Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БИЛИ́БИН

Авторы: М. Н. Соколов

БИЛИ́БИН Иван Яков­ле­вич [4(16).8.1876, поc. Тар­хов­ка, близ С.-Пе­тер­бур­га – 7.2.1942, Ле­нин­град], рос. гра­фик и сце­но­граф. Учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (до 1900) и од­но­вре­мен­но в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1895–98), в 1898 – в шко­ле А. Аж­бе в Мюн­хе­не, за­тем у И. Е. Ре­пи­на в мас­тер­ской М. К. Те­ни­ше­вой (1898–1900) и пе­терб. АХ (до 1904). Член ху­дож. объ­е­ди­не­ний «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1900) и Со­юз рус­ских ху­дож­ни­ков (1903–10; один из уч­ре­ди­те­лей).

Б. – един­ст­вен­ный из «ми­ри­скус­ни­ков», ог­ра­ни­чив­ший своё твор­че­ст­во рус. те­ма­ти­кой. Изу­чал др.-рус. ар­хи­тек­ту­ру и кре­сть­ян­ское нар. твор­че­ст­во (во вре­мя по­се­ще­ний Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Рос­то­ва Ве­ли­ко­го, Рус. Се­ве­ра в 1902–04), ис­поль­зо­вал свои впе­чат­ле­ния в из­вест­ных ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных из­да­ни­ях (с 1899) рус. нар. ска­зок («Ва­си­ли­са Пре­крас­ная», «Фи­нист Яс­ный Со­кол», «Ца­рев­на-ля­гуш­ка» и др.) и ска­зок А. С. Пуш­ки­на. В них Б. раз­ра­бо­тал осо­бый тип книж­но­го ди­зай­на (в тех­ни­ке ри­сун­ка ту­шью, под­цве­чен­ной ак­ва­ре­лью), твор­че­ски раз­ви­ваю­щий тра­ди­ции др.-рус. узо­ро­чья и книж­ной ми­ниа­тю­ры, рус. луб­ка, так­же и япон. кси­ло­гра­фии 18–19 вв.; он стал од­ним из эта­ло­нов нео­рус­ско­го сти­ля. Не­смот­ря на свой эс­те­тич. на­цио­на­лизм, Б. при­дер­жи­вал­ся ан­ти­мо­нар­хич. на­строе­ний, яр­ко вы­ра­зив­ших­ся в его ка­ри­ка­ту­рах 1905–06 (в жур­на­лах «Жу­пел» и «Ад­ская поч­та»). Луч­шие из те­ат­раль­ных ра­бот Б. (с 1904) – оформ­ле­ние ска­зочных опер Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва («Сне­гу­роч­ка», 1904, Нац. те­атр, Пра­га; «Зо­ло­той пе­ту­шок», 1909, Опе­ра С. И. Зи­ми­на, Мо­ск­ва; «Сад­ко», 1914, Нар. дом, С.-Пе­тер­бург, и др.); так­же кос­тю­мы для опе­ры «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (для Рус­ских се­зо­нов в Па­ри­же, 1908).

И. Я. Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Белая уточка». 1902.

В 1920 эмиг­ри­ро­вал из Но­во­рос­сий­ска, жил в Каи­ре и Алек­сан­д­рии, пу­те­ше­ст­во­вал по Егип­ту, Си­рии и Па­ле­с­тине (ис­пол­нил мно­го пей­за­жей с на­туры); в 1925 пе­ре­ехал в Па­риж. За ру­бе­жом, по­ми­мо книж­ных и те­ат­раль­ных ра­бот (опе­ра «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, 1930, Рус. опе­ра, Па­риж; ба­лет «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1931, те­атр «Ко­лон», Бу­энос-Ай­рес; спек­так­ли труп­пы А. П. Пав­ло­вой и др.), соз­да­вал кра­соч­ные пан­но для ча­ст­ных до­мов, эс­ки­зы фре­сок и мо­за­ик – для сир. пра­во­слав­но­го хра­ма в Алек­сан­д­рии (1925) и хра­ма Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы на Оль­шан­ском клад­би­ще в Пра­ге (1926–28). Ук­ра­сив сов. по­соль­ст­во в Па­ри­же пат­рио­тич. пан­но «Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич» (1935–36), Б. вер­нул­ся в Ле­нин­град, где по-преж­не­му вы­сту­пал как ху­дож­ник те­ат­ра и кни­ги (кос­тю­мы и де­ко­ра­ции опе­ры Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва «Сказ­ка о ца­ре Сал­тане» в ГАТОБ, 1937; иллю­ст­ра­ции к ­поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Пес­ня про куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва», 1938–39; не­оконч. цикл ил­лю­ст­ра­ций к рус. бы­ли­нам). Пре­по­да­вал в шко­ле ОПХ (1907–17), ИЖСА (проф. с 1936).

Соч.: На­род­ное твор­че­ст­во рус­ско­го Се­ве­ра // Мир ис­кус­ст­ва. 1904. № 11; Не­сколь­ко слов о рус­ской оде­ж­де в XVI–XVII вв. // Ста­рые го­ды. 1909. Июль – Сен­тябрь; Рус­ское де­ре­вян­ное се­вер­ное зод­че­ст­во // Тру­ды Все­рос­сий­ско­го съез­да ху­дож­ни­ков. П., 1914. Т. 2.

Лит.: И. Я. Би­ли­бин: Ста­тьи. Пись­ма. Вос­по­ми­на­ния о ху­дож­ни­ке. Л., 1970; Го­лы­нец С. И. Би­ли­бин. Л., 1988; Кши­цо­ва Д. «Я боль­шой на­цио­на­лист и очень люб­лю Рос­сию»: И. Я. Би­ли­бин и Че­хия // На­ше на­сле­дие. 2004. № 70.

Вернуться к началу