых из­де­лий Вен­сенн­ской и Севр­ской (1757–67) ма­ну­фак­тур. Оформ­лял спек­так­ли Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки (опе­ра-ба­лет «Га­лант­ная Ин­дия» Ж. Ф. Ра­мо, 1735; «Пер­сей» Ж. Б. Люл­ли, 1746; «Кас­тор и Пол­лукс» Ра­мо, 1764, и др.). В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие жиз­ни про­дол­жал мно­го ра­бо­тать над кар­ти­на­ми («По­к­ло­не­ние вол­хвов», 1764, Нац. му­зей, Вер­саль), ри­сун­ка­ми (в т. ч. ил­люст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям Ови­дия, 1767) и опер­ны­ми де­ко­ра­ция­ми, не­из­мен­но со­з­да­вая об­раз сча­ст­ли­во­го и без­мя­теж­но­го ми­ра. Сре­ди уче­ни­ков Б. – Ж. О. Фра­го­нар.

Лит.: Ф. Бу­ше. (Кат. вы­став­ки) / Вступ. ст. И. С. Не­ми­ло­вой. Л., 1970; Куз­не­цов И. А. Ф. Бу­ше. М., 1978; Ananoff A., Wilden­stein D. L’opera completa di F. Boucher. Mil., 1980; Brunel G. Boucher. P., 1986.

Вернуться к началу